Плеяды в созвездии Тельца: история марки Subaru
Первым делом самолёты?
Давным-давно, когда в Японии жили самураи и гейши, а полёты в воздух были сказкой, далёкой от реальности, пионер и энтузиаст Чикухи Накаджима решил открыть лабораторию по исследованиям авиации в Накагаме. В дальнейшем Накаджима будет одним из пионеров военной авиации, которая продемонстрирует себя в Первой мировой войне, а лаборатория станет авиационным производителем, который будет известен в мире как Nakajima Aircraft Co. Ltd, и работать этот авиазавод будет очень долго, вплоть до конца 1945 года. Но Вторая мировая война закончится, Япония будет в числе поверженных, и к Nakajima Aircraft применят антимонопольные законы. Так появится Fuji Sangye. А поскольку над Японией будет висеть запрет на армию — компания будет делать лодки, вагоны, автобусы и двигатели внутреннего сгорания, где, собственно, и пригодятся наработки из авиации. Но, поскольку и автомобильного производства у концерна ещё нет, родоначальником «Плеяд» как производителя колёсной техники можно считать мотороллер. Да, именно мотороллер под именем Rabbit, или «кролик» по-нашему, с 1946 году сошёл с конвейера, и состоял из оставшихся с войны авиационных деталей.
Субару. Начало
Поработали, и хватит. 1950 год стал годом расставаний, ведь Fuji Sangyo распалась на 12 предприятий, часть из которых скоро прекратит работу, но пять «братьев» соединятся в Fuji Heavy Industries в 1953 году, а вскоре к ним присоединится шестой «брат». Новоиспечённый производитель моментально начинает работать над производством самолётов, бензопил, мотороллеров и дизельных автобусов, постепенно наращивая опыт и выдвигаясь в лидеры. Первой «ласточкой» на поприще автомобилестроителей стал Р-1, известный фанатам марки по имени Subaru 1500 — он впервые показал публике, как можно реализовывать монокок в серийных автомобилях. К сожалению, в серию автомобиль не пошёл из-за финансовых трудностей, но на его базе были сделаны Subaru 360 и Subaru 1000.
Само название, кстати, придумал президент концерна, Кенджи Кита. Изначально он объявил конкурс на лучшее название для Р-1, считая, что японский автомобиль должен носить японское имя. Однако победителя так и не нашли, и Кита назвал это словом «Субару». В переводе с японского языка оно значит «собирать вместе», да и одновременно является именем созвездия Плеяды (часть Тельца). Шесть звёзд, которые можно рассмотреть без телескопа в созвездии Тельца олицетворяют те шесть компаний, которые образовали Fuji Heavy Industries.
Первый дебют
Дебютировать на рынке автомобильных производителей всё-таки пришлось, правда в 1958 году. Машиностроение после войны ощущало нехватку сырья и топлива, и приходилось идти на определённые меры по отношению к производителям. Налогами не облагались произведённые автомобили длиной до 360 см и с расходом бензина менее 3,4 л на 100 км, и «Субару» стали первыми, кто сделал такую машину. Subaru 360 была длиной 3 метра, а двигатель объёмом в 358 «кубиков» и 16 «лошадок» держал в себе 2 цилиндра. Сам автомобиль был современным, с независимой задней подвеской и заднемоторным расположением силового агрегата. Автомобиль позволил концерну FHI обогнать конкурентов и укрепиться на рынке. Так, Subaru стала ведущим производителем машин такого класса в Японии, а 360 обзавелся новыми типами кузова – универсал и купе с мягкой крышей.
Sambar
После этого концерн решил заняться производством автомобилей для промышленности, таких как фургоны для доставки и пикапы. На волне успеха Subaru 360 концерн выпускает «Тысячу» в 1965 году, выходя на рынок крупных автомобилей. Такие автомобили создавались подразделением Subaru Sambar, которое было создано в 1961 году. «Тысяча», кстати, была первым автомобилем с передним приводом, четырьмя цилиндрами оппозитного мотора на 997 «кубиков» и мощностью в 55 «лошадей», который пошёл в Японии в «серию». Также этот автомобиль стал пионером оппозитных двигателей от «Субару».
Завод выпускает пятимиллионный автомобиль, а кроме этого, в 1984 году, начинает выпускаться Subaru Justy, который имел управляемый электроникой вариатор ECVT, кстати, подобное изобретение появилось впервые в мире. В 1985 году Subaru выпустила люксовый спортивный автомобиль – Alcyone (XT), обладавший 6-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 145 л.с. и множеством ультрасовременных характеристик и функций. В 1987 году в США открылось совместное с Isuzu Motors предприятие – Subaru-Isuzu Automotive Inc.
В том же году появился «последователь» Leone, призванный сменить его в модельном ряду – Legacy, история которого продолжается и по сей день. Legacy был показан на международном автосалоне в Чикаго. Он, как и Leone, оснащался полным приводом, но, в отличие от Leone, здесь производители отказались от отключаемого заднего привода и полностью перешли на 4WD. В 1989 году, в Аризоне, на треке испытательного полигона Legacy установил 2 мировых и 13 национальных рекордов. Он прошел 100000 км со средней скоростью 223,345 км/ч и преодолел это расстояние за 19 суток непрерывной езды по треку с остановками только для дозаправки, смены расходных материалов и, конечно же, пилотов. Тогда же Legacy Station Wagon в стандартной комплектации (для японского внутреннего рынка, с мотором 2.0 twin turbo) установил рекорд скорости для серийных универсалов – 249,981 км/ч – на хайвее в окрестностях Солт-Лейк-Сити. Кроме этого, в США компания Subaru-Isuzu Automotive начала производство, а на Токийском автосалоне был выставлен автомобиль класса Gran Turismo – Subaru SVX, полноприводное спорткупе с настолько авангардным дизайном, что не устарело до сих пор.
Немного про спорт
Компания Subaru принимала попытки войти в раллийный автоспорт еще с начала 80-х годов. Но всемирно известная команда Subaru World Rally Team была образована только в 1989 году, путем совместных усилий Subaru Tecnica International (STi) и английской фирмы Prodrive, занимающейся выпуском всевозможных гоночных машин для частных команд.
Гражданские автомобили
Особняком стоял люксовый спортивный автомобиль XT Turbo, формально относившийся к 1800-й серии, но, тем не менее, внешне кардинально отличавшийся от своих собратьев. У себя на родине в Японии ХТ продавался под маркой Alcyone.
Автомобиль Libero нельзя причислить ни к одной категории из-за своего крошечного размера. Машина рассчитана на 6 пассажиров или 600 кг, и может быть с успехом использована для семейных прогулок загородом.
Пока на спортивном олимпе куются победы и чемпионы, 1990 год демонстрирует публике еще один гражданский автомобиль малого класса – Vivio. Он оснащался двигателем объемом 658 куб.см и легендарным вариатором.
В 1992 году с конвейера начинает сходить будущая легенда, Impreza. Автомобиль получил целую гамму двигателей от скромного 1,6 до большого и сильного 2-литрового наддувного двигателя. Сама по себе «Импреза» — это укороченная «Легаси». В 2000 году автомобиль получит премию «за великолепную концепцию автомобиля и его технические особенности» на конкурсе «Автомобиль 2000/2001 года» в Японии.
В 1994 году решили выпустить новое поколение Legacy, которое чуть позже сможет переформатировать рынок автомобилей и создаст новый класс. На базе этого автомобиля создадут легендарный «Аутбэк», легковой спортивный универсал с полным приводом и возможностями внедорожника. Потом уже опомнятся немцы со своими Audi Allroad, шведы со своим Volvo V70XC, но первыми были ребята из «Субару».
Такая волна успеха подтолкнула завод к производству «Форестера» в 1997 году, который был тоже не похож на существующие классы автомобилей. В сентябре 1997 была эта машина представлена на Франкфуртском автосалоне. Машина тогда была оснащена двухлитровым оппозитным двигателем мощностью 122 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач, являясь автомобилем повышенной проходимости. Он представлял собой нечто среднее между универсалом и внедорожником. Более того, на него стали ссылаться и подражать ему другие автопроизводители — так, Subaru создала «reference car».
В 1998 году на смену Vivio пришла модель Pleo, а еще появилось третье поколение Legacy. Legacy Station Wagon установил новый мировой рекорд скорости для универсалов, а кроме этого, вместе с Pleo стал «новым автомобилем года» в Японии.
1999 год стал годом создания альянсов – были подписаны бизнес-соглашения с General Motors и Suzuki Motor Corporation.
Наше время
Появление марки в нашей стране произошло задолго до открытия официального представительства. Ведь автомобили Subaru прекрасно себя чувствуют в суровых климатических условиях и способны развивать высокую скорость на плохих дорогах, сохраняя управляемость на должном уровне. Именно это и определило теплое отношение российских покупателей к моделям марки. Продажи были настолько стабильными, что японский автопроизводитель даже собирался построить завод по выпуску автомобилей в Калининградской области. Однако в 2013 году это решение отменили, сосредоточившись на развитии дилерской сети вглубь страны. В 2012 году марка представила один из самых впечатляющих на сегодняшний момент автомобилей, разработанный совместно с Toyota. Это был Subaru BRZ с оппозитным двигателем и задним приводом.