WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Артём Якимов

Покупка автомобиля из-за границы глазами профессионала

Везти или не везти, вот в чём вопрос! Мы могли бы разобраться и сами, но попросили рассказать об автомобилях с зарубежных рынков настоящего эксперта в этом деле.

Несмотря на возможное очередное повышение утилизационного сбора, автомобили продолжают ввозить в РФ из-за границы — Европы, Китая, Кореи, Японии и других стран. Кто-то к процессу «пригона» относится скептически, а кому-то вообще непонятно, зачем тащить автомобиль из-за рубежа, если у нас достаточно обширный внутренний рынок. Что ж, мы постарались в этом разобраться, развеять сомнения и ответить на самые популярные вопросы.

Зачем везти транспорт из-за границы

На самом деле причин несколько. Наиболее распространённая — невозможность официально купить модель интересующего бренда. Безусловно, параллельный импорт никто не отменял, но наценки на уже ввезённые машины зачастую делают их приобретение экономически нецелесообразным.

«Брать у дилеров, которые таковыми больше не являются, BMW, Mercedes, Porsche и подобные автомобили просто невыгодно, даже скорее нереально, не говоря уже о выборе комплектаций. У тех, кто привык к премиуму и комфорту, переходить на заполонившие рынок сотни марок с непроизносимыми названиями желания нет. Я не утверждаю, что они плохие, но всё же разница есть».

«А как же “вторичка”?» — спросите вы. И будете правы, но существуют нюансы. Первый состоит в том, что стоимость подержанного транспорта давно вышла за все разумные пределы. Второй же аспект — состояние этих непомерно дорогих экземпляров. «Живых» авто становится всё меньше, так что поиски действительно хорошей машины в приличном состоянии могут либо вообще не увенчаться успехом, либо занять слишком много времени. Эти причины и возродили спрос на поставку машин из других стран.

Как подобрать себе подходящий автомобиль и с чего начать

При выборе личного автомобиля будущие владельцы нередко совершают одну и ту же ошибку — фокусируются только на внешности и имидже машины, не испытав её в деле.

«Первое, что я всегда советую при подборе авто: найдите возможность как минимум посидеть в салоне. Если всё понравилось, проведите тест-драйв. Да, бывают автомобили, которые тяжело “достать” но тут есть лайфхак: если отыскать конкретную модель не удалось, то в линейке желанной марки, уверен, обнаружится близкий аналог, на котором вы сможете прокатиться».

Это необязательно должен быть дилерский экземпляр — сейчас есть каршеринг и множество прокатных контор. Пока не окажетесь за рулём автомобиля, о котором грезите, не поймёте, действительно ли он нужен вам или нет.

«Мой друг "горел" Toyota Land Cruiser 200 (на тот момент это был последний кузов) не один год. Я решил его пригласить на мероприятие, где как раз проводился масштабный тест-драйв "крузака". Вы представить себе не можете, каково было его разочарование! После первых же метров мечта человека превратилась в воздух. Правда, и польза от этого была. Тесты кроссоверов и внедорожников продолжились, после одного из них он всё же обновил автомобиль и уже три года является его по-настоящему счастливым обладателем».

Самое важное при подборе — ориентироваться только на собственные предпочтения. Запомните: нет плохих автомобилей, просто у каждого водителя свои вкус и запросы.

Если чуть глубже погрузиться в эту тему, то процесс подготовки к поискам импортного ТС можно разделить на пять этапов:

  1. определить бюджет;
  2. выбрать тип кузова;
  3. определиться с маркой;
  4. наметить страну, откуда предстоит везти авто (этот этап обсуждается особенно тщательно, и страны могут меняться в зависимости от нескольких факторов);
  5. выбрать модель авто.

Вы спросите: «Почему же выбор модели стоит последним пунктом?» Ответ банален: иногда в рамках имеющейся суммы подходящих вариантов просто нет. Тогда бывает целесообразно рассмотреть машины того же бренда, но классом выше или ниже изначально искомого.

Возраст автомобиля при импорте: почему это важно

Сегодня все автомобили, въезжающие на территорию России, условно разделяют на три возрастные категории:

  1. до трёх лет;
  2. от трёх до пяти лет;
  3. от пяти до семи лет;

Для каждой из этих категорий свои механизмы расчёта таможенной пошлины. Фактически правила таковы, что подавляющее большинство людей везут в страну только машины второй категории. На остальные транспортные средства пошлины намного выше.

В чём разница ввоза для физического и юридического лиц и что выгоднее

Итак, почему кто-то «таможит» транспорт на организацию, но основная масса старается оформлять документы на физических лиц?

Дело в том, что существуют два способа таможенной очистки:

  • ввоз на физическое лицо по единой таможенной ставке (ЕТС, льготный режим растаможивания);
  • ввоз на юридическое лицо по совокупному таможенному платежу (СТП).

Если рассматривать «проходные» по возрасту ТС, в первом варианте величина пошлины зависит исключительно от кубических сантиметров объёма двигателя, а сбор за таможенное оформление рассчитывается исходя из таможенной стоимости. При ввозе автомобилей моложе, пошлина вычисляется иначе. В ней учтут как кубатуру мотора, так и цену машины.

Второй вариант для авто любого года выпуска будет дороже. При расчёте платежа учтут и объём мотора, и мощность, и тип двигателя (бензин/дизель или электромотор), и таможенную стоимость автомобиля. А ещё есть пресловутый утилизационный сбор. Его всё равно придётся оплатить, но для юридических лиц он гораздо (иногда на порядок) выше.

Так почему же не оформлять машины только на конкретных людей, например, по доверенности? Причина всё в той же плате за возможность позже сдать автомобиль на свалку. При пониженной ставке утильсбора есть одно ограничение: ТС, ввезённое на территорию страны для личного пользования, то есть «на физика», должно пробыть в его собственности не менее года. Это значит, что авто нельзя продать, подарить и пр. Если быть совсем точными, то расстаться с машиной закон не запрещает, но при этом потребуется доплатить разницу в утилизационном сборе (вычитать уже внесённую на таможне сумму будут из цифр, которые получились бы при расчёте по СТП).

Организации и «частники», пригоняя машину для дальнейшей продажи, действуют по одному из двух алгоритмов:

  • вносят все необходимые платежи и строят ценообразование исходя из затрат;
  • не платят утильсбор, оставляя это на откуп будущему владельцу. Понятно, что стоимость ТС получается ниже, но далеко не всегда «скидка» кратна последующим обязательным вложениям.

Из какой страны лучше пригонять машину

На данный момент направлений для поиска машин масса: Европа, Корея, Китай, США, Япония и другие страны.

«Зачастую выбор страны зависит от нас, но если клиенту принципиально пригнать автомобиль из определённой точки мира, то мы будем только рады. Чаще всего возим машины из Европы и Кореи, с США стараемся не соприкасаться — исключительно если это принципиальный вопрос и других вариантов просто нет».

Почему именно так?

Везём из Европы

Искать и привозить транспорт из Европы удобнее как профессиональным продавцам, так и их клиентам или тем, кто организовывает весь процесс самостоятельно. На то есть несколько причин:

  • пригнать автомобиль из Европы можно очень быстро, деньги не нужно надолго замораживать, да и результат хочется получить в максимально короткие сроки. Среднее время поставки «проходных» авто — от силы две-три недели;
  • Европа — родина любимых многими BMW, Mercedes-Benz, Audi, Porsche и других марок. А значит, можно найти эксклюзивные исполнения, лимитированные коллекции и просто интересные комплектации;
  • помимо локальных брендов, на территории Старого Света есть ещё множество ТС иного происхождения, так что выбор куда шире, чем в Азии;
  • в большей части Европы хорошие дороги. Отдельно нужно сказать про Германию. Здесь шикарные автобаны, а сами немцы — люди очень педантичные, поэтому огромное количество автомобилей оттуда — в отличном состоянии. Безусловно, Италия, Швеция и прочие европейские страны — тоже неплохие варианты, но с рядом узлов и кузовом уже могут быть нюансы, поэтому с условной периферии имеет смысл «забирать» только эксклюзив, которого нет больше нигде. Например, отыскать особый Ferrari F8 и так нелегко, а в необходимой клиенту комбинации цвета кузова и салона автомобиль тогда обнаружился лишь в Модене, откуда он и приехал.

Сейчас с европейскими автомобилями появилась ещё одна сложность: они с трудом проходят таможни государств на границе с ЕАЭС. Коммерческие автовозы по-настоящему «застревают», но, если речь идёт о машине для личного пользования, проблем куда меньше. Эти риски просто нужно учитывать.

Везём из Кореи

Корея — очень интересная страна со своими обычаями, уникальной культурой и любовью к автомобилям. Чем же хороши их машины и какие у них есть минусы?

Важный момент — стоимость, коротая чаще всего оказывается ниже, чем в Европе, но…

выбор авто низкого или среднего ценового сегмента здесь скуднее.

А вот если хотите приобрести люксовые ТС, то Корею рассмотреть стоит: тут многоэтажные паркинги с транспортом на продажу не редкость. На машиноместах можно увидеть стоящие рядами Lamborghini Urus, Ferrari, Porsche и много другого шикарного эксклюзива.

Но главный недостаток — это, конечно же, срок поставки. Логистическое плечо от России до Кореи очевидно длиннее, чем до Европы. На то, чтобы привезти уже купленную машину, уходит приблизительно до двух месяцев, и ускорить процесс практически невозможно.

Так есть ли смысл так долго ждать? Как показывает практика, да. Всё дело в том, что зачастую состояние ТС из Корее не хуже, чем у тех же немцев, а ради этого можно закрыть глаза на возможные накладки с транспортировкой. Это подтверждает и увеличивающийся спрос на машины из этой страны — в последнее время интерес к ним значительно вырос.

Япония — Страна восходящего солнца

Что нам о ней известно? В голову сразу приходят ассоциации: суши, гейши, «Марк», «чайник» и, конечно же, «Тройной форсаж: Токийский дрифт». После таких размышление думается, что мы знаем больше, чем кажется.

На самом деле Япония — страна настолько необычная и своеобразная, что, пока не побываешь там, осознать это в полной мере невозможно. Здесь такие чистые дороги, что можно ходить в белых носках прямо по асфальту, число автомобилей, которых мы с вами никогда не видели, зашкаливает, найти роллы в местных кафе и ресторанах не так-то просто, а под землёй огромное количество баров, в которых японцы встречаются после работы. Автомобильная культура же заслуживает отдельной статьи, но сегодня не об этом. Ведь привезти машину из Японии — это целое приключение, можно сказать, квест.

Основной инструмент покупки авто в Японии — аукционы. Участие в них может принимать исключительно резидент страны, соответственно, многие проводят сделку через дополнительную «прослойку» — фирму-посредника. Также из минусов — немало автомобилей с правым рулём. Правда, в достаточно неплохом состоянии, по крайней мере, лучше, чем в теории можно приобрести на рынке.

Добавим к этому ограничения — с 9 августа 2023 года из Японии в РФ запрещён экспорт как новых, так и подержанных машин следующих категорий:

  1. с объёмом двигателя внутреннего сгорания более 1900 куб. см;
  2. с электрическими и гибридными силовыми установками;
  3. грузовые вэны;
  4. грузопассажирские универсалы.

Если найти подходящее авто, выиграть на аукционе, оформить необходимые бумаги удалось, то переходим к следующему этапу: погрузке и отправке машины. На все предыдущие шаги, безусловно, требуется время, но после передачи автомобиля логистам нужно будет следующие пару месяцев просто отслеживать его перемещения по карте. Путь из Японии в среднюю полосу России довольно «тернистый», поэтому ввязаться в подобную авантюру готов не каждый.

Авто из США — мир бешеных мускулов

Наверняка вы не раз смотрели фильмы «Форсаж», «Need for Speed: Жажда скорости», «Угнать за 60 секунд» и замирали при виде мощнейших V8 в «Мустангах» и «Чарджерах». Эти машины имеют свою историю, и любой фанат автомобилей хотел бы прокатиться на них или пополнить свой гараж одним из этих экземпляров.

За последние два года на наших дорогах появилось много подобных авто. Да, по большей части с двигателями 2,3 или 3,6 литра, но и такие версии, как Hellcat или GT350 иногда встречаются.

Но что же с ними не так?

Основной минус — цена на новые и целые автомобили. Возить машины без пробега безумно накладно ввиду стоимости растаможки и вдобавок к этому — самой машины. Также не на руку играет и расстояние — срок поставки из США может занимать от четырёх до шести месяцев. Но тогда откуда такое количество заокеанских авто на шоссе? Ответ многим уже давно известен: в США очень развиты инструменты возмещения убытков по страховке при серьёзных (реже — не очень) ДТП, пожарах и наводнениях. Деньги за «покалеченный» автомобиль перечисляют владельцу, а годные остатки выставляют на аукцион. Там за довольно символическую сумму можно приобрести то, во что после инцидента превратилось ТС.

Нередко эта «сказка» почти забесплатно рискует оказаться насквозь прогнившим «утопленником» или просто не подлежать «оживлению». Понятно, что на торгах обязаны размещать фото реального состояния машины, но важно помнить о том, что незначительный, на первый взгляд, дефект кузова способен скрывать катастрофические повреждения. Увидеть их на снимках, как правило, нельзя, поэтому при получении ТС возможны крайне неприятные сюрпризы. Так что будьте уверены: основная масса автомобилей, привезённых из Штатов и колесящих по российским трассам, битые и восстановленные. Брать такой или нет, решать вам.

«Я не раз убеждался в сомнительном прошлом машины из США при подборе авто для клиентов в нашем городе. Никто не утверждает, что аварийные ТС — это 100%-й отказ от покупки, но так случается часто. Каждый выбирает “железного коня” по своим запросам».

Это наиболее востребованные направления. Как видите, у всех есть свои особенности, которые нужно учитывать, даже если экспортом занимаются профессионалы, не говоря уже о самостоятельной доставке, если она вообще возможна. Но «дотащить» машину до госграницы мало — её нужно ещё и легализовать.

Автомобиль приехал в Россию, что делать дальше?

После того как транспорт миновал таможню и оказался на территории РФ, начнётся его «очистка». Что же нужно сделать, чтобы стать полноправным владельцем машины? Остаётся всего три шага:

1. Получение СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства), или в простонародье — «лаборатории». Этот документ подтверждает, что автомобиль отвечает требованиям действующих нормативов. Без СБКТС машину нельзя эксплуатировать на дорогах. Необходимость этой бумаги прописана в Техническом регламенте Таможенного союза. При её успешном оформлении информация о выдаче заносится в специальный реестр: это сводит к минимуму риск фальсификации и позволяет в любой момент проверить подлинность свидетельства. Также без него невозможно получить ЭПТС и поставить автомобиль на учёт.

Для получения сертификата потребуются:

2. ЭПТС — электронный паспорт транспортного средства, аналог бумажного паспорта авто (ПТС).

В нём указаны технические характеристики автомобиля, информация о собственниках и конструктивных изменениях (если таковые вносились и регистрировались).

Для получения ЭПТС нужно зарегистрироваться на соответствующем сайте и ждать выдачи документа. В среднем на это уходит 10-14 дней.

После получения СБКТС для регистрации на данном портале у вас на руках будут все необходимые бумаги.

3. Постановка на учёт. После того как все проверки пройдены, а документы оформлены, можно смело записываться в МРЭО для регистрации автомобиля. Подробнее о процедуре мы писали здесь. Ах, да, не удивляйтесь, в ЭПТС вы будете первым владельцем.

«Всегда рассматривайте все возможные варианты, обращайтесь к проверенным компаниям и выбирайте машины исключительно по душе. Повторюсь, не бывает плохих автомобилей — у каждого свой вкус и свои запросы».

Анонсирующее фото: awesomecontent на freepik.com

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32