bagio-winter
Евгения Жилина

Перископы и военный транспорт: история использования и значение

Хотя перископы впервые были применены несколько веков назад, военнослужащие и сегодня активно используют их на бронетехнике, и, конечно, на подлодках. Расскажем о том, как возникло устройство и в чем его преимущества.

Как только человечество осознало ценность и ограниченность ресурсов, в мире начались бесконечные войны. Технологии для ведения военных действий все время менялись и совершенствовались, вне зависимости от того, были ли это танки или боевые колесницы. Но в прошлом веке вооружение вышло на совершенно новый технологический уровень, и во многом такой качественный скачок был обусловлен развитием и распространением авиации, бронетехники и подводных лодок. А для их полноценного функционирования необходим целый ряд высокотехнологичных устройств, одним из которых стал перископ.

Что такое перископ?

Итак, для начала определимся, что же их себя представляет перископ, и в чем заключается принцип его работы. Перископ — это устройство, предназначенное для скрытого наблюдения за объектом, за которым по разным причинам невозможно наблюдать открыто и напрямую. Самый примитивный вариант перископа представляет собой трубку с зеркалами на каждом конце, установленными параллельно друг другу под углом 45°. Причем такая конструкция применялась еще в конце XV века для того, чтобы можно было наблюдать за неким действом поверх толпы даже на многолюдных мероприятиях. Примерно такой же вариант перископа, только с добавлением двух простых линз, использовался на фронтах Первой мировой войны, когда широкое распространение получили окопы.

Наука не стояла на месте, так что со временем перископы становились все более сложными в техническом плане: вместо зеркал стали использоваться призмы и волоконная оптика. Также расширилась и сфера применения — сейчас перископы активно используются не только в военных, но и в научных целях.

Краткая история изобретения

Выдающийся польский астроном Иоганн Гевелий был первым, кто относительно подробно описал перископ в своей работе по селенографии в 1647 году, хотя автором прототипа самого изобретения считается Иоганн Гуттенберг. Гевелий уже тогда, в середине XVII века, сумел рассмотреть потенциальное использование своего изобретения для военных нужд.

Спустя почти столетия века французский изобретатель по имени Ипполит Марие-Дэви представил новшество — первый в мире военно-морской перископ. Конструкция устройства была простой: он состоял из трубки, на концах которой под углом 45° были установлены небольшие зеркала. Спустя еще полвека, инженер из США Саймон Лейк начал устанавливать перископы на свои подводные лодки в 1902 году. Таким образом, к началу Первой мировой перископы уже активно применялись, а необходимость просматривать местность из окопов сделала их еще более востребованными.

Перископы и бронетехника

Создание и распространение танков и бронетранспортеров полностью перевернуло представление о военном транспорте, но их применение без специальных средств наблюдения было бы сильно затруднено. Поэтому активно стали использоваться перископы — это позволяло тяжелой бронетехнике держать под контролем ситуацию «за бортом». Еще до внедрения в эту область перископов в броне прорезались специальные смотровые щели для прямого обзора, но с перископами ситуация заметно улучшилась, ведь они позволяют видеть все происходящее снаружи машины без необходимости делать смотровые отверстия, нарушая переднюю и боковую броню.

Существует также вариант более укрепленного перископа —«протектоскоп» — устройство в танке или бронеавтомобиле, аналогичное перископу на подводной лодке. Оно предоставляет военным обзор, снижая риск подвергнуться огневому воздействию противника. Это значительно понижает вероятность прямого попадания из стрелкового оружия, но все равно требует нарушения целостности брони.

Подводная навигация

Проблемы подводной навигации все сильнее обострялись по мере развития этого вида транспорта, так как лодки остаются под водой более продолжительное время, преодолевают колоссальные расстояния и двигаются с высокой скоростью. При этом военные субмарины передвигаются в толще воды в кромешной темноте, никак не освещая себе путь. Они функционируют в секретном режиме, что исключает использование гидроакустических систем для обнаружения подводных препятствий, в числе которых подводные горы, буровые установки или другие подлодки.

Подъем на поверхность для того, чтобы «проверить обстановку» и скорректировать навигацию, может стоить экипажу жизни. А системы обнаружения, такие как радары и спутниковое наблюдение, стали почти такими же всевидящими, как око Саурона.

Конечно, антенные мачты и оснащенные антеннами перископы можно поднимать над поверхностью воды для получения навигационных сигналов, но продолжительность таких операций в районах, где наблюдение особенно пристальное, возможно лишь на протяжении нескольких минут или даже секунд. Современные технологии радиолокации позволяют обнаружить даже тонкий перископ, а очертания подводных лодок могут быть отлично заметны с воздуха.

Перископная глубина — предельная глубина погружения сумбарины, когда возможно использование перископа. В среднем она составляет 10 метров, но в зависимости от модели лодки может варьироваться от 5 до 20 метров.

Подводные лодки могут поднимать разного рода антенные и радиолокационные мачты, а также перископы для облегчения связи и навигации, но подлодка на перископной глубине рискует подвергнуться визуальному или радиолокационному обнаружению.

В любом случае, почти на каждой подводной лодке в обязательном порядке устанавливаются перископы. Но небесная навигация с помощью перископа или секстанта теперь редко используется из-за прогресса в технологиях, и на глубинах ниже перископной подводные лодки определяют свое положение с помощью других устройств.

bagio-winter