- 27.01.2022
- /
- Полезное, Советы
- /
- Анна Криворучко
ОСАГО давно и прочно засело в сознании большинства автомобилистов как незаменимый атрибут любой поездки. Страховка автогражданской ответственности стала обязательной для всех передвигающихся по дорогам общего пользования машин в далёком 2003 году. С тех пор нововведения происходят практически каждый год, и 2022 не стал исключением. Во сколько теперь обойдётся полис, можно ли на нём сэкономить и как вообще купить страховку? Давайте разбираться по порядку.
Что нужно для оформления страховки
Для начала стоит определиться со страховой компанией. Выбирать можно по удобству и стоимости. Главное, чтобы страховщик имел соответствующую лицензию — это можно проверить на сайте РСА. Там же есть возможность узнать предварительную стоимость полиса.
Перечень документов для оформления «автогражданки» небольшой и вполне демократичный. Страховщикам нужно предоставить:
- Паспорт.
- Водительское удостоверение.
- Свидетельство о регистрации автомобиля.
- Заполненное заявление.
Список может немного видоизмениться, если страховка оформляется для свежеприобретённого авто ещё не стоящего на учёте. Вместо СТС попросят ПТС и договор купли-продажи. Если же машина, например, в лизинге, потребуется договор аренды.
Стоит отметить, что если в страховку будет вписано несколько человек, даже при оформлении «бумажного» полиса их личное присутствие не потребуется. Достаточно будет взять с собой копии их паспортов и «прав». С е-ОСАГО всё ещё проще: заявление заполняется в электронной форме, а документы прикрепляются в виде фотографий.
Ещё недавно перечень был на один пункт длиннее. Главное нововведение этого года связано с отменой диагностических карт для личного транспорта при покупке обязательной страховки. Теперь проходить техосмотр для приобретения ОСАГО не нужно. Но напомним, что с 30 декабря 2021 года её нужно предоставлять в ГИБДД при постановке на учёт автомобиля старше четырёх лет.
Сколько стоит ОСАГО в 2022 году?
Второе нововведение коснулось расширения «коридора» базовых коэффициентов и возрастной сетки водителей. Теперь они чуть более персонифицированы под участников движения разных возрастов и уровней подготовки.
Расчёты устроены следующим образом: стоимость страховки складывается из величины базовой ставки, умноженной на несколько поправочных коэффициентов.
- КВС — возраст и стаж водителя.
- Территориальный коэффициент зависит от региона в котором используется автомобиль.
- Коэффициент мощности автомобиля.
- КБМ — «бонус-малус», зависящий от количества страховых выплат за предыдущий год.
Все эти цифры утверждены Банком России и едины для страховщиков.
Базовый коэффициент для водителей личного легкового транспорта сегодня составляет от 2 224 рублей до 5 980 рублей. Для сравнения, «верхняя планка» у автомобилей, трудящихся в такси, составляет 12 505 рублей.
пределах этой суммы страховщики вольны выбирать любую цифру, и теперь к инструментам регулирования стоимости добавилась ещё и «законопослушность» страхователя. При расчёте могут учитывать грубые нарушения ПДД — этой информацией через общую базу данных делится ГИБДД.
Таблица КВС в актуальной редакции на текущий год выглядит так:
Перечень территориальных коэффициентов достаточно внушительный. Самый высокий — 1,88 в Мурманске и Челябинске. Самый низкий — 0,68 достался Забайкальскому краю (за исключением Читы и Краснокаменска), Республике Саха (за исключением Нерюнгри и Якутска) и Республике Крым (за исключением Симферополя). В Москве коэффициент традиционно высокий — 1,8. В культурной столице чуть ниже — 1,64. В областях крупных городов страховать машину получается выгоднее: для Московской области приняли коэффициент — 1,56, а для Ленинградской — 1,24.
Коэффициент мощности не пересматривался очень давно и морально устарел, тем не менее в ходу всё ещё такая градация:
КБМ имеет не такую очевидную зависимость, его устанавливают в соответствии с таблицей:
На этом новшества пока закончились, но очень вероятно, что скоро мы увидим ещё несколько изменений. В первую очередь они могут коснуться суммы максимальной выплаты пострадавшему по ОСАГО. Её планируют увеличить в несколько раз, ориентировочно до 2 миллионов рублей. Напомним, сейчас за ущерб имуществу нельзя получить больше 400 тысяч рублей, а за ущерб здоровью — больше 500 тысяч рублей.
Также обсуждают пересмотр или упразднение мощностного коэффициента.
В случае поднятия верхнего порога выплат, страховка неизбежно подорожает, но, в любом случае, она продолжит защищать всех участников дорожного движения от непредвиденных и достаточно существенных убытков. Не забывайте вовремя оформлять полисы, тем более сегодня это действительно удобно и быстро.