bagio-winter
Александра Линникова

Пётр Михайлович Прусов: о жизни и работе создателя легендарной «Нивы»

Автор одного из самых знаменитых отечественных внедорожников: кто он? Рассказываем о Петре Михайловиче Прусове, прославившем «Ниву» не только на просторах России, но и во всём мире.   

Семь лет назад с нами не стало Петра Михайловича Прусова, советского и российского автомобильного конструктора, «отца» легендарной ВАЗ-2121 «Нива», которая сегодня зовётся LADA 4x4. Автомобиль был первым в мире внедорожником с несущим кузовом, а ещё дважды снимался в знаменитом шоу Top Gear — в 2008 и 2021 годах. Ведущий Джеймс Мэй с присущим ему британским юмором окрестил машину «рабочей лошадкой русских пролетариев», добавив, что «при её создании руководствовались вполне разумными принципами». На ходовых испытаниях на родном для неё бездорожье автомобиль показал очень солидный результат и поразил автоэкспертов с Туманного Альбиона практически эталонной геометрической проходимостью. Как видите, авто оценили не только в России, но и на Западе. Однако сейчас мы хотим поговорить не о «Ниве», а о её творце — Петре Михайловиче Прусове.

Ранние годы

6 января 1942 года в канун Рождества в селе Зубки (Витебская область тогда ещё Белорусской ССР) у Михаила Прусова и его жены Ольги появился на свет пятый ребёнок — сын Петя. Надо сказать, что родители имели немало заслуг: отец был бригадиром колхоза, участником трёх войн и кавалером ордена Красной звезды, а мать наградили орденом «Знак Почёта» и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР. По словам Ольги, с самого детства мальчик демонстрировал невероятную любознательность.

Время, однако, было непростым — шла Великая Отечественная война. И семье, к сожалению, не удалось избежать трагических событий. Старший брат Прусова погиб на фронте, а уже после окончания боевых действий, в 1947-м, умер и отец. Матери предстояло одной воспитывать детей, а ребятам, несмотря на юный возраст, помогать и даже работать наравне со взрослыми.

Пётр Михайлович учился в Лиозненской русской школе №2. Сам он вспоминает, что успеваемость почти по всем предметам у него была хорошая: пятёрки по математике и физике. Правда, чистописание «подкачало» — из-за далеко не образцового почерка он еле-еле смог получить тройку. А вот с поведением были некоторые проблемы. Директор Степан Максимович избирал для мальчика самую суровую меру наказания — ставил в угол в учительской. Но дело тут не совсем в том, что глава школы был таким уж свирепым человеком. Он просто очень любил играть в шахматы, а в расписании у него частенько бывали «окна». И вот, когда весь преподавательский состав расходился по кабинетам, он освобождал Петю от «угловой повинности» и раскладывал доску.

После девятого класса, в 1958 году, Прусов поступил в Городокский техникум механизации сельского хозяйства. И уже тогда он, пусть и не слишком удачно, проявил себя как изобретатель. Вместе со своим консультантом по курсовому проекту они придумали гидродинамический вибратор и на его основе создали три установки: для мойки корнеплодов, деталей и для дробления камней. Но Петя пошёл дальше и предложил использовать новшество для… доения коров. Эксперимент провалился, когда напуганное животное стремглав рвануло из хлева, куда потом его не могли загнать ещё неделю. Несмотря на это, юноша получил первое из пяти своих авторских свидетельств на изобретение и даже гонорар.

Рождение «Нивы»

Пётр Михайлович жаждал новых знаний. В 1961 году он был зачислен в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую, однако, оставил после первого курса. Видимо, не получилось совмещать два образования. В следующем, 1962-м, он окончил техникум и сразу же устроился инженером по механизации в колхоз имени Калинина (Лиозненский район). Но работал он недолго — уже осенью того же года пришла повестка в армию. Вчерашнего выпускника могли бы ждать обычная часть и стандартная казарма, но начальство решило иначе. В 1963-м Прусова вместе с другими советскими специалистами отправили в Алжир, где он служил механиком-водителем тяжёлого танка. Однажды он даже участвовал в разминировании пустыни Сахары, когда его бронированный «железный конь» подорвался на одной из французских мин. От взрыва техника вышла из строя, а сам Пётр получил серьёзное ранение — целых пять суток он провёл среди барханов: днём боролся с нестерпимой жарой, а ночью — с пронизывающим насквозь холодом. На чудо никто не надеялся — матери уже отправили похоронку, но молодой человек запретил себе умирать и дождался-таки спасателей.

Вернувшись из Африки, в 1965 году Прусов поступил в Запорожский машиностроительный институт имени В. Я. Чубаря на специальность «Автомобили и тракторы». И здесь с учёбой всё шло блестяще — он был не только круглым отличником, но также успевал подрабатывать: грузчиком, кочегаром, а с 1967-го в конструкторском бюро на заводе «Коммунар», где производились «Запорожцы».

Выпустившись с красным дипломом, в 1970 году юноша отправляется работать на Волжский автозавод в Тольятти. И — вот удача! — в это время из министерства как раз поступает запрос на создание полноприводного автомобиля для «удовлетворения нужд населения сельскохозяйственных районов страны, а также для использования в тяжёлых дорожных условиях». Можно сказать, именно это событие и стало отправной точкой для «Нивы». Конечно, до её появления на свет пройдут ещё долгие семь лет. Но проект уже зародился в голове инженера.

Как признавался сам Пётр Михайлович, всё было словно на одном дыхании — настолько стремительным оказался процесс создания автомобиля. К слову, Прусов смог «отспорить» большую часть своих идей: несущий на тот момент цельнометаллический кузов и независимую переднюю подвеску.

И тут — аж две любопытные истории. Первая связана с тестами на полигоне, в которых приняли участие сама «Нива», а также два её конкурента — зарубежный Range Rover и «родной» УАЗ-469Б. В одном из испытаний необходимо было выехать из низины на площадку, преодолев труднопроходимый из-за грязи и слякоти подъём, завершающийся небольшим бугорком. Детище Петра Михайловича и Range Rover с задачей справились с первой попытки, а вот «уазик» забуксовал. Представитель Ульяновского завода даже заявил о подтасовке. Тогда провели повторный эксперимент, результаты которого ничем не отличались от предыдущего: «Нива» и «Рендж» прошли, УАЗ завяз. Так, для машины Прусова открылись двери в серийное производство.

И здесь стоит упомянуть о втором забавном случае. Перед стартом выпуска нужно было рассчитать его себестоимость. Экономисты завода поднапряглись и выдали итоговую сумму — 10 тыс. рублей. Директор был в шоке — деньги огромные! Но тут вмешался сам Прусов, перепроверил данные и получил почти вдвое меньше — 6,2 тыс. рублей. Это уже приемлемо. А когда «Нивы» начали сходить с конвейера, стало понятно, что цифры инженера были максимально точными — он ошибся всего на две копейки.

Настоящий триумф

Прусов и представить не мог, что его изобретение будет пользоваться такой невероятной популярностью как в своей стране, так и за рубежом, куда экспортировались десятки тысяч «Нив» в год. Говорят, в Германии, чтобы приобрести советскую машину, люди даже стояли в очередях. Но успех измерялся не только количеством желающих купить отечественный внедорожник. Так, в ралли-рейде «Париж — Дакар» в 1981 и 1982 годах «Нивы» дважды завоёвывали серебро, на «Ралли фараонов» в Египте в 1984-м они заняли все три места на подиуме, а в 1999-м детище Петра Михайловича покорило Гималаи, став первым в мире авто, которое своим ходом преодолело отметку в 5726 метров над уровнем моря.

А ещё Прусов получил «Оскар», но нет, не за достижения в киноиндустрии — такую награду ему присудили в США. И, конечно, за «Ниву». Он является единственным российским конструктором, в честь которого в американском городе Флинт на аллее выдающихся деятелей мирового автопрома заложили звезду. Его буквально боготворили японские инженеры и вдохновлялись его творением. В 1988 году в Стране восходящего солнца появилась до боли напоминающая «Ниву» Suzuki Vitara. Причём «плагиатчики» скрывать ничего и не планировали — презентовали Петру Михайловичу брошюру «Витары», подписав её: «Крёстному отцу этого автомобиля».

Вы, возможно, удивитесь, но сам Прусов обзавёлся «Нивой» лишь спустя 10 лет после её официального выпуска — в 1987-м. Несмотря на своё положение и оглушительный триумф машины, в семье не водилось лишних денег, а просить вне очереди не позволяло воспитание.

А что потом?

Всю свою жизнь Пётр Михайлович трудился на Волжском заводе, который сейчас нам больше известен как АВТОВАЗ. Он быстро продвигался по службе и в 1998-м стал главным конструктором АО. В том же году занял позицию председателя Совета главных конструкторов автомобильных заводов России, а в 2000-м получил должность технического руководителя проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 в городе Черкассы.

Прусов занимался и другими моделями АВТОВАЗА — ВАЗ-1111 «Ока», линейкой автомобилей ВАЗ-2110 и Samara 2, ВАЗ-2123, Kalina. Он не только внёс огромный вклад в развитие многих проектов, но и часто принимал ключевые решения. Он также участвовал в создании мелкосерийной техники и концептов. Например, придумал компоновку плавающего автомобиля специального назначения ВАЗ-2122. В 2003 году вышел на пенсию и был освобождён от поста ведущего конструктора, но не мог бросить родной завод и вплоть до самой смерти, до 2017 года, продолжал работать в АВТОВАЗе.

19 марта 2017 года на 76-м году жизни Пётр Михайлович покинул этот мир, не дождавшись пары недель до памятной даты — 40-летнего юбилея своего автомобиля. Он был честным и открытым человеком, обладал незаурядным организаторским талантом, находил выход из любой ситуации, без страха отстаивал своё мнение и по-настоящему умел дружить. Он интересовался абсолютно всем и безвозмездно помогал авторам даже самых безнадёжных автопроектов.

Прусов удостоился множества орденов, медалей и наград, среди которых «Заслуженный машиностроитель РСФСР», «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Почётный гражданин Тольятти». Узнав о своей болезни, диабете, он не отступил, как сделали бы, наверное, многие, а, наоборот, «ударил по газам» и до последнего старался быть полезным обществу, знакомым и любимому АВТОВАЗу.

А что до самой «Нивы», то сегодня она буквально обрела «вторую молодость», хотя за столько лет преобразилась лишь в нюансах. Спрос на машину огромный как среди простых автолюбителей, так и известных блогеров. Например, в феврале этого года Жекич Дубровский из «Дубровского Синдиката» приобрёл Niva Bronto и подарил своему оператору Саше Мыскину, который остался очень доволен презентом.


Анонсирующее фото: YouTube-канал Art Media Group

bagio-winter