bagio-winter
Юлия Кожевникова

«Ноздри» BMW: история изменений и оправдания дизайнеров

Узнали, как менялась решетка BMW вместе с развитием автоиндустрии, а также выяснили, почему «ноздри» баварских машин стали настолько огромными.

Наверно, изменение размера «ноздрей» BMW заметили даже далекие от автоиндустрии люди. Ведь решетка радиатора – это первое, что бросается в глаза, это «лицо» автомобиля, его визитная карточка. Благодаря тем самым «ноздрям» баварцев узнают всегда и везде — автомобиль может не иметь значка, но решетку BMW ни с чем не спутать. Это особая деталь дизайна и её любые изменения могут стать, как великим гениальным решением, так и полным провалом. Вот и сейчас, «ноздри» BMW стали еще больше. Нет, не так, они стали просто огромными. Может сложиться впечатление, что год от года они росли, как чужие дети, а потом вы случайно встретились, и их теперь просто не узнать.

Есть мнение, что современная автоиндустрия в целом испытывает нелегкие времена, якобы автогиганты перестали нас приятно удивлять, мы почти не восхищаемся новинками и только успеваем критиковать и кривить лица. Помните имена великих автомобильных дизайнеров-художников XX века? Их машинам до сих пор поют оды. Сегодня же автомобили создают скорее «маркетологи» с помощью компьютерных программ, а хочется, чтобы их претворяли в жизнь гениальные художники. Это не означает, что у нас нет талантливых профессионалов своего дела, они есть, но рынок переполнен неким «фастфудом», и речь не только про гастрономию, но и строительство, кино и, конечно, автоиндустрию. Вы скажете: «спорить о вкусах – дурной тон», и мы согласимся. Ведь главный критерий успешности бренда – это продажи. А по данным официальной статистики продажи бренда BMW росли на протяжении последних лет (за исключением 2020). Только странно, что цифры расходятся с отзывами потребителей, ведь среди фанатов марки уже давно бытует мнение, что BMW пока выживает за счет своих инженеров, потому что по-настоящему легендарных моделей бренд не выпускал, как минимум лет 10 (а может и 20). Видимо поэтому дизайнеры бренда решили не изобретать велосипед, а обратиться к прошлому, ведь когда-то у BMW уже были большие «ноздри». Но обо всём по порядку.

Отметим, что в самом начале никаких «ноздрей» у BMW всё же не было. Первая машина марки, Dixi 1927 года, была официальной копией английского Austin. У автомобиля не было «ноздрей», а радиатор был в виде прямоугольника, и машина практически ничем не выделялась на фоне британских братьев.

«Ноздри» появились на автомобилях BMW через шесть лет, на 303 модели. По сути, это были отверстия для забора воздуха для того, чтобы охлаждать мотор во время движения. Они были выполнены в дизайнерском стиле того времени: большими и вытянутыми. Знали ли тогда дизайнеры, что «ноздри» станут отличительной особенностью марки и будут меняться вместе с автомобильной индустрией, подчиняясь её законам?

Следующие изменения в решетках BMW произошли в 1936 году — на всемирно известном «Нордшляйфе» показали 328 Roadster. Представление автомобиля было запоминающимся еще и потому, что гонщик Эрнст Хенне продемонстрировал на нем невероятные цифры для того времени: средняя скорость на трассе составляла чуть больше 100 км/ч. Неудивительно, что автомобиль стал культовым и его черты проявились в других более поздних моделях. В эти годы постепенно происходит переосмысление «предназначения решеток» и они создаются уже скорее как стилистический элемент, а не практичный.

Затем были тяжелые военные годы, когда мало кто задумывался о новых дизайнерских решениях. BMW создавала военную технику и только в 50-е «ноздри» начали снова меняться. Модели 501, 502 и 503 отличались от своих предшественников, в том числе и решеткой радиатора: «овалы» стали шире. В те годы BMW уже активно конкурировала с Mercedes-Benz, и стремилась обойти соперника в стиле и скорости машин. Сотворить мини-революцию с дизайном автомобилей BMW доверили дизайнеру Альбрехту фон Гёрцу. И у него всё получилось: он сделал прорези горизонтальными! Так на свет появились удивительные и роскошные 503 модель гран-туризма и родстер 507 (одноплатформенные машины). Считается также, что решетка родстер была похожа на форму усов, популярных в 50-е годы, и этот факт только прибавляет автомобилю изысканности.

В 60-е годы дизайнеры решают поиграть с овалами в центре и решетками по бокам, которые как бы тянутся к фарам и создают образ крыльев. Так называемые «крылья» в той или иной степени будут царить на машинах BMW очень долго, и даже в 90-е в некоторых моделях найдут свое применение. И, конечно, именно 60-е подарили нам купе 3200 CS, которое заслуженно считается одним из лучших автомобилей этой марки. При создании этой машины не обошлось без итальянцев из легендарного ателье Bertone. Обратите внимание на «ноздри», ведь именно такие затем появились у моделей 1500, 1800 и 2000, которые вышли позднее.

Очередные кардинальные изменения «ноздрей» произошли на заре 70-х, когда автогигант решил посотрудничать с Lamborghini и подписал договор о создании совместной модели. К сожалению, в процессе работы произошел разрыв отношений и BMW заявили, что сделают машину без чьей-либо помощи. Так появилась модель M1, которую выпустили в ограниченном количестве — чуть более 450 единиц. «Ноздри» у машины были невероятно маленькими и сильно контрастировали на фоне моделей более ранних лет, у которых решетки были намного длиннее, шире и больше. Такие изменения были отражены в дизайне еще двух моделей.

С приходом восьмидесятых наступает золотая пора BMW, так как именно в этот период появляются машины, ставшие легендами марки. Что касается «ноздрей», то их немного усреднили в размере и сделали более квадратными. Такими решетками могут похвастаться такие модели как: «тройка» Е30, «пятерка» Е34 (1988 года) и «семерка» Е32 (1986 года). «Тройка» этих лет стала невероятно популярной, получила в народе прозвище «хулиганка», и многие до сих пор не прочь увидеть её в своем гараже.

Принято считать, что именно 90-е подарили нам те самые классические «ноздри» BMW, которые часто сравнивают с формой легких. Решетка получила форму прямоугольника, у которого уменьшили высоту, но увеличили ширину. «Семерка» Е38, которая вышла в эти годы, первой отличилась новым дизайном, затем с такими же изменениями вышли «пятерка» с индексом Е39 и культовая «тройка» Е46. Для многих подобная форма «ноздрей» до сих пор считается неким эталоном и мерилом красоты. При этом между решеткой и фарами в эти годы еще обязательно сохраняли «полоски» кузова. Ожидаемо, что с приходом 2000-х BMW снова решила достаточно серьезно пересмотреть свой дизайн. На помощь призвали Криса Бэнгла и навлекли на себя негодование хейтеров, например, за развернутую прямо центральную консоль. Но что удивительно, дизайнер почти не изменил «ноздри» 90-х — они так и остались в виде прямоугольника, но с немного скругленными углами. «Семерка» Е65 и «пятерка» Е60 получили первыми такую решетку радиатора.

Считается, что с приходом кузовов серии F, BMW начала продвигать «гриль» — так стали называть форму новых решеток. Подобные «ноздри» появились у «семерки» F01, затем у «пятерки» F10 2010 года. Но, конечно, «тройка» F30 достигла наивысшей точки «ноздревых» изменений 2000-х: те были увеличены в ширине настолько, что почти сливались с фарами. И это еще одно отличие от моделей BMW 90-х: между «ноздрями» и фарами свободного пространства либо нет совсем, либо очень мало.

Внушительных размеров «ноздри» и угловатые формы, которые появились у концепта i4 и «четверок» нового поколения, на самом деле имеют прямые отсылки к прошлому. Так, например BMW Garmisch представленный в 2019 году, имеет даже прямой прототип 1970 года. Тогда на Женевском автосалоне публике был представлен BMW Garmisch, который был создан гениальнейшим Марчелло Гандини. После выставки автомобиль исчез, но архивные фотографии помнят всё. И позднее именно эти фото попали в руки Адриана ван Хойдонка (старший вице-президент BMW Group Design), став источником вдохновения для создания новых машин.

Что касается горячо обсуждаемых сейчас BMW M3 и М4, которые также получили громадные решетки, то и здесь ничего удивительного. Внешне обе новинки сделаны в духе BMW 4-Series, которая была представлена этим летом. А представители бренда открыто заявляют, что BMW Concept 4 умышленно создавалась с оглядкой на такие классические модели прошлого, как BMW 328 и BMW 3.0 CSI.

Зная полную и такую длинную историю «ноздрей» BMW , вопросов к дизайну новых автомобилей марки уже меньше — автогигант предпринял попытку вернуться к истокам. Однако, на наш взгляд, с выходом новой «четверки» дизайнеры не возродили легендарный облик, а, скорее, получили неудачную экранизацию книги… Да еще и с ограниченным бюджетом на актерский состав. Недаром комментаторы не скупятся на «крепкие» выражения относительно такого дизайна. Ведь у всего должны быть свои рамки, верно?

bagio-winter