WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Аня Салтыкова

Путешествие Москва — Брест: 1000 км за рулем Jeep и никаких плясок с бубном

Наш редактор Аня Салтыкова отправилась в автомобильное путешествие по очень нетривиальному маршруту, проделав путь в 1000 километров от Москвы до Бреста и теперь рассказывает о том, куда сходить, что просмотреть, а заодно делится эмоциями от внедорожников Jeep.

Шампанское по утрам - удел аристократов или дегенератов. Но никто ведь не интересуется у этого аристократа (или хорошо, пускай дегенерата) почему он, этот прекрасный человек, пьёт по утрам шампанское. По какому случаю, какие события процесс предваряли, в конце концов, из каких бокалов он пьёт этот потрясающий напиток и в каком месте.

А все почему? Потому что вся наша обыденность состоит из миллионов клише. И именно по такому принципу, если вы отправляетесь в путешествие на автомобиле, без всякого суда и следствия, вы попадаете в категорию «последний романтик» или «искатель приключений на свою голову».

Причём если с тезисом, что путешествия на машине - удел романтиков ещё можно согласиться, все-таки пустынная дорога, рассветы и закаты, то насчёт искателей приключений на свою голову, я бы поспорила. Мне кажется, все зависит от машины, которой вы доверили это дело и путешествие на каком-нибудь трехлетнем «китайце» по столичным дорогам может быть гораздо опаснее в сравнении с путешествием по выжженным тропкам Ирана на условном Cherokee. И больше того, второе будет никаким не приключением, а комфортной поездкой.

Я не случайно привела в пример Cherokee. Именно автомобили марки Jeep прочно ассоциируются с дальними путешествиями, поиском приключений и исследованием неизведанного. Собственно, на «Джипах» мы и отправились по маршруту Москва – Брест, а именно, на Compass, Сherokee и Wrangler сразу. Согласитесь, маршрут очень нетривиальный, но повод был: в этом году, 14 сентября, Брест отметит свой миллениум — городу исполнится 1000 лет. Кстати это созвучно и с километражом, разделяющим его с нашей столицей — ровно 1000 км пришлось проделать нам, странствующим журналистам, до Брестской крепости.

Мы-то поехали в командировку для того, чтобы испытывать машины в дальней дороге. Но вам советую ехать по тому же маршруту, если:

  • хочется попутешествовать, а ехать в Европу нет ни времени, ни сил, ни шенгена.
  • тривиальные маршруты типа «Москва — Минск» вас не привлекают.
  • вы любите историю и хотите изучать ее ориентируясь на собственные исследования.
  • вы действительно хотите поехать в Европу на машине и рассматриваете Брест как перевалочный пункт.

В общем, ещё тысяча миллионов раз «может» и теория вероятности мне тут вряд ли поможет.

О маршруте

А теперь непридуманный опыт автора статьи — тем, кто любит путешествовать на машине, уверена, эти знания пригодятся. Дорога от Москвы до Бреста — классная, если, конечно, вы не захотите пуститься во все тяжкие и поехать сельскими окольными тропками, — это федеральная трасса М1 с хорошим асфальтом, большим количеством заправок, довольно сносным кофе и лишь изредка встречающимися сотрудниками ГИБДД, затаившимися в кустах. Учитывая исключительное везение автора статьи и его частые встречи с сотрудниками правопорядка (порой, даже более частые, чем с родителями) — можно спокойно ехать и не беспокоиться о том, что в кошельке не осталось крупных купюр.

Если российская часть трассы представляет собой две полосы в каждую сторону, ограничение скорости в 90 км/ч (читай, 110 км/ч), нагромождение населенных пунктов и несметное число знаков, вынуждающее ехать иногда и 50-60 км/час, то на белорусской части все гораздо приятнее. Знаки разрешают движение со скоростью 120 км/час (превышать можно на 5 км/ч), а пешеходные переходы, где скорость ограничена, попадаются очень редко. Заправки встречаются, примерно, каждые 40 км, а вдоль трассы можно найти множество зон отдыха, где можно остановиться. Таблички со скоростными ограничениями легко читаются (но, лучше, если у вас, как и в наших Jeep’ах есть навигатор, который уже знает, где и с какой скоростью можно ехать — за 8 часов дороги начинаешь пропускать таблички одну за одной), разметка в идеальном состоянии, а перед каждой камерой установлен предупреждающий указатель «Фото фиксация» на жёлтом фоне или кружок на белом фоне.

Кстати, трасса с пересечением границы неожиданно становится красивее: аисты, поля, леса — интересно правда ли это так, или это игры моего восприятия под кодовым названием «потому что не в России»?

Моя коллега, порой называемая в редакции «амбассадором Джипа» за то, что перетестировала уже все машины этой марки и знает их вдоль и поперек, заклинала меня выбрать Cherokee для поездки по маршруту, потому что это будет «чистый кайф». Причем, делала она это так активно, что я уж было представила как буду толкаться и переступать через головы мастодонтов автомобильной журналистики, но… Мастодонты вежливо уступили мне этот автомобиль, девушка же…


Выйдя из машины, я готова была сказать: «Ну что, господа, давайте-ка обратно»!

И что вы думаете, 1000 км от Москвы до Бреста, после ночного перелета и 3 часов сна, на Jeep Cherokee действительно оказались чистым кайфом. Они прошли не то, что незаметно… Выйдя из машины, я готова была сказать: «Ну что, господа, давайте-ка обратно»! Мне не понадобились ни фильмы, ни аудиокниги, ни пляски с бубном, для того, чтобы скоротать время. Возможно, дело в том, что я смахивала на тушеный кабачок после перелета, но скорее я поверю в то, что в этой машине не чувствуется дорога. Есть только вы, руль и сменяющаяся картинка за окном. Звучит классно, и это, безусловно, большая заслуга инженеров компании Jeep, но, если подумать, — ситуация страшная.

Если раньше земной шар казался таким необъятным, бесконечным в своих просторах, а обогнуть его могли лишь безрассудные путешественники, способные откреститься от всего, что связывает их с бытом и отправиться познавать мир, то с появлением марки Jeep мир закруглился. Он стал конечен. Появилась точка А из которой выехал автомобиль и точка Б, куда он должен прибыть. А задача путешественника (причём отныне любого человека, не обязательно бородатого и выносливого, способного подвязать мачту, добыть огонь и разговорить вождя племени в джунглях) лишь получить расчёт средней скорости и добавить парочку симпатичных заправок по пути.

Таинственная магия далеких путешествий, которую мы впитывали, слушая сказки перед сном, рассеялась — они стали прогнозируемыми и определёнными. Отныне есть автомобиль — он комфортен и надёжен, в нем есть круиз-контроль, система Lane Sense Departure Warning-Plus, которая следит за разметкой и при выезде из полосы без поворотника возвращает машину в ряд или ещё чего хуже, адаптивный круиз-контроль, который ведет вас за впередиидущей машиной. В автомобиле больше не ощущается дорога, в нем не затекают ноги, не сводит спину – нет больше привычных атрибутов дальнего путешествия на машине. Tempora mutantur et nos mutamur in illis (времена меняются и мы меняемся вместе с ними) — говорили римляне, и нам остается только смиренно это принять.

Must-have или что взять в поездку

Самая короткая часть этой статьи — информация о том, что нужно взять с собой, отправляясь в путешествие до Бреста. Я взяла с собой кучу вещей для того, чтобы делать красивые фотографии в Instagram — с этими машинами невозможно не фотографироваться. Но вы берите с собой, помимо стандартного набора документов, страховку на автомобиль — грин-карту, которую можно купить и перед самой границей. Загранпаспорт не понадобится! И, кстати, граница между Россией и Белоруссией, как никогда лучше описывается фразой из популярных мемов, «вроде бы есть, а вроде и нет». Машины выборочно останавливают для проверки наличия российских паспортов, но с нами такого не приключилось.

Желательно, конечно, иметь в кармане хотя бы парочку купюр белорусских рублей на всякий случай — к сожалению, наши рубли не принимают, но наличие карточки решает все проблемы. А еще, я бы запаслась знанием, где лучше провести ночь и выспаться с дороги — гостиниц здесь много, но все они слегка советские, поэтому если вы не любите ностальгировать, а любое напоминание о детстве отдается щекоткой где-то в районе ключицы — лучше заранее поискать себе ночлег на Booking.

Ну и главное, почему сюда стоит отправиться!

Белоруссия — это место, минуя которое вы попадаете в другой мир — мир людей с другим сознанием и иным отношением к обыденности. А еще, это страна, в которой по-прежнему можно увидеть памятники Ленину, услышать названия улиц времен СССР и даже найти колхозы. А еще здесь есть то, что совершенно не знакомо нам, россиянам, и порой даже приводит в ступор — это чистота на дорогах и хорошее асфальтовое покрытие, которое не исчезает как только вы отъезжаете на расстояние примерно 100 км от города.

Мы предложим вам вариант маршрута, следуя которому можно не только прочувствовать атмосферу страны, но и узнать о ее истории, а также эмоционально поживиться.

Несвижский замок

Обязательно побывайте тут — это один из самых красивых замков в Беларуси и даже внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен он в городе Несвиж, на половине пути между Минском и Гродно. Средневековую крепость, воздвигнутую по проекту итальянского архитектора, окружает английский парк — здание просто утопает в зелени, красиво возвышаясь над маленьким городком. Состояние Несвижского замка, как и многое в Белоруссии превосходно — здесь сохранен оригинальный интерьер, антикварная мебель, посуда и предметы искусства.

Возможно, в нем нет роскоши царских дворцов — Несвиж изначально принадлежал польско-литовским магнатам Радзивиллам, и их богатству и влиянию далеко до императорских, да и замок, к сожалению, не один раз перестраивали. Затем, во время Великой Отечественной войны, здесь располагался госпиталь для летчиков Люфтваффе, а после — ведомственный санаторий КГБ, из-за чего большие залы переоборудовались в скромные палаты для его постояльцев. Но, во-первых, его пытаются привести в первоначальный вид (и, нужно сказать, успешно), а, во-вторых, это и есть история, которую можно ощутить и к которой можно прикоснуться.

Мирский замок

Эта средневековая крепость относится к XVI веку — она была построена на средства магнатских родов Радзивиллов и Святополк-Мирских. Это яркий пример готического стиля в оборонительных сооружениях: массивные стены, внутренний двор-колодец, величественные башни. В то же время убранство парадных залов сочетает в себе стили рококо, барокко и готики, а выставки оружия и средневековые доспехи соседствуют с бальными помещениями. Вокруг крепости разбит классический английский парк и, при желании, здесь можно прогуляться — пройтись по дорожкам старого яблочного сада, между высоких сосен, почувствовав энергетику времени.

Страусиная ферма в Кобрине

Да, после замка на ферму к страусам! Зато не перегрузите себя информацией и получите массу впечатлений.

Расположенная в живописном уголке недалеко от Кобрина ферма является самой большой в СНГ и занимает 10 гектаров площади. Здесь можно познакомиться с черными африканскими страусами, а затем продегустировать их мясо. Не знаю, как можно увлеченно делать селфи с этими ребятами, а потом их есть… Но нам предложили сначала их съесть, а потом познакомиться, а так, вроде бы, и не так грустно… В общем, если решитесь попробовать страуса, пожалуйста, сначала ешьте, а потом знакомьтесь с ними. Они глупенькие, конечно, но страшно добрые!

Ну и, конечно, еноты там просто потрясающие. Обязательно познакомьтесь с ними!

Брестская крепость

Брестская крепость, она же Брест-Литовская — один из самых важных памятников российской и советской военной истории. Этот мемориал посвящен событиям 22 июня 1941 г., когда фашистская Германия развязала войну с Советским союзом. Однако сама крепость была построена задолго до этого дня — она была воздвигнута на месте города Брест-Литовска и сыграла очень важную оборонительную роль еще в годы Первой мировой войны. В августе 1915 г. крепость захватили немцы и удерживали ее в течение трех лет. И только в 1921 г. по условиям Рижского мира она была передана во владения II Речи Посполитой. В 1939 году контроль над Брестом и Брестской крепостью отошел к Советскому союзу, и до войны она использовалась советскими властями как политическая тюрьма. А еще позже, в первые месяцы войны, летом 1941 года здесь состоялось одно из первых ключевых сражений Второй мировой войны.

Сразу скажу, что я с трудом сдерживала слезы, слушая в арке главного входа, исполненного в форме звезды, песню «Священная война». Брестская крепость — это не туристический объект, а мемориал и это нужно понимать. Учитывая тот факт, сколько человек здесь погибло в годы Великой Отечественной войны, а также тот факт, что поиск погибших начали далеко не сразу после окончания войны, посетители ходят по чужим костям, в прямом смысле.

Археологический музей «Берестье»


Прямо на территории Брестской крепости находится археологический музей «Берестье». Его уникальность заключается в том, что выставочные экспозиции расположены в строении, которое надстроили над раскрытым археологическим раскопом. На глубине около 4 метров находится около тридцати жилых и хозяйственных деревянных строений, а еще остатки дворового настила, частокола, которым чуть меньше тысячи лет. Представляете, орудия труда, вооружение, принадлежности костюма, женские украшения — все сохранилось почти в идеальном состоянии.

Брестский железнодорожный музей

Здесь представлены почти все железнодорожные поезда, которые когда-то ездили по «Чугунке» — так и по сей день называется белорусская железная дорога. Причем, как утверждает руководство музея, почти все поезда действующие, а в некоторые из них можно даже подняться и все потрогать — мужчины и дети будут в полнейшем восторге.

Надеюсь, прочитанный гид в полной мере удовлетворил ваше любопытство и вы одним глазом дочитываете статью, а вторым — окидываете взглядом квартиру, прикидывая примерный список вещей, которые возьмете с собой в путешествие!

Но главное — не забудьте позаботиться о вашем автомобиле. Список того, что стоит взять в путешествие можно найти тут.

Фото: пресс-служба Jeep
WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32