bagio-winter
Яков Фрудгарт

Плеяды в созвездии Тельца: история марки Subaru

Приоткроем страницы истории и расскажем о том, как создавалась легендарная японская марка, как от производства самолетов бренд перешел к производству автомобилей и причем здесь война.
«Субару» (Subaru-Fuji Industries Ltd.), японская компания, специализирующаяся на производстве легковых и грузовых автомобилей, участвует в авиастроении и производит промышленное оборудование. Штаб-квартира находится в Токио.

Первым делом самолёты?

Давным-давно, когда в Японии жили самураи и гейши, а полёты в воздух были сказкой, далёкой от реальности, пионер и энтузиаст Чикухи Накаджима решил открыть лабораторию по исследованиям авиации в Накагаме. В дальнейшем Накаджима будет одним из пионеров военной авиации, которая продемонстрирует себя в Первой мировой войне, а лаборатория станет авиационным производителем, который будет известен в мире как Nakajima Aircraft Co. Ltd, и работать этот авиазавод будет очень долго, вплоть до конца 1945 года. Но Вторая мировая война закончится, Япония будет в числе поверженных, и к Nakajima Aircraft применят антимонопольные законы. Так появится Fuji Sangye. А поскольку над Японией будет висеть запрет на армию — компания будет делать лодки, вагоны, автобусы и двигатели внутреннего сгорания, где, собственно, и пригодятся наработки из авиации. Но, поскольку и автомобильного производства у концерна ещё нет, родоначальником «Плеяд» как производителя колёсной техники можно считать мотороллер. Да, именно мотороллер под именем Rabbit, или «кролик» по-нашему, с 1946 году сошёл с конвейера, и состоял из оставшихся с войны авиационных деталей.

Субару. Начало

Поработали, и хватит. 1950 год стал годом расставаний, ведь Fuji Sangyo распалась на 12 предприятий, часть из которых скоро прекратит работу, но пять «братьев» соединятся в Fuji Heavy Industries в 1953 году, а вскоре к ним присоединится шестой «брат». Новоиспечённый производитель моментально начинает работать над производством самолётов, бензопил, мотороллеров и дизельных автобусов, постепенно наращивая опыт и выдвигаясь в лидеры. Первой «ласточкой» на поприще автомобилестроителей стал Р-1, известный фанатам марки по имени Subaru 1500 — он впервые показал публике, как можно реализовывать монокок в серийных автомобилях. К сожалению, в серию автомобиль не пошёл из-за финансовых трудностей, но на его базе были сделаны Subaru 360 и Subaru 1000.

Само название, кстати, придумал президент концерна, Кенджи Кита. Изначально он объявил конкурс на лучшее название для Р-1, считая, что японский автомобиль должен носить японское имя. Однако победителя так и не нашли, и Кита назвал это словом «Субару». В переводе с японского языка оно значит «собирать вместе», да и одновременно является именем созвездия Плеяды (часть Тельца). Шесть звёзд, которые можно рассмотреть без телескопа в созвездии Тельца олицетворяют те шесть компаний, которые образовали Fuji Heavy Industries.

Первый дебют

Дебютировать на рынке автомобильных производителей всё-таки пришлось, правда в 1958 году. Машиностроение после войны ощущало нехватку сырья и топлива, и приходилось идти на определённые меры по отношению к производителям. Налогами не облагались произведённые автомобили длиной до 360 см и с расходом бензина менее 3,4 л на 100 км, и «Субару» стали первыми, кто сделал такую машину. Subaru 360 была длиной 3 метра, а двигатель объёмом в 358 «кубиков» и 16 «лошадок» держал в себе 2 цилиндра. Сам автомобиль был современным, с независимой задней подвеской и заднемоторным расположением силового агрегата. Автомобиль позволил концерну FHI обогнать конкурентов и укрепиться на рынке. Так, Subaru стала ведущим производителем машин такого класса в Японии, а 360 обзавелся новыми типами кузова – универсал и купе с мягкой крышей.

Sambar

После этого концерн решил заняться производством автомобилей для промышленности, таких как фургоны для доставки и пикапы. На волне успеха Subaru 360 концерн выпускает «Тысячу» в 1965 году, выходя на рынок крупных автомобилей. Такие автомобили создавались подразделением Subaru Sambar, которое было создано в 1961 году. «Тысяча», кстати, была первым автомобилем с передним приводом, четырьмя цилиндрами оппозитного мотора на 997 «кубиков» и мощностью в 55 «лошадей», который пошёл в Японии в «серию». Также этот автомобиль стал пионером оппозитных двигателей от «Субару».

Параллельно с успехом автомобилей в Японии, концерн предпринимает попытку экспортировать автомобили за границу, в США и Европу. Так появляется Subaru of America, Inc. Правда модель 360 в США не снискала поклонников, открыто говоря, провалилась. Зато в Японии модель продавалась наряду с R-2, а модель «1000» сменилась Subaru FF. Но «где же про легендарный полный привод Subaru?», спросите вы меня. 1971 год стал годом рождения Subaru Leone, первого в мире полноприводного автомобиля, который приковал к себе внимание покупателей и специалистов.
Этот автомобиль предрёк «Субару» путь развития на долгие годы, ведь компания моментально заняла свободную от конкурентов нишу. После этого, в 1974 году, показанный за границей Leone начал переживать настоящий бум продаж – в течение двух лет было продано 100000 машин, из них 30000 – в США. В 1975 году экспорт составил 26,9%. В 1977 году начался экспорт в США модели Subaru Brat. Производство автомобилей тем временем постепенно шло в гору – в 1979 году оно составило 150 000 автомобилей, а в 1980 – 202 000. Осенью 1984 года концерн обновляет Leone, и выходит версия 1800 4WD, с другим обликом и двигателем в 90 «лошадей». Покупатель мог выбрать 3 типа кузова - седан и пятидверный универсал в нормальной (Station) и «люксовой» (Super Station) комплектации. Параллельно в 1982 году выпускается двигатель с турбонаддувом и первый полноприводный микроавтобус Subaru Domingo.

Завод выпускает пятимиллионный автомобиль, а кроме этого, в 1984 году, начинает выпускаться Subaru Justy, который имел управляемый электроникой вариатор ECVT, кстати, подобное изобретение появилось впервые в мире. В 1985 году Subaru выпустила люксовый спортивный автомобиль – Alcyone (XT), обладавший 6-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 145 л.с. и множеством ультрасовременных характеристик и функций. В 1987 году в США открылось совместное с Isuzu Motors предприятие – Subaru-Isuzu Automotive Inc.

В том же году появился «последователь» Leone, призванный сменить его в модельном ряду – Legacy, история которого продолжается и по сей день. Legacy был показан на международном автосалоне в Чикаго. Он, как и Leone, оснащался полным приводом, но, в отличие от Leone, здесь производители отказались от отключаемого заднего привода и полностью перешли на 4WD. В 1989 году, в Аризоне, на треке испытательного полигона Legacy установил 2 мировых и 13 национальных рекордов. Он прошел 100000 км со средней скоростью 223,345 км/ч и преодолел это расстояние за 19 суток непрерывной езды по треку с остановками только для дозаправки, смены расходных материалов и, конечно же, пилотов. Тогда же Legacy Station Wagon в стандартной комплектации (для японского внутреннего рынка, с мотором 2.0 twin turbo) установил рекорд скорости для серийных универсалов – 249,981 км/ч – на хайвее в окрестностях Солт-Лейк-Сити. Кроме этого, в США компания Subaru-Isuzu Automotive начала производство, а на Токийском автосалоне был выставлен автомобиль класса Gran Turismo – Subaru SVX, полноприводное спорткупе с настолько авангардным дизайном, что не устарело до сих пор.

Немного про спорт

Компания Subaru принимала попытки войти в раллийный автоспорт еще с начала 80-х годов. Но всемирно известная команда Subaru World Rally Team была образована только в 1989 году, путем совместных усилий Subaru Tecnica International (STi) и английской фирмы Prodrive, занимающейся выпуском всевозможных гоночных машин для частных команд.

Стоит отметить, что Subaru начала участвовать в ралли еще до создания своей официальной команды. Еще в 1980 году основатель подразделения STi с группой пилотов участвовали в «Ралли Японии». И первым раллийным болидом Subaru стала не Impreza и даже не Legacy, а Subaru Leone. Полноценный дебют «Субару» в ралли состоялся в 1990 году, на одном из самых сложных этапов — «Ралли Сафари». Так весь мир увидел, на что способна Subaru Legacy. Команда подготовила шесть автомобилей. Пять из них группы А и один группы N (в конструкцию автомобилей этой группы нельзя вносить серьезные изменения). Хоть команда не заняла призовых мест на этом этапе, ее выступление можно назвать успешным, ведь большинство экипажей даже не смогли дойти до финиша. А машина Subaru группы N и вовсе стала первой, кому удалось дойти до финиша в этой категории. И очень важно то, что серийные автомобили Subaru и дальше одерживали победу в своей группе, доказывая надежность моделей Legacy и Impreza. В дальнейшем команда выступала очень ярко и интересно, одержав 47 побед, 3 раза взяла Кубок Чемпионов и трое ее пилотов стали чемпионами мира. Спортивная история заводской команды закончится в 2009 году, а мы вернёмся обратно, к истории марки.

Гражданские автомобили

Особняком стоял люксовый спортивный автомобиль XT Turbo, формально относившийся к 1800-й серии, но, тем не менее, внешне кардинально отличавшийся от своих собратьев. У себя на родине в Японии ХТ продавался под маркой Alcyone.

В 1987 году на смену ветерану Leone пришла новейшая модель Legacy. К тому времени хиросимская компания отказалась от отключаемого заднего привода и полностью перешла на 4WD. Новинка была представлена на Чикагской международной автомобильной выставке. Токийский автосалон 1989 года явил миру очередную новинку от Subaru: спортивный автомобиль SVX класса GT. Это полноприводное спорткупе с высокой степенью остекления поверхности оснащалось шестицилиндровым оппозитным двигателем объемом 3.3 литра мощностью 250 л.с. Автомобиль достигал максимальной скорости 230 км/час и разгонялся с места до 100 км/час за 8,7 с.

Автомобиль Libero нельзя причислить ни к одной категории из-за своего крошечного размера. Машина рассчитана на 6 пассажиров или 600 кг, и может быть с успехом использована для семейных прогулок загородом.

Пока на спортивном олимпе куются победы и чемпионы, 1990 год демонстрирует публике еще один гражданский автомобиль малого класса – Vivio. Он оснащался двигателем объемом 658 куб.см и легендарным вариатором.

В 1992 году с конвейера начинает сходить будущая легенда, Impreza. Автомобиль получил целую гамму двигателей от скромного 1,6 до большого и сильного 2-литрового наддувного двигателя. Сама по себе «Импреза» — это укороченная «Легаси». В 2000 году автомобиль получит премию «за великолепную концепцию автомобиля и его технические особенности» на конкурсе «Автомобиль 2000/2001 года» в Японии.

В 1994 году решили выпустить новое поколение Legacy, которое чуть позже сможет переформатировать рынок автомобилей и создаст новый класс. На базе этого автомобиля создадут легендарный «Аутбэк», легковой спортивный универсал с полным приводом и возможностями внедорожника. Потом уже опомнятся немцы со своими Audi Allroad, шведы со своим Volvo V70XC, но первыми были ребята из «Субару».

Такая волна успеха подтолкнула завод к производству «Форестера» в 1997 году, который был тоже не похож на существующие классы автомобилей. В сентябре 1997 была эта машина представлена на Франкфуртском автосалоне. Машина тогда была оснащена двухлитровым оппозитным двигателем мощностью 122 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач, являясь автомобилем повышенной проходимости. Он представлял собой нечто среднее между универсалом и внедорожником. Более того, на него стали ссылаться и подражать ему другие автопроизводители — так, Subaru создала «reference car».

В 1998 году на смену Vivio пришла модель Pleo, а еще появилось третье поколение Legacy. Legacy Station Wagon установил новый мировой рекорд скорости для универсалов, а кроме этого, вместе с Pleo стал «новым автомобилем года» в Японии.

1999 год стал годом создания альянсов – были подписаны бизнес-соглашения с General Motors и Suzuki Motor Corporation.

Наше время

Появление марки в нашей стране произошло задолго до открытия официального представительства. Ведь автомобили Subaru прекрасно себя чувствуют в суровых климатических условиях и способны развивать высокую скорость на плохих дорогах, сохраняя управляемость на должном уровне. Именно это и определило теплое отношение российских покупателей к моделям марки. Продажи были настолько стабильными, что японский автопроизводитель даже собирался построить завод по выпуску автомобилей в Калининградской области. Однако в 2013 году это решение отменили, сосредоточившись на развитии дилерской сети вглубь страны. В 2012 году марка представила один из самых впечатляющих на сегодняшний момент автомобилей, разработанный совместно с Toyota. Это был Subaru BRZ с оппозитным двигателем и задним приводом.

В наши дни Subaru продолжает развиваться и производить высококачественные транспортные средства, воплощающие в себе передовые технологии. Одним из направлений работы компании является снижение количества отходов при производстве, а также развитие гибридных и электрических трансмиссий.

bagio-winter