bagio-winter
Анна Криворучко

Несломленные временем: 5 самых древних дорог мира

Построенные на века — это про них. Рассказываем о пяти дорогах древнего мира, заставших и фараонов, и современные технологии.

Глубокие ямы с острыми краями, постоянно выкрашивающийся мелкий щебень, непомерно глубокая колея, нелепые заплатки, асфальт, таящий вместе со снегом, и при этом всём ремонты, не прекращающиеся, кажется, ни на день. Знакомая картина?

И пока современные технологии строительства раз за разом проигрывают битву природе, в разных уголках мира простираются дороги, вручную построенные десятки веков назад. Они — памятники древним инженерам и строителям, сумевшим возвести практически вечные транспортные артерии, пережившие не только поколение своих создателей, но и целые цивилизации.

Дорога к пирамиде Сахуры, Египет

Место упокоения фараона из пятой династии, правившего одной из самых развитых древних цивилизаций примерно за 2,5 тысячи лет до наступления нашей эры. Рядом с деревней Абусир расположился некрополь из четырнадцати сохранившихся пирамид. К остаткам некогда высоких защитных стен ведёт достаточно широкая дорога, построенная из нескольких слоёв массивных каменных блоков. Археологи считают, что сначала древнее шоссе использовалось для доставки строительных материалов от реки Нил, а когда возведение усыпальницы было окончено, дорога приобрела статус процессиальной.

Архитектурный комплекс закрыт для посещения и не является туристическим объектом. Пирамиды достаточно сильно разрушены, и при этом практически не подвергались реставрации, так что и строения, и сама дорога находятся практически в первозданном виде.

Дорога к пирамидам в Гизе, Египет

Постройка этой магистрали пришлась на конец третьего тысячелетия до нашей эры и совпала с началом строительства легендарных пирамид в Гизе, возведённых во времена четвёртой династии фараонов. Длина древнейшей в мире транспортной артерии всего 12 километров. На сегодняшний день она считается древнейшей мощёной дорогой в мире. Тем удивительнее, что по ней можно беспрепятственно прогуляться и даже проехаться. Старинное шоссе берёт своё начало от западного берега реки Нил и приводит к комплексу пирамид среди которых главная достопримечательность Египта — пирамида Хеопса.

Апиева дорога, Италия

Первое упоминание об Апиевой дороге датируется вторым веком до нашей эры. Она названа в честь императора, распорядившегося связать транспортной артерией Рим и Капуи. Позже античное шоссе продлили ещё, получив прямой путь к Балканскому полуострову. Достаточно широкая (до 4 метров) и ровная, вымощенная прочным серым базальтом — она стала важнейшим стратегическим пунктом и новым торговым путём. В разные годы по ней маршировали солдаты, везли гружёные повозки, тянулись вереницы паломников. Со временем вокруг разрастались памятники и склепы, а после восстания Спартака участок шоссе практически превратился в место массовой казни, где распяли около шести тысяч пленных. Сегодня дорожное полотно частично заасфальтировано, по нему можно ездить. Вокруг построены музеи, а также сохранились многочисленные памятники и гробницы. Примечательно, что на некоторых участках древние камни не «закатаны» под современное покрытие. Тогда есть возможность разглядеть древнюю колею от повозок и выбоины, оставленные их колёсами много веков назад.

Большая магистральная дорога, Индия

Древние Индийские государства практически не уступали европейским и африканским в части мастерства при стройке. В третьем веке до нашей эры империя Маурьев начала прокладывать широкий путь, который должен был связать воедино восточную и центральную часть полуострова. По проложенному шоссе ездили повозки с товарами, обеспечивая бесперебойную торговлю внутри страны. Но северная часть Индии нуждалась в более крупной транспортной артерии, поэтому путь постоянно продлевали и облагораживали. Со временем по обочинам появились деревья, колодцы, путевые столбы и караван-сараи. В итоге дорога связала западную и восточную части государства. Модернизация не останавливалась и её пик пришёлся на период колонизации Англией в 30-60 годах 19 века. Сегодня маршрут сильно преобразился, но полностью функционирует. По древнему пути выстроена национальная магистраль NH19, она является одной из самых загруженных в Индии.

Королевская дорога Инков, Америка

Великая цивилизация, оставившая после себя удивительное наследие и слишком много вопросов, ответы на которые так и не нашли. В период расцвета империи с десятого по шестнадцатый века вся территория Американского континента испещрилась дорогами, связывавшими крупнейшие города. Главной магистралью стала Королевская дорога, простирающаяся почти на 6000 километров и прорезавшая страну с севера на юг. Местные инженеры не знали металлических орудий и даже не использовали колёс. Каменные блоки не были скреплены известью, а способ обработки глыб до сих пор неизвестен. Тем не менее прямое шоссе вымощено практически идеально. Оно прорезает горную гряду Анд, в самой высокой точке поднимаясь на высоту в пять километров. По обочинам были устроены зоны отдыха и прорыт канал для воды, обустроены склады и амбары. По королевской дороге также велось почтовое сообщение. Испанские завоеватели не смогли сохранить маршрут целиком, но до сегодняшних дней мощённые камнем улицы встречают туристов в деревнях и на пеших горных маршрутах.

bagio-winter