bagio-winter
Евгения Жилина

Правда из морга: воспоминания московских санитаров о самых страшных мотоавариях

С каждым годом защитная экипировка мотоциклистов становится все более совершенной, но даже она не всегда спасает от смерти. Поговорили с действующими санитарами и выяснили, какие травмы в их практике были самыми страшными.

Если верить статистике ГИБДД, мотоциклисты гибнут на дорогах примерно на 15-20% чаще автомобилистов, и это неудивительно, учитывая специфику этого вида транспорта. Мы пообщались с действующими санитарами одного из московских моргов, а также бывшим санитаром больницы, которые рассказали о погибших и пострадавших после ДТП с участием мотоциклов. Все описанные истории произошли в Москве. По этическим соображениям мы изменили имена, а также не указываем названия учреждений.

«В тот день к нам поступило несколько человек, и один из них был молодым парнем, который попал в аварию на мотоцикле. Мне сказал другой санитар, что пострадавший вроде как был без шлема, и поэтому получил очень серьезную травму головы. Я помню того молодого человека: он лежал неподвижно на металлической каталке, и я даже не сразу понял, что, собственно, произошло. Но когда подошел ближе, все стало ясно: у него был расколот череп и через трещину мозг уже начал вытекать на каталку. Но самое ужасное было то, что его глаза оставались открытыми, и он продолжал дышать, хотя спасти его было невозможно.
Мы все понимали, что он не жилец, что совсем скоро умрет, но не мог же я везти человека, который продолжает дышать, в морг. Это был жуткий момент: я до сих пор помню его лицо и пустые глаза. Все это длилось минут 15, уже успели связаться с родственниками. Непонятно, что нужно было сказать им в той ситуации: «ваш сын пока жив, но еще пара минут и он отправится на тот свет, так что начинайте звонить в похоронное бюро?».
«И вот еще история: на тот момент я проработал санитаром уже почти год и каких только травм не насмотрелся, особенно, среди мотоциклистов. В конце 90-х вообще многие пренебрегали и правилами, и экипировкой. Тот мотоциклист ехал по дороге, где были какие-то проблемы с освещением: то ли уличный фонарь погас, то ли еще что-то. Сейчас уже сложно сказать, но, судя по всему, он не увидел кочку или камень, и мотоцикл завалился на бок. Скорость была высокой и транспорт протащило еще метров десять, может больше. Если бы его отбросило подальше, может, он и остался бы жив, но его «протащило» по асфальту вместе с мотоциклом. В результате, вся правая нога была стерта до кости о дорожное покрытие, словно ластик. Когда его привезли, он был без сознания, и, забегая вперед, он так и не пришел в себя. Врачи пытались как-то помочь, но потеря крови была огромной, шансов почти не было.
Как потом выяснилось, парень был из очень благополучной семьи, совсем недавно женился, в больницу приехали и супруга, и родители. Подумать страшно, как они пережили гибель единственного сына. Хоть я уже не работаю санитаром, но, насмотревшись на последствия ДТП, даже пустую улицу не перехожу на красный свет и максимально аккуратно вожу автомобиль».

Фото Alexander Fox / Pixabay

«Мотоциклистов достаточно редко привозят в морг сразу после ДТП. Чаще всего после аварии они попадают в больницу, так как смертельных исходов, к счастью, не так много, хотя они все же бывают. Этот случай произошел больше десяти лет назад, так что сейчас мне уже трудно вспомнить все подробности того происшествия. К нам в морг привезли мотоциклиста после ДТП, он был в шлеме и полной экипировке. Но, когда мы сняли шлем, который бы практически цел, оказалось, что его череп под ним был расколот.
Если мне не изменяет память, это произошло летом, так что на гололед трагедию списать нельзя. Скорее всего, мотоциклист перестраивался или подрезал кого-то на Третьем транспортном кольце, в результате чего не справился с управлением. Он влетел головой в бордюр в правом ряду и погиб мгновенно, так как скорость была какая-то феноменальная: я почти уверен, что больше 200 км/час. Конечно, это была не единственная травма: у мужчины были сломаны нога и шея, при падении с мотоцикла на такой скорости невозможно «отделаться» одной головой, сами понимаете.
В любом случае, шлем нужно надевать обязательно, хотя, как показывает практика, даже он не всегда гарантирует выживание. Но шансы повышает — это 100%. Проблема в огромной скорости, когда любой удар может стать роковым из-за силы».
«По моей практике, а я почти 20 лет работаю в моргах, самые частые травмы у мотоциклистов — черепно-мозговые и переломы шеи, позвоночника. В России пока не так распространена специальная защита для шеи, так что эта область оказывается одной из наиболее «опасных» и уязвимых. Еще при падении очень часто страдают кисти и ключицы.
Вообще травмы, которые в итоге оказываются смертельными, можно сравнить с повреждениями, которые человек получает после падения с большой высоты: разрыв аорты, внутренние кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, внутримозговые гематомы, переломы конечностей, само собой.
Доводилось сталкиваться с генитальными травмами, которые встречаются, если человек ехал на мотоцикле с выступающим бензобаком или на чоппере. Обширные рваные раны в области промежности иногда не дают сразу определить, какого пола был человек. Однажды к нам привезли труп после очень серьезной аварии, когда на паховую область пришелся сильный удар, буквально сделавший в этом месте кровавую кашу, так что мы не сразу определили, что погибший был мужчиной. Но такой случай скорее исключение.
Очень редко среди участников ДТП с мотоциклами встречаются пьяные, зато владельцы скутеров часто грешат этой дурной привычкой. Некоторые приобретают мопеды, именно для того, чтобы из гаража «гонять за водкой», если вдруг потребовалась добавка. Они почти всегда пренебрегают экипировкой, и в пьяном виде регулярно не могут справиться с управлением. Но смертельные случаи встречаются не так часто, все-таки скорость небольшая. Не помню, чтобы к нам в морг привозили сразу двух погибших, которые ехали бы на одном мотоцикле. Это закономерно, и я сам, как бывший мотоциклист, говорю: когда едешь не один, то осторожность возрастает в сто раз, ведь ты несешь ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь другого человека. В любом случае, когда садишься на мотоцикл, очень важно не забывать, что это транспорт повышенной опасности, так что нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным все время, следить за исправностью деталей, учитывать погоду и состояние дорог. Только так можно снизить вероятность ДТП».
bagio-winter