bagio-winter
Евгения Жилина

Закат легенды: что мы знаем о самом последнем выпущенном Buick Grand National

Почему этот культовый чёрный автомобиль спустя десятилетия ушёл с молотка за сумасшедшую сумму?

Сердце радуется, когда смотришь на актуальную линейку эстетичных и удобных кроссоверов Buick. И немного трудно поверить, что не так уж и давно у этого дочернего предприятия General Motors имелся целый «арсенал» для производства авто вроде Buick Grand National. Вот ведь были времена! Этот двухдверный маслкар с момента своего создания демонстрировал выдающиеся технические характеристики и завоевал статус легенды, привлекая внимание самых уважаемых коллекционеров по всему миру.

Сегодня мы хотим отдать дань уважения Buick Grand National — по-своему культовому спортивному авто. Он прославился не только своими феноменальными ходовыми данными и достойной «внешкой», но и соответствием строгим требованиям по выбросу вредных веществ. Заключительный выпущенный Grand National имел большое историческое значение, так как рабочие сборочного цеха оставили автографы и отметили автомобиль надписями типа «The End» и «Built By The Best». Однако интересен он не только этим, но и своей «биографией».

История Buick Grand National

Наша история начинается с гоночного трека, а именно со знаменитых овальных трасс NASCAR. Дело в том, что до 1971 года серия NASCAR была известна просто как Grand National Division, что и стало источником вдохновения для Buick, где как раз думали над названием для своего нового спортивного купе. Примечательно, что пилот по имени Даррелл Уолтрип одержал победу в состязаниях на Buick Regal, завоевав корону в 1981 и 1982 годах.

Эти успехи привлекли внимание топ-менеджеров Buick, которые решили выпускать заводской автомобиль для участия в гонках. Новая модель получила имя Grand National, чтобы избавиться от имиджа «машины для врача», который закрепился за Buick до 1980-х годов. И когда в сезоне 1982 года на Daytona 500 представили первый в истории Buick Regal Grand National, он буквально оказался воплощением своеобразного бунта марки — свежий, немного дерзкий и однозначно притягательный. Это было только начало пути!

Короткий и яркий путь

В год, когда появился первый автомобиль Grand National, Buick создал всего 215 экземпляров. И кстати, все модели Grand National, увидевшие свет в том году (да и в последующие годы), были чёрными. Шло время, но объёмы производства Grand National практически не менялись. Для сравнения: в 1984 году Buick выпустил 2000 экземпляров, а в следующем году — 2102. Однако, когда спрос превысил предложение, дочерняя компания GM увеличила темпы сборки, и в 1986 году было построено 5512 автомобилей.

В последний год выпуска Grand National (1987-й) компания Buick приложила все усилия, чтобы произвести аж 20 740 машин. 547 из них были особенными и носили аббревиатуру GNX. Этот автомобиль был совершенно уникальным, поскольку оснащался 3,8-литровым двигателем V6 с турбонаддувом. Это стало финальным аккордом, который помог маркетологам удержать внимание на модели, потихоньку теряющей своё очарование в глазах покупателей. В итоге сегодня на автомобильном рынке Штатов можно найти много Buick Grand National, которые, правда, не имеют большой ценности, при этом Buick GNX считается настоящим раритетом, который стоит целое состояние.

Итак, Buick Grand National выпускался с 1982 по 1987 год. Несложно догадаться, что самой «желанной», как правило, является наиболее молодая модель. Но мы хотим пойти чуть дальше и подробнее остановиться на самом последнем сошедшем с конвейера Grand National. Это знаковое и немного печальное событие произошло 11 декабря 1987 года.

Необычная инвестиция

Знаменитый в те времена автодилер Боб Колвин прознал про финальный Grand и понял, что на этой истории в перспективе можно неплохо заработать. Он лично поехал в Понтиак, штат Мичиган, чтобы посмотреть, как собирают автомобиль, а потом его выкупить. Задача оказалась непростой: Колвин писал в компанию, обивал все пороги и дошёл даже до руководства General Motors! Сначала его водили по сборочному цеху, рассказывая, как «не могут ничего обещать». Но Боб был крайне настойчивым персонажем и в итоге добился письменного заверения, что ему продадут самый последний Grand National. Цена вопроса составляла чуть меньше $18 тысяч, что сегодня эквивалентно примерно $50 тысячам.

Удивительно, но договорённость никто не нарушил. Колвин вместе с женой и сыном лично присутствовали при сборке заветного «Бьюика». Более того, всей семье даже удалось немного поучаствовать в процессе! Они успели сделать много фотографий и здорово провели время.

Когда последний Grand National прибыл в дилерский центр Боба в Луизиане, Колвин поместил авто в специальную пристройку с климат-контролем. Он соорудил «саркофаг» буквально в собственном доме. Там, возвышаясь словно античная статуя на подставках-домкратах в 7,5 сантиметра от земли, Buick стал почти что членом семьи. Предприимчивый дилер и его жена даже использовали машину в качестве тайника — там они иногда прятали рождественские подарки для своих детей, а затем и внуков.

Расставание

Целых 35 лет Grand National «жил» в доме Колвина, но настал тот момент, когда хозяин надумал его продать. Боба часто спрашивали, почему он решился на такой шаг и как у него вообще хватило духа. Но, по словам Колвина, несмотря на то, что машина и была важной частью их семьи, он всегда смотрел на неё как на инвестиционный актив, хоть и любимый. Однако имелся ещё один нюанс: вокруг дома Боба росли большие сосны. Ни одна компания не была готова страховать раритетное авто более чем на $100 тысяч, так что падение дерева на уютную пристройку стало бы трагедией.

Автомобиль выставили на продажу на аукционе Barrett-Jackson. Такую редкость оценили сразу, и машина ушла с молотка за сумасшедшие $550 тысяч! То есть «актив» Колвина за 35 лет вырос в стоимости более чем в 10 раз.

Так, последний выпущенный за заводе Buick на четырёхступенчатом «автомате» с турбированным V6 объёмом 3,8 литра, развивающим 245 лошадиных сил, навсегда покинул своего первого владельца. Новому хозяину авто досталось практически в нетронутом состоянии, так что можно лишь поздравить его с этим приобретением. Кто знает, может, лет через 10 этот экземпляр снова появится на аукционе и его цена вновь приумножится в разы.


Анонсирующее фото: motorious.com

bagio-winter