bagio-winter
Виктория Мальцева

Обогнать Porsche и сменить имидж. Nissan Skyline

Как обогнать победоносный Porsche и войти в гоночную историю, начав писать её уже самостоятельно? Об этом может рассказать легендарный Nissan Skyline который, вдобавок ко всему пережил топливный кризис и внедрил множество уникальных разработок в свои автомобили.

Всё или ничего: догнать Porsche

В 1963 году японской компанией было выпущено второе поколение легендарного автомобиля - Prince Skyline S50, собиравшееся вплоть до 1968 года. Новинка производилась в кузове седан (S50) и универсал (W50). Под капотом устанавливался четырёхцилиндровый мотор G1, объёмом 1,4 литра и выдававший 70 лошадиных сил. В сравнении с предыдущей генерацией, автомобиль имел более угловатую форму. Skyline S50 был выпущен в двух вариантах: с трёхступенчатой коробкой передач и более спортивной – четырёхступенчатой. Спустя четыре года, серию S50 заменили на S57, которую оснастили самым мощным в то время двигателем в Японии. Так, четырёхцилиндровый силовой агрегат G15, объёмом 1,4 литра обладал мощностью 88 лошадиных сил.

Теперь несколько перефразирую выражение: какой же автомобиль не любит быстрой езды? Может, такие и есть, но это точно не Skyline. В 1964 году Prince принимает решение выставить машину на соревнования – именно с этого момента начинаются страницы автоспортивной истории Skyline. Для участия в гонках автомобилю заменили четырёхцилиндровый двигатель на шестицилиндровый G-7 от Gloria S40. Также, увеличили колёсную базу на 200 миллиметров, что позволило организовать специальные крепления для нового «сердца».

Первоначально было выпущено небольшое количество автомобилей, специально для участия в гонках класса GT. Именно это принесло Skyline большую популярность. Тогда руководство Prince приняло решение запустить машину в серийное производство. Окончательный вариант авто положил начало новой серии S54 и получил название Skyline 2000GT. Выпускался он в двух модификациях. Версия GT-A шла с двигателем G7, где был единственный карбюратор с мощностью 105 лошадиных сил. А версия GT-B была «заряжена» тремя карбюраторами 40DCOE-18 Weber, 5-ступенчатой коробкой передач со сближенными передаточными числами и топливным баком на 99 литров. Также, автомобиль получил дифференциал повышенного трения, усилитель тормозной системы и силовой агрегат с высокой компрессией. И да, вы всё ещё читаете про машину 1964 года.

Конечно же, на соревнования можно было выставить только версию GT-B. Свою первую гонку в истории Skyline 2000GT завершил на втором месте, буквально немного отстав от победоносного Porsche 904GTS. Результат был вдвойне головокружительным, поскольку на тот момент «немец» являлся почти полноценным гоночным болидом, в отличие от четырёхдверного японского седана. Серия S54 выпускалась до 1968 года – и именно она, благодаря своим победам в гонках, заложила основы для рождения легендарного Skyline.

Сменить имя, но продолжить гоночную родословную

Третья генерация Skyline выпускалась с 1968 по 1972 год. Серию S50 в середине 1968 года сменила серия 1500 с двумя типами кузова – седан и универсал. В эти автомобили устанавливались двигатели G15 от серии S57. Такая же машина, но с мотором G18 - продавалась под обозначением 1800. Именно эта пара моделей стала последними Skyline, выпускавшимися под маркой Princе. Поскольку в том же 1968 году концерн Nissan приобрёл компанию Prince вместе со всеми правами на успешную модель Skyline. И теперь, все следующие автомобили были переименованы в Nissan Skyline.

Продолжая 1968 год, выпускается Skyline 2000GT, серии GC10. Интересно, что все другие вариации производных серий C10, GC10 (индекс G означал «устанавливаемый в GT»), в основном проектировались Prince, несмотря на то, что эти автомобили уже носили название Nissan Skyline 2000GT. Изначально машина собиралась в двух вариациях – 4-дверный седан (GC10) и 5-дверный хэтчбек, а спустя пару лет и купе-хардтоп (KGC10). При этом, при проектировании шасси 2000GT учитывалась установка 6-цилиндрового мотора, во избежание трудностей, как с серией S54. «Двухтысячный» оснащался двигателем L20, объёмом 2,0 литра и мощностью 105 лошадиных сил.

Позже, спустя год, в феврале 1969 появляется первый Skyline GT-R в кузове седан. А в 1971 году свет увидело купе (KPGC-10). Оба автомобиля оснащались 6-цилиндровыми моторами S20, объёмом 2,0 литра и мощностью 160 лошадиных сил. В то время подобные технические характеристики были на уровне лучших спорткаров, таких как Porsche 911. Кстати да, силовой агрегат S20 был таким же, как и двигатель GR8 для гоночного Nissan R380, который выиграл 3-й GP Японии в 1966 году, обойдя Porsche Carrera 6.

И этому автомобилю суждено было вписать себя в автоспортивную историю, причём весьма прочно. Так, почти за полтора года Skyline 2000GT-R одержал 33 победы в различных гонках, а к 1972 году благодаря купе KPGC-10 это количество возросло до 50. Однако, в 1972 году выпуск этих победоносных автомобилей решили остановить.

«Визитная карточка» Skyline

Новое четвёртое поколение начало производиться в 1972 году. В серии С110 было предусмотрено две основные версии автомобилей - 1600GT и 1800GT. Они получили производные двигатели G15, G16 (1.6l) и G 18 (1.8l) соответственно. Ещё одна вариация носила название 2000GT-X и сравнивалась с предыдущей С10 2000GT. В свою очередь, этот автомобиль оснащался улучшенным вариантом двигателя L20, производительностью 130 лошадиных сил, вместо предыдущих 109. И четвёртой, самой мощной машиной была 2000 GT-R, имевшая под капотом неизменную силовую установку S20, мощностью в 160 «лошадей».

Любопытно, что эта серия «Ская» с лёгкостью преодолела отметку по реализации в полмиллиона экземпляров – с учётом экспортных моделей было продано 670562 автомобиля. При этом, серия С110 шла на экспорт под другим именем - Datsun K-series (Datsun 160K, 180K и 240K). А вот варианты кузова не поменялись: четырёхдверный седан, двухдверное купе-хардтоп и универсал.

Начиная с этой генерации, Nissan Skyline начали оснащать теми самыми четырьмя круглыми задними фарами. Впоследствии они стали «визитной карточкой» машины, и остались неизменными для многих последующих семейств.

В 70-х годах японцами была запущена масштабная рекламная компания, посвящённая серии С110, Она состояла из серии видеороликов, в которых героями были молодая пара - Кэн и Мэри (Ken & Mary). Довольно быстро эта реклама стала очень популярной в стране, а видео обрели статус культовых. Из-за чего многие стали называть автомобиль Skyline Kenmeri.

Нефтяной кризис или попрощаемся с GT-R

В 1973 году в мире разгорелся топливный кризис - «Нефтяное эмбарго», из-за этого спрос на автомобили с мощными двигателями существенно снизился. Участие в гонках класса Gran Turismo для Nissan также было закончено, а саму модификацию GT-R пришлось снять с производства. Но, сильно переживать не стоит – обратно «заряженные» версии вернутся, правда, спустя 16 лет.

Так, в 1977 году публике был представлен Nissan Skyline в кузове С210. Вместо топовой версии, в пятом поколении появилась модель Skyline 2000GT-ES (KGC211). Штатные версии получили наименования 1600TI и 1800TI и моторы L16 и L18 соответственно, вместо предыдущих двигателей марки «G». Старый 2000GT-X «потерял» X, и получилось просто 2000GT, но он сохранил неизменный силовой агрегат L20, мощность которого была 130 лошадиных сил. Также, автомобили этой серии по-прежнему экспортировались под маркой Datsun (240K/280K и 240C/280C).

Также, впервые в японской автомобильной промышленности в машины начали устанавливать турбомоторы - L20ET, объёмом 2,0 литра и мощностью 140 лошадиных сил. Эта силовая установка удовлетворяла нормы эмиссий и положила новый этап в истории развития «Скайлайн» - первых двигателей с турбонаддувом. Кроме этого, впервые автомобилю предлагались и дизельные моторы: 6-цилиндровый LD28 объёмом 2,8 литра и 4-цилиндровый LD20 объёмом 2 литра.

Возвращение на трек

Вместе с выпуском нового модельного ряда, компания Nissan начала менять свою политику и спецификацию автомобилей Skyline: конца ХХ века все последующие семейства получали обозначение R3X. В августе 1981 года свет увидела новая генерация R30, представленная сразу пятью моделями. Однако, внешне машина мало чем напоминала о спортивном предназначении «Ская» - он выглядел весьма угловатым и был существенно больше, чем ранние версии, хотя машина стала гораздо легче. Тем не менее, именно всё это и было возвращением к спортивным истокам Skyline.

Вместо установленных ранее двигателей L16, автомобили получили шестицилиндровые моторы 2000GT и 2800GT. У топовых версий R30 была возможность настройки подвески по жёсткости и, самое интересное, это можно было делать во время движения. В связи с этим, Nissan Skyline R30 стал первым серийным автомобилем в Японии с такими техническими возможностями. Также, версия R30, шестого поколения запомнилась как единственный Skyline с кузовом хэтчбек.

После того, как компания прекратила производство GT-R, в модельном ряду Skyline не было ни одного двигателя с двумя распредвалами, установленными в верхней части – DOHC. Даже когда закончился топливный кризис, и появились турбированнные автомобили, DOHC всё ещё отсутствовал. Тогда осенью 1981 года стартовало производство RS Skyline. Автомобиль предлагался в двух вариантах кузова – седан и купе, и был оснащён 4-цилиндровым 16-клапанным двигателем FJ20E, развивающим 150 лошадиных сил. Этот силовой агрегат был разработан специально для гонок. Также, на эту версию машины не устанавливались многие опции, отвечающие за комфорт, а снаряжённая масса автомобиля составляла всего 1130 килограмм.

Через два года мотор улучшили, установив турбину. Этот финальный вариант и получил название FJ20ET (T - означает турбо), который теперь выдавал 190 «лошадей». Чуть позже мощность двигателя увеличили до 205 лошадиных сил, путём внедрения интеркулера. Модель стала известна как RS-X или Turbo C, но не только как самая мощная версия Skyline того времени, а как и вернувшийся на трек, довольно успешный гоночный автомобиль. Так, автоспортивная история машины получила продолжение.

bagio-winter