От чего спасался Harley-Davidson и при чем тут Рональд Рейган
Трудно представить американского президента, который не прибегал бы к торговому протекционизму и барьерам, когда хотел защитить терпящую крах отрасль промышленности или подтолкнуть ее к развитию. Закон об эмбарго Томаса Джефферсона 1807 года своей цели не достиг, и будущие лидеры страны продолжили тенденцию, устанавливая собственные тарифы.
Минусы протекционизма
Вместо того чтобы сделать отечественные отрасли, испытывающие трудности, более конкурентоспособными, стимулировать их уделять больше внимание инвестициям в исследования и разработки, автоматизацию и передовые технологии, государство просто закапывает проблему. Рыночная модель не может эффективно работать без здорового «соперничества».
Фото: latifundist.com
В то время как президенты выступали за усиление торгового протекционизма в основном под влиянием крупных корпораций, часть расходов — хотя и не все это признают — ложилась на потребителей.
Вместе с тем история знает множество ситуаций, когда вовремя введенные тарифы буквально за уши вытягивали тонущую компанию из болота.
Тучи сгущаются
В конце 1970-х годов у Harley-Davidson были серьезные проблемы. Качество байков снизилось, а индустрию мотоциклов в Америке постепенно захватывали японские бренды. Harley-Davidson изо всех сил пытался не отставать от японских байков Kawasaki, Suzuki, Yamaha и Honda, но внутренние проблемы и застой в разработке очень сильно тормозили процесс.
Фото: harley-davidson.com
Доля «Харлеев» на американском рынке упала с 75% в начале 70-х до всего лишь 25% в начале 80-х. Ситуация становилась все хуже, и, хотя рано было говорить о крахе и разорении, дела шли из рук вон плохо. Группа руководителей Harley во главе с генеральным директором Воном Билсом выкупила компанию у тогдашнего владельца AMF в 1981 году, попыталась исправить положение, но сил не хватало. Тогда на помощь компании пришло государство в лице президента Рональда Рейгана.
Спасение утопающих
Итак, легендарный производитель мотоциклов обратился за помощью к правительству и сделал это своевременно. Harley нуждался в поддержке, учитывая, что компания теряла деньги в 1981 и 1982 годах и даже была вынуждена уволить 1600 сотрудников, что составляло 40% от общей численности персонала!
Фото: tgstat.ru
В конце концов Рейган последовал рекомендациям Комиссии по международной торговле США и в 1983 ввел тарифы на импорт мотоциклов с двигателями объемом более 700 куб. см. В первый год пятилетней программы тарифы выросли с 4,4% до 49,4% на все крупные дорожные мотоциклы. Правда, через некоторое время пошлины были снижены до 39%, 24%, 19% и 14%.
Фото: allvectorlogo.com
Таким образом, в 1983 году ввозить тяжелые японские мотоциклы стало гораздо дороже, розничная цена для потребителей повышалась, а у Harley-Davidson Motor Co. должно было открыться второе дыхание. Руководство компании, что и понятно, было в восторге.
Японский ответ
Само собой, в Японии такой демарш вызвал если не ярость, то негодование. Но вместо того, чтобы вступать в конфликт против, будем объективны, несправедливого шага, часть зарубежных производителей мотоциклов нашли вполне работоспособные решения, чтобы избежать высоких тарифов.
Фото: pinterest.com
Так, Honda и Kawasaki попросту перенесли часть производства мотоциклов на свои американские предприятия. В итоге японцы, по оценкам экспертов, почти не пострадали от возросших пошлин, но им пришлось изменить свою производственную модель, чтобы не отставать от спроса.
Историческое возвращение Harley-Davidson
Хотя многие связывают торговые ограничения президента Рейгана с возрождением Harley-Davidson, на самом деле, все не так однозначно. Действительно, тарифы ощутимо помогли Harley, но в конечном счете «Харлеи» сохранились на плаву благодаря упорству компании и амбициозным планам по реструктуризации.
Фото: pinterest.com
Более того, согласно отчету Исследовательского института экономики, торговли и промышленности за 2009 год, именно собственные усилия Harley, а не торговые барьеры привели к увеличению продаж и спасению мотоциклетной компании. И, что важно, потребители перестали отождествлять Harley-Davidson с большими японскими мотоциклами.
В 1987 году Harley обратился к администрации Рейгана с просьбой устранить торговые барьеры. «Мы снова прибыльны, — сказал директор. — Мы рекапитализированы. Мы диверсифицированы. Нам больше не нужна помощь». На этом история и закончилась.
Анонсирующие фото: thebrandhopper.com