bagio-winter
Юлианна Разуваева

По стопам Кларксона: захватывающий перевал Стельвио

Наш журналист Юлианна Разуваева села за руль Nissan X-Trail и отправилась в автомобильное путешествие до одной из самых красивых точек планеты, перевала Стельвио.

Тещины языки, итальянские спагетти, змеи – любое из этих названий очень точно описывает Passo Delo Stelvio, перевал, который когда-то покорял великий и могучий Джереми Кларксон в одном из сезонов Top Gear. Тогда он назвал эту дорогу одной из красивейших в мире. Однако, чтобы по максимуму насладиться всем пейзажем, который открывается с высоты 2800 метров и, стоя на могучей скале, посчитать, во сколько же витков легли итальянские спагетти, нужно эти витки преодолеть.

Перед выездом на 48 закрытых поворотов, я посоветую вам запастись бумажными пакетами и драминой (это таблетки от укачивания), потому как даже самый крепкий вестибулярный аппарат во время подъема на Стельвио может дать сбой.

Долгая дорога в горы

Добраться до самой высокой асфальтовой дороги в восточных Альпах можно несколькими способами. Выбор будет зависеть от количества денег, которое вы запланировали потратить, и способностей вашего автомобиля. Итак, начнем по порядку.

Мой автомобильный маршрут начинался из аэропорта швейцарского Цюриха, где я села за руль оранжевого Nissan X-Trail, который организаторы «похода на Стельвио» заботливо пригнали из Москвы. Путь до перевала был рассчитан на два дня, с одной ночью в гостинице горнолыжного курорта Зульден (не путать с австрийским Зёльденом). Тем, кто захочет сэкономить на ночевке, посоветую этого не делать, так как изматывающая дорога по Швейцарии через Лихтенштейн не оставит ни капли сил, чтобы достойно подняться на самый пик перевала и вдохновиться всем этим великолепием.

Честно говоря, дорога от Цюриха до Зульдена оказалась немного нудной. Во-первых, цены на бензин и кофе на швейцарской стороне не очень радовали. Хотелось побыстрее пересечь номинальную границу с Италией и насладиться прекрасным кофе за 1,5 евро, который чудесно варят на заправках. Даже заезд в Лихтенштейн не скрасил этот не самый живописный путь, зато в паспорте появился штамп о том, что я побывала в крохотном государстве. Ставят его за деньги — это как туристическая забава с ценником в 5 франков. (Правда, только потом узнала, что такая отметка в паспорте вызовет вопросы при получении шенгена через немецкое посольство).

Мои силы вернулись ко мне, когда я, минуя непростой серпантин, добралась до горного кластера с симпатичными отелями, которые расположились среди зеленых полей с милками (коровами из рекламы одноименного шоколада), горных водопадов и сочной растительности.

Где-то на вершинах виднелись снежные шапки, температура воздуха упала до 12-ти градусов, но такая свежесть только взбодрила после дороги в 300 километров. Кажется, что это маленькое расстояние, которое можно без проблем преодолеть за пять часов. Но, с учетом раннего перелета из Москвы, затяжного серпантина и постоянных пробок из-за ремонта горных дорог, километры таяли очень медленно. Благо, Nissan X-Trail продемонстрировал себя как комфортный автомобиль. Да, он не так резво входил в закрытые повороты, как это было бы на спорткаре, да, двигатель захлебывался при резком подъеме (2,5 литра и 171 лошадиная сила), запивая каждый поворот лишним литром бензина (12-ть «горных» литров на 100 километров против 10-ти «равнинных»). Однако для неспешного путешествия в горы, когда нужно вести с собой пару чемоданов в багажнике, этот X-Trail - вполне достойный вариант.

Итальянские спагетти в городе

Ночь в отеле на горнолыжном курорте обошлась примерно в 150 евро, немало, но нужно учесть, что даже летом тут сезон. Поэтому бронировать номер лучше заранее. В августе большинство гостей Зульдена не катается на лыжах. Они берут палки с рюкзаками и восходят на Стельвио. Либо предпочитают велосипед или мотоцикл. И тоже едут на Стельвио. Нужно обязательно учитывать наличие этих экстремалов на серпантине. Они очень хорошо проверяют нервную систему водителей, поэтому тут педалью в пол не топнешь, а будешь неспешно ехать за группой велосипедистов, у которых такая же цель как и у тебя – добраться до отметки в 2800 метров над уровнем моря.

Но есть один способ – встать рано утром и поехать на Стельвио по совершенно пустой дороге. Данным способом я не воспользовалась, поэтому проходила закрытые повороты со скоростью велосипедистов.

Сейчас я с уверенностью могу сказать, что на этих витках не нужно гнать. Той альпийской природой, которая с каждым километром демонстрирует свои новые краски, нужно наслаждаться. Это 48 живописных и сложных поворотов с одной, и 27 – с другой стороны перевала. Эти витки совершенно «слепые» и непредсказуемые. В какой-то момент хотелось пересесть из кроссовера в машину пошустрее, но на тридцатом повороте пришло желание пойти пешком, потом медленно ползти, а может и совсем бросить затею с восхождением, потому что вестибулярный аппарат остался где-то в номере отеля.

Всю эту гамму чувств я переживала в течение часа — примерно столько у меня занял путь от отеля до пика. И только на самой вершине я почувствовала возвращение всех затраченных сил. Я стояла на горе, созерцая эти кинутые наспех «спагетти», и ощущала себя (минут пять) властительницей мира, мега гонщицей на кроссовере (минуты три), а X-Trail в тот момент показался мне божественной колесницей.

Теперь я понимаю, почему в этой части Альп сезон продолжается и летом, и уже появилось дикое желание взять палки, а то и велосипед, и отправиться на перевал, раздражая водителей.

Эти великолепные бьюти планы, действительно, стоят того, чтобы испытать свою «вестибулярку»!

Несколько маршрутов

До Passo Dello Stelvio можно добраться не только из Цюриха через Лихтенштейн. Я бы выбрала путь из Милана через деревню Серравалле, где находится самый крупный аутлет в Италии (совет всем шопоголикам) и Варенну, которая располагается на берегу озера Комо с кристально чистой бирюзовой водой. Для тех, кто по уши влюблен в итальянский кофе и пасту — это самый желанный маршрут. На всем его протяжении вы не встретите запредельных швейцарских цен, дорога до Стельвио будет насыщена красивыми пейзажами, да и сам путь можно частично проложить через скоростные магистрали.

Сколько платим

Путешествие до Стельвио может выбиваться за рамки стандартного бюджета, но накопить на такой экстремальный подъем стоит. На самом перевале лучше провести пару ночей, предварительно забронировав отель. В хорошую копейку, а вернее в неплохой евроцент, обойдутся обеды и ужины. Это 200 евро в день на человека, но данную статью расходов можно снизить в два раза, если на вершине перекусывать вайсвурстскими колбасками. Ну и бензин. Ближайшая заправка находится в городке Бормио, где топливо стоит божественно. Это 1,60 евро за литр. Переводим в рубли…. А лучше не переводим в рубли, чтобы ценник не отбил желания доехать до Стельвио на машине.

bagio-winter