bagio-winter
Евгения Жилина

Ослы, Maserati и странные попутчики в такси: что вас ждет на дорогах Марокко

Если вы решили совершить большое путешествие по Марокко на автомобиле, то приготовьтесь к местным особенностям. Каким именно? Читайте в нашей сегодняшней статье.

Мало на каких дорогах вы увидите такое яркое классовое расслоение. За пару дней в Касабланке вы встретите больше Maserati, чем в Москве за месяц. Но рядом с люксовым автомобилем может ехать парень на повозке, запряженной ослом. И, наблюдая за тем, как они рядом стоят на светофоре, проникаешься пролетарским негодованием. Но дороги Марокко запоминаются далеко не только этим.

Нюансы аренды машины

Начинать надо с истоков, а именно с аренды транспорта, на котором вы собрались путешествовать. Контор, предлагающих авто в аренду, очень много, но если хотите заполучить какую-то определенную модель, то забронируйте ее сильно заранее. Но даже если вы этого не сделаете, всегда найдутся приемлемые варианты замены. Выбрав компанию, следите, чтобы в договоре было прописана страховка с полным покрытием SCDW. Сам договор обычно составлен на французском, но не поленитесь потратить 15 минут на перевод. Кстати, сотрудники в офисе тоже могут не говорить по-английски, но попросите позвонить или написать их англоговорящему коллеге. Постарайтесь все вопросы прописать в мессенджере, чтобы точно не возникло недопонимания.

Почти точно потребуется оставить депозит. Его размер, как и стоимость посуточной аренды, будет зависеть от класса автомобиля. Для простых малолитражек депозит составит примерно 250 евро, и как только вы вернете автомобиль компании, деньги возвращаются на карту. Также нужно внимательно смотреть, чтобы все, даже мелкие повреждения на авто, были зафиксированы, иначе при возврате точно возникнут проблемы.

Такси

Если по какой-то причине арендовать машину вы не хотите, то на помощь всегда придут таксисты. Особый интерес представляют Petit taxi: маленькие машинки красного цвета, которые в большом количестве колесят по Касабланке. Главная их особенность — водители полностью заполняют салон пассажирами. Так что если вы стоите, голосуете и останавливается такое такси — приготовьтесь, что пассажиры, которые там сидят, просто равнодушно подвинутся. Стоимость поездки при этом не снижается: для каждого водитель включает счетчик.

Навигаторами многие таксисты не пользуются, так что пункт назначения придется показывать на собственном телефоне. Карты лучше скачать заранее, чтобы они работали даже при отсутствии LTE или 3G. Вообще, в Марокко плохой интернет даже в хороших сетевых гостиницах. Кроме того, он достаточно дорогой.

В Марракеше все такси бледно-желтого цвета, в Касабланке — белого и красного, в Фесе – тоже красного, в Рабате же такси обычно синего цвета. Можно заказывать через приложение, самое лучшее — Heetch, так как там не нужно привязывать карту или местную «симку». Особенно удобно, если вам надо в аэропорт, куда красные Petit taxi не ездят.

Приставучие парковщики и странные заправки

Где бы вы не оставили машину в Марокко, к вам сразу кинется некий гражданин, который начнет «помогать» припарковаться. Если учесть, что английский местные не знают, а французский в России преподают не везде — понять его разглагольствования будет непросто. За «помощь» полагается платить, причем стоимость каждый раз будет разной: от двух до десяти дирхам. Вообще, процесс ценообразования в голове парковщика так и остался тайной, но с ним всегда можно торговаться, если у вас нет мелочи. Или просто сунуть несколько монет, которое он не пересчитывая положит в карман.

На АЗС вы тоже платите лично в руки заправщику. Просите налить топлива, например, на 100 дирхам, что он и выполняет. Никаких касс и номеров колонок: сдачу, если потребуется, отсчитает сам заправщик, лихо достав из кармана толстую пачку купюр разного номинала.

Отличные дороги

В королевстве Марокко много недостатков, но дороги не вызывают нареканий. Полотно везде отличного качества, вне зависимости от того, в Рабате вы, в Касабланке или небольшом городке Сафи. Никаких ям или колдобин вы не встретите. Между городами дороги обычно платные, но цены вполне вменяемые, и на таких трассах можно разгоняться более 100 км/час. Живописными их трудно назвать: пейзаж достаточно однообразный и безрадостный. Исключения составляют только дороги, протянувшиеся вдоль побережья — здесь дух захватает от открывающегося вида на Атлантический океан.

Вдоль трасс часто пасутся всевозможные жвачные животные, а вот знаменитых козочек на деревьях вы едва ли встретите. Но остановиться и сфотографировать осла или невероятной худобы корову никто не помешает.

Марроканцы не очень хорошо заботятся о животных

Если вы думаете, что гужевой транспорт остался где-то в XIX веке, то в Марокко вы быстро убедитесь в обратном. Особенно много запряженных ослами повозок в сельской местности, но и в крупных городах они встречаются, особенно в Марракеше. Животные часто в плачевном состоянии: торчащие кости, свалявшаяся шерсть и бесконечно грустные глаза. Есть даже что-то вроде фаэтонов, но они ориентированы на туристов, и в пандемию простаивают без дела.

В стране бесконечно много кошек, даже больше, чем в Стамбуле. Но вот выглядит большинство очень грустно — разодранные уши, заметный невооруженным взглядом лишай. Их активно подкармливают всем, что теоретически можно съесть, поэтому численность кошек огромная.

Они заходят в кафе, на террасы ресторанов, сидят у отелей. Может показаться, что это здорово, но обедать, когда на соседний стул запрыгивает кошка с кровавыми ранами на голове, не очень приятно.

Придется запастись терпением

«Смешались в кучу кони, люди» — это про Марокко. Особенно колоритно выглядят дороги Марракеша, где вас будут бесконечно обгонять и подрезать все, кому не лень. Даже велосипедисты! Да, на трехполосной дороге вы внезапно можете увидеть перед собой школьника на велосипеде, уверенно едущего наперерез.

Пропускать здесь не принято, и на ваш робко мигающий подворотник реакция будет примерно нулевая. Вот если вы уже начали маневр, то тогда местный водитель соблаговолит остановиться. Несмотря на ограничения скорости, марокканцы любят погонять, то что неопытному водителю-туристу в таком хаосе нужно быть предельно осторожным.

Пешеход всегда неправ

Сначала такое положение дел кажется диким, но потом постепенно привыкаешь. Самое большое удивление ждет пешеходов на размеченных и регулируемых (!) переходах. Вы стоите перед «зеброй», загорается зеленый человечек, а автомобили… как ехали, так и едут. Далеко не все даже удосуживаются сбавить скорость. Более того, если вы будете за рулем и решите пропустить людей, которые шагают по «зебре» на зеленый свет, приготовьтесь к недовольным сигналам сзади.

В мире много стран, где водители ездят не особенно аккуратно. Например, во Вьетнаме движение хаотичное, и в первый раз переходить дорогу страшно. Но если в Нячанге на вас едут не такие быстрые и более маневренные мопеды, то в Марракеше на «красный» мчатся автомобили. Пропускают, только если вы уже идете наперерез, и риск столкновения, если водитель не притормозит, будет почти стопроцентным.

Но человеку свойственно ко всему привыкать, и за пару недель у вас прибавится африканской наглости. Это не значит, что можно будет полностью игнорировать все правила, но вот органично войти в строй марокканских водителей у вас точно получится.

Марокканские странности

Аварии здесь встретишь не так часто, но если и случается происшествие, водители останавливаются узнать, нужно ли помочь. Марокканцы вообще всегда готовы прийти на помощь: с готовностью «прикуривают» автомобиль, если случились проблемы с аккумулятором, толкают его с проезжей части. Если нужно показать дорогу — с готовностью прокатятся до места, которое вы ищете.

На междугородних дорогах большинство надписей и указателей дублируются на трех языках в разных комбинациях. Причем в непонятном сочетании палочек и кружочков средний европеец далеко не сразу признает полноценный язык. Между тем, берберским языком в Марокко, по разным оценкам, пользуется до 10 миллионов человек.

За рулем дорогих автомобилей очень часто сидят женщины, и, что интересно, они одеты максимально по-европейски. Это при том, что марокканские дамы в подавляющем большинстве носят консервативные наряды, соответствующие традициям Ислама. Видимо, экстерьер хороших автомобилей располагает к более фривольной одежде.

В любом случае, если вы собрались в Марокко, горячо рекомендуем вам путешествовать по стране на машине. И дело не только в комфорте, но и в безопасности: иногда от назойливых местных жителей приходится в буквальном смысле убегать. И в такие моменты машина становится почти что личной крепостью.

bagio-winter