WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Юлия Кожевникова

«Откуда Вы? И почему так водите?». Об автомобильных привычках в разных странах

Расскажем о водителях из разных стран и их стилях вождения. Рассмотрим стереотипы и узнаем исторические предпосылки привычек автолюбителей на разных континентах. Водители в Германии, Испании или Таиланде, какие они?

Когда я путешествую, мне нравится знакомиться с новыми людьми. Мне любопытно, чем они живут, какие у них вкусовые привычки, какие традиции, какие характеры, какой менталитет. Вернувшись из последнего путешествия, я поняла, что к этому списку добавился и стиль вождения, присущий каждой отдельной точке на карте. Ведь люди в России водят совсем не так, как во Вьетнаме или Германии. А как — давайте разбираться вместе. Это очень интересно!

Страны Юго-Восточной Азии

Те, кто хоть раз был в таких странах, как Таиланд и Вьетнам, знают, что первое впечатление от местного движения приводит туристов в шок! Кажется, что машины, байки и мотоциклы передвигаются без подчинения каким-либо правилам и законам. Кажется, что это просто хаос, постоянное «пиликанье» друг другу и движение в никуда. Причем, пешеходам также приходится нелегко, потому что, например, во Вьетнаме во многих туристических местах, почти нет светофоров и тебе нужно просто делать первый шаг в этот поток, который, уже увидев тебя на дороге, чаще всего останавливается и пропускает. Но с точки зрения психологии — шагать вот так, в поток, совсем нелегко.

Не секрет, что большинство жителей Юго-Восточной Азии передвигается на двухколесных «конях», начиная осваивать байк чуть ли не вместе с первыми шагами, поэтому есть мнение, что такие водители очень опытны. И, якобы, весь этот хаос, на самом деле, достаточно безопасен. И если говорить про владельцев авто, то они действительно ездят довольно спокойно и практически не нарушают своих правил — их маневры на дорогах понятны и предсказуемы. Ситуация отличается лишь тем, что в пикапах вечно перевозятся каких-то курицы вперемешку с людьми. И со стороны картина выглядит достаточно забавной.

Но если описывать любителей двухколесных средств, то давайте будем откровенными — безопасность здесь страдает. Отъездив по азиатским дорогам несколько дней, вы станете невольными свидетелями многочисленных аварий с участием байков, как мелких, так и не очень. Да и вообще, сев за байк, адреналину «хлебнете». Конечно, многие азиаты достаточно ловко управляются со своими мопедами и байками, но всё же их маневры, действительно, опасны и временами хаотичны. К тому же, на статистику аварийности и на ситуацию на дорогах стран Юго-Восточной Азии в целом еще влияют туристы и экспаты, которые, не имея нужного опыта, арендуют байки и выезжают на местные автотрассы.

Египет

Еще одна страна, хорошо знакомая русскому туристу — Египет. Если вам казалось, что на азиатских дорогах достаточно шумно, значит вы не знакомы с египетскими. Есть мнение, что тут лучше запастись берушами — настолько громко тут на дорогах. Автомобили египтян практически вообще не ездят молча. Звуковой сигнал используется для приветствия встречного авто, для выражения претензий к другой машине и вообще, как информационный сигнал, что машина едет, то есть для всех случаев жизни, отличных от прямого назначения. Причем, такая ситуация на дороге имеет свое историческое объяснение. В 1967 году Египет проиграл войну с Израилем. В центральные районы страны пошел поток беженцев, затем появилась проблема безработицы. Поэтому полиция очень лояльно выдавала водительские права почти каждому, кто собирался работать шофером. И в итоге, в Египте сменилось несколько поколений автолюбителей, которые управляли машиной, не зная правил дорожного движения. Время прошло, но ничего не изменилось.

Поэтому в Египте помните, что если впереди машина начала «махать» поворотником, это еще не значит, что она собирается повернуть, возможно, водитель просто решил поприветствовать кого-то. Кстати, для этих целей также могут использовать и ближний свет. А многие аварийные ситуации на дороге здесь обычно решают словесно, при этом активно жестикулируя и сигналя.

Здесь также, как в Азии, интересно наблюдать за перегруженными тук-туками и повозками, набитыми непонятным местным «добром». И так как левую полосу для более быстрого движения вам все равно не уступят, все одинаково медленно будут плестись, как в правой, так и в левой, то остается только успокоиться и созерцать этот колорит из окна своего автомобиля.

Германия

На самом деле немцев мне даже немного жаль — дело в том, что в Германии достаточно высокие штрафы и жесткая система лишения и возврата прав. Если вас всё же лишат, то получить права обратно — это невероятно сложный квест. Вам нужно будет снова не только подтвердить знания ПДД и взять необходимое количество платных уроков с инструктором по вождению (без этих наезженных часов с профессионалом вас даже не допустят на рассмотрение возврата документа), но и пройти достаточно трудный психологический тест, на вопросы в котором без специальной подготовки и не ответишь. Так, например, вам дают карандаш и просят нарисовать ель — вы старательно рисуете, затем показываете свою работу и вам отказывают. Оказывается, вам дали красный карандаш, а красных елей не бывает.

Согласитесь, зная, что тебя ждет такое, нарушать ПДД совсем не захочется. Поэтому немецкие водители законопослушны и стараются следовать правилам дорожного движения.

Конечно, благодаря знаменитым немецким автобанам водители этой нации невероятно любят скорость. И, бывает, вы уже несетесь на серьезной скорости по так называемой «безлимитке» и понимаете, что по соседнему ряду с легкостью грациозного гепарда вас обгоняет какой-то немец.

Что же, граждане Германии и правда быстры, внимательны и сосредоточены за рулем, и даже если нарушают, то делают это искусно и без вреда для окружающих.

Испания

Испанцы как автолюбители, мне показались в общей массе достаточно спокойными — они, в отличие, от немцев никуда не спешат. У них совсем другой ритм жизни, сиеста, фиеста – всё это не про спешку и скорость, а, скорее, про любовь к себе и жизни. А для полноценного наслаждения нужно медленно смаковать. Да, и если мы говорим об островной Испании, то там очень много скоростных ограничений. Сильно и не разгонишься.

Правда, испанцы, конечно, тоже любят нажать на сигнал, но зачастую, когда этого действительно требует ситуация. Например, если вы задумались на светофоре, испанец за вами обязательно подаст знак и нажмет на сигнал. Но в этом не будет злости или раздражения, он сделает это с улыбкой и еще помашет радушно рукой. В целом, представители этой нации соблюдают правила и очень отзывчивы. Как-то на парковке, у одного из красивейших диких пляжей, испанец пытался влезть в крохотное место перед моим авто, так как встать было больше некуда. Сдать назад я тоже не могла, но всё же чуть-чуть подвинулась. И он влез. Обычное дело. Но он был таким счастливым и довольным, и благодарил меня с такими горящими глазами, будто я спасла ему жизнь. Такое небольшое происшествие скрасит любой ваш день. Вот такие они — водители в Испании.

Великобритания

Не скажу, что британцы очень педантичны на дорогах, как принято думать про англичан. Среди них достаточное количество лихачей, которые агрессивно себя ведут. Они могут выполнять маневры без поворотников, не пропускать, и вообще быть грубыми. Конечно, здесь также есть туристы, и они вносят свою лепту в общую атмосферу на трассах. В Англии — левостороннее движение, и гости из Европы часто путаются. Всё это добавляет беспорядка на дорогах туманного Альбиона. И, конечно, напрямую влияет и на поведение всех водителей на дороге.

Но стоит отметить, что при этом англичане очень уважительно и серьёзно относятся к сотрудникам дорожной полиции.

Франция

Я знаю наверняка, какого французского автолюбителя рисует вам воображение. Но мне кажется, что все эти картины далеки от реальности. Дело в том, что именно во Франции, например, принято толкаться бамперами. Это происходит как на парковке, так и в пробке. То есть для французов — обычное дело, паркуясь и втискивая свою машину, потолкать немного авто, которые стоят спереди и сзади. Причем, никого не волнует, насколько дорогой автомобиль может при этом пострадать. Считается, что бампер не жалко.

Отметим, что у французов есть странное развлечение: в пробках, машина, которая стоит сзади, может коснуться бампером впереди стоящей, та, соответственно, получив импульс, толкнет следующую. Сложно представить, что-то подобное у нас. А для французского стиля вождения — это норма.

США

На самом деле, в Северной Америке очень сложно обходиться без машины. Поэтому разрешение водить с 16 лет вполне оправдано. И тут же отметим, что именно в США процент пожилых людей за рулем самый большой. Плюс, американские дороги отличаются от наших и европейских своей простотой. Там нет неоднозначных мест (например, как у нас с запретом остановки и стоянки), сложных перекрестков и других трудностей. Едва держащаяся за руль старушка лет 90, с кислородной маской под носом, для Америки не редкость. Всё это накладывает отпечаток на общий стиль вождения американцев. К тому же, массовая автомобилизация в США началась на век раньше нашей: они там уже «побаловались» в машинки и сейчас используют их только для того, чтобы доехать до пункта назначения. Без придания дополнительного романтизма дороге и автомобилю. Машина в штатах давно занимает среднее место между телевизором и холодильником.

Поэтому, если этого не требует ситуация, жители штатов ездят невероятно спокойно и неспешно, им совсем не интересно гонять или резко перестраиваться. Отметим, что европейцам часто кажется, что американцы «тупят» на дороге. Так, например, они могут остановиться на пустом перекрестке, чтобы, якобы, пропустить всех на главной, хотя там никого нет. И, конечно, вам никто не будет сигналить на светофоре спустя пару секунд после того, как «замигал» зеленый, если вы всё еще стоите.

Обязательный атрибут водителей в штатах — это громкая музыка, звучащая из автомобиля. Дело в том, что они любят ездить с открытыми окнами, несмотря на то, что даже самые дешевые американские авто имеют кондиционеры. Итак, музыку погромче, окно пониже и спокойненько движемся вперёд.

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32