Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Слухи говорят о том, что компания может вернуться. Ищем причины ухода марки из Королевского автоспорта и анализируем перспективы возвращения.


История Porsche в мировом автоспорте насчитывает уже не один десяток лет, и осталось не так много времени до того момента, когда у нас появится возможность отметить столетие немецкого бренда в гонках. Даже перед самым началом Второй мировой войны автопроизводитель создавал гоночные автомобили — например, Porsche Type 64, разработанный лично основателем компании Фердинандом Порше и выпущенный в 1939 году.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Победа в гонке «24 часа Ле-Мана» в классе S1.1, выступления в «Формуле-1» как в качестве заводской команды, так и в качестве производителя силовой установки, победы вместе с командой McLaren, а также гонки «Формулы-2», заезды «1000 километров Нюрбургринга», «1000 километров Спа», «1000 километров Монца», и, разумеется, чемпионаты IMSA и DRM (прототип будущего чемпионата Германии DTM). В начале восьмидесятых годов Porsche даже собирались принимать участие в гонке Indy 500, однако команда решила сначала провести тесты. В итоге немецкие конструкторы побили рекорд трассы в Онтарио! Организаторы гонки сразу же изменили технический регламент, ограничив мощность силовых установок, и Porsche сняли свою заявку.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

По оценкам немецких специалистов, Porsche и вовсе является рекордсменом по количеству выигранных гонок в истории автоспорта! Они подсчитали, что за рулем автомобиля данной марки гонщики побеждали в 34 000 заездах за всю историю. В 2006 году автопроизводитель поставил другой рекорд: Porsche произвели и поставили целых 195 гоночных автомобилей для различных гоночных серий – это и Spyder LMP2, и 911 GT3-RSR, и GT3 Cup и многие другие.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Кроме того, сами по себе дорожные машины Porsche являются синонимом надежности, скорости и безупречного управления, воплощая в своем классическом дизайне все лучшее, что есть в автопроме.

Конечно, мы помним и о других успехах: например, выступления легендарного раллиста Вальтера Рёрля в WRC за рулем Porsche 924 GTS или многочисленных гонщиков в национальных чемпионатах. Вспоминаем, что в региональном чемпионате Испании по ралли машины Porsche доминировали с 2009 по 2015 год.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

И все же самые громкие успехи Porsche в автоспорте связаны с далеким прошлым. В последние годы мы видим машины немецкого бренда в гонках на выносливость и в заездах Ле-Мана, но очевидно, что автопроизводитель хочет большего — он хочет такого же громкого успеха, как у Mercedes в «Формуле-1». Почему мы не видели Porsche уже полвека в Королевском автоспорте и может ли вернуться легендарный бренд — попробуем ответить на эти вопросы.

Porsche в «Формуле-1»: история выступлений

Как и в случае с Aston Martin, о возвращении которых в «Формулу-1» мы уже писали, Porsche добились огромных успехов в автоспорте в пятидесятых годах XX века. И с началом шестидесятых руководители компании решили «замахнуться» на Королевский автоспорт, тем более этому благоприятствовал и технический регламент 1961 года: немецкий бренд уже участвовал в «Формуле-2», а новый регламент фактически повторял младшую формулу во многих аспектах, поэтому затраты на участие оказались гораздо ниже планируемых. На старт сезона 1961 Porsche выставили модернизированные болиды «Формулы-2», 787 и 718/2. Успех оказался ошеломительным: известный американский гонщик Дэн Гёрни завоевал три подиума в дебютном для команды сезоне — на Гран-при Франции, Гран-при Италии и Гран-при США. По итогам чемпионата Гёрни и вовсе разделил третье место вместе с гонщиком команды Lotus, легендой британского автоспорта Стирлингом Моссом. Такие прекрасные результаты заставили конструкторов Porsche наконец задуматься о принципиально новом болиде.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Главный конструктор Леопольд Шмидт, а также Ганс Хоник и Клаус фон Рюкер создали автомобиль Porsche 804 для участия в гонках «Формулы-1» 1962 года. Оппозитный двигатель на 8 цилиндров, мощность более 204 л.с., передняя и задняя подвеска на торсионах, принципиально новая система охлаждения и, самое главное, на болиде 804 стали использоваться дисковые тормоза вместо барабанных. Заметим, что Porsche также использовали шестиступенчатую коробку передач, в то время как большинство конкурентов, включая Ferrari, пятиступенчатую.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Пожалуй, болид 804 уступал лишь революционному Lotus 25, ведь в 1962 году руководитель Lotus Колин Чепмен впервые внедрил в F1 «монокок», изменив само понятие «шасси» в автоспорте. В остальном Porsche намеревались бороться как минимум за подиумы. К сожалению, машина не отличалась надежностью, зато почти не уступала в скорости Lotus. И на Гран-при Франции 1962 года случилось историческое событие: команда выиграла свою единственную гонку в истории «Формулы-1»!

В достаточно хаотичном заезде Дэн Гёрни умудрился опередить и Джима Кларка, и Брюса Макларена, и Филла Хилла!

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Фантастический результат для Porsche, которые также «отвоевали» подиум на Гран-при Германии 1962 и заработали очки в последних гонках сезона. Казалось, были все предпосылки для дальнейшего развития в «Формуле-1», но Ферри Порше (сын основателя компании) внезапно сворачивает программу в Королевском автоспорте.

Первый вопрос: почему они ушли? Второй вопрос: увидим ли мы когда-нибудь еще команду Porsche в F1? Ответ далее в нашей статье.

Причины ухода Porsche из «Формулы-1»

Решение об уходе оказалось неожиданным и жестким: небольшое, «сухое» заявление о том, что немецкий бренд прекращает свою программу в Королевском автоспорте. Компания предельно конкретно обозначила свои приоритеты: производство дорожных автомобилей, экономия средств и нежелание участвовать в погоне за высокими технологиями, вкладывая огромные средства в самый престижный вид автоспорта без явной экономической выгоды.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

По схожим причинам из F1 ушли в свое время Toyota в 2009 и BMW в 2010.

Надо понимать, что «Формула-1» — это очень, очень дорогой вид спорта с очень дорогими взносами на участие в гонках. При этом выгода от такого участия порой может быть очень сомнительной — маркетинговый и спортивный эффект тяжело просчитать в абсолютных цифрах. Кроме того, F1 может быть прибыльной лишь при условии успеха в гонках, а это чрезвычайно сложная задача, которая может быть непосильной даже для самых крупных заводов и автопроизводителей. Porsche в 1962 году не могли похвастаться таким же запасом сил, как, например, Mercedes или Ferrari.

В итоге нехватка человеческих ресурсов и невозможность внедрения технологий F1 в обычные автомобили стали основными причинами ухода немецкой марки из элиты автоспорта. Кроме того, Porsche банально пожалели потраченных денег: они посчитали, что за два сезона выступлений в F1 потратили несколько годовых бюджетов компании, которые можно было пустить на иные цели, и все эти усилия точно не стоили одной-единственной победы. А соревноваться за титул в то время с такими монстрами, как Ferrari или Lotus во главе с гениальным Чепменом, было невозможно.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Porsche сложили дважды два и получили простое и ясное решение. Тут следует отметить и почти маниакальную рациональность всех немецких брендов, когда речь идет об автоспорте: несмотря на достаточный запас ресурсов, для них всегда важно понимать свои возможности и есть ли потенциал для побед, какой долгосрочный эффект дадут инвестиции.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Mercedes в 2010 году выкупили чемпионский коллектив Brawn GP вместе с Россом Брауном во главе, потому что понимали, что покупают по очень низкой цене потенциально лучший коллектив «Формулы-1» (в итоге так и вышло). Однако такие возможности появляются раз в несколько десятилетий, а если мы возьмем BMW, то у них и вовсе никогда не было подобных шансов. Если же речь заходит о Porsche — сначала они планировали свое возвращение в «Формулу-1» в сезоне 2010 при поддержке Берни Экклстоуна, который тогда владел Королевским автоспортом, но проект был «заморожен» из-за неуверенности руководителей компании в целесообразности выступлений. Пару лет назад Porsche снова планировали вернуться в F1, но их испугал печальный опыт сотрудничества McLaren и Honda в 2015 году, когда японская компания провалилась и была вынуждена восстанавливать свою репутацию несколько лет. Экс-руководитель Porsche Вольфганг Дюрхаймер тогда заявил: «или мы контролируем все факторы конкурентоспособности машины и соревнуемся в равных бюджетных условиях, или мы не приходим в «Формулу-1» — нам нужно быть уверенными в успехе проекта». История о «вечном возвращении Porsche» уже стала неким мифом F1, в который мало кто верит.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

И все же надежда есть! В 2020 и в 2021 постепенно нарастают слухи о том, что Porsche планируют вернуться в «Формулу-1».

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Что подтолкнуло руководство компании к размышлениям о Королевском автоспорте, и насколько в этот раз реальны перспективы ее возвращения?

Перспективы возвращения Porsche в «Формулу-1»

Еще год назад почти каждое издание буквально «кричало» о том, что Porsche планируют выкупить команду Red Bull в F1. Дело в том, что мотористы Red Bull, Honda, в 2020 году объявили о своем уходе из Королевского автоспорта по окончании сезона 2021, и австрийская команда оказалась в достаточно затруднительном положении без поставщиков силовых установок. К тому же до пандемии коронавируса планировался новый регламент с ограничениями бюджетов как раз с 2021 года, а одним из главных условий прихода Porsche в «Формулу-1» были равные финансовые условия. В общем, компания «поймала» тот самый благоприятный момент, когда можно было инвестировать в большое автоспортивное будущее. Кроме того, немецкий бренд рассматривал возможность поставлять двигатели Red Bull вместо Honda.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

Слухи циркулировали вплоть до зимы 2021. Но сначала внедрение нового регламента сместили на сезон 2022 года, и немецкая компания охладела к идее вновь гоняться в F1, особенно на фоне кризиса COVID-19. А затем в первой половине февраля этого года команда Red Bull договорились с FIA, «Формулой-1» и другими коллективами о «заморозке» двигателей в Королевском автоспорте с 2022 по 2024 год, почти сразу объявив и о создании моторного подразделения Red Bull Powertrains Limited. Стало ясно, что австрийский гигант-производитель самых известных энергетических напитков в мире оставил идею ухода из большого автоспорта, и план покупки Porsche одного из лидеров «Формулы-1» провалился.

Тем не менее, нынешний глава немецкой компании Оливер Блюм в марте 2021 сообщил, что Porsche все равно хотели бы вернуться в Королевский автоспорт, но уже в 2025 году. Главной предпосылкой к приходу остается технический регламент 2025, совершенно новые болиды с абсолютно новыми силовыми установками, при создании которых приоритетами станут экологичность и сокращение расходов — как раз те направления деятельности, на которые делают ставку в Porsche.

Porsche в «Формуле-1»: ждать ли их возвращения в 2022 году?

И само собой, ограничения бюджетов, причем к 2025 году ожидается, что F1 еще больше подешевеет, что позволит привлечь больше автомобильных концернов, в том числе участников Volkswagen Group. К тому же в 2025 году планируется избавиться от мотора-генератора MGU-H в двигателе, одной из самых сложных и дорогостоящих частей в современном болиде «Формулы-1», что также упростит жизнь новым участникам.

Правда, есть нюанс: по некоторым слухам VW планируют выставлять не Porsche, а Audi в «Формуле-1». С другой стороны, учитывая одну из главных целей F1 в 2025 году, а именно «привлекательность концепта для новых производителей», можно не сомневаться в том, что Porsche постарается приложить все усилия, чтобы как минимум войти в число претендентов на участие в Королевском автоспорте, особенно учитывая славную автоспортивную историю.

Фердинанд Порше основал компанию в 1931 году. В 2010 году машины Porsche были признаны самыми надежными в мире по версии J.D. Power and Associates, обогнав даже Toyota, и по версии многих специалистов, именно немецкая компания одержала наибольшее число побед в истории автоспорта.

И даже за пару лет пребывания в «Формуле-1» Porsche завоевали одну победу и несколько подиумов — достижение, к которому многие компании идут десятилетиями, но так и не приходят (например, те же самые Toyota).

Приход в F1 такого гиганта, как Porsche, даст Королеве автоспорта новое развитие как в области высоких технологий, так и в области дорожного автомобилестроения. Также возвращение немецкого бренда простимулирует новый вектор конкуренции в «Формуле-1» и привлечет как инвесторов, так и другие автомобильные концерны.


Вам будет интересно

Случайные материалы