1925-250
Евгения Жилина

Неожиданно: 7 интересных фактов о подводных лодках

Эти массивные смертоносные суда вызывают одновременно страх и любопытство, и на это есть множество причин.

Человека всегда интересовали глубины океана, поэтому первые проекты подлодок появились еще в эпоху Возрождения. В то время у людей не было технических возможностей реализовать свои мечты, тогда как сейчас субмарины, в том числе атомные, стоят на вооружении у многих стран. Очень мало кому удавалось побывать на подобных судах, поэтому на протяжении всей своей истории подлодки были окутаны тайной.

7. Первая боевая подводная лодка была создана в конце XVIII века

Может показаться, что такое технически совершенное и опасное в использовании «устройство» появилось совсем недавно. Но первое в мире военное подводное судно с документально подтвержденным использованием в бою и получившее название «Черепаха» было создано почти 250 лет назад!

Фото: vdjwes.com

Оно было построено в 1775 году американцем Дэвидом Бушнеллом для крепления зарядов взрывчатки к находящимся в гавани кораблям. В то время шла Войны за независимость США и подлодка использовалась против Королевского флота Великобритании. Губернатор Коннектикута рассказал об изобретении Джорджу Вашингтону, который по достоинству оценил «Черепаху» и даже выделил средства для дальнейших разработок в этой области.

6. Самая страшная трагедия в истории подводного флота произошла в США

Фото: medium.com

У каждого жителя России словосочетание «крушение подводной лодки» ассоциируется с трагедией 2000 года, когда «Курск» ушел под воду, унеся жизни 118 моряков. Но за 37 лет до этого произошла гибель американской подлодки USS Thresher (SSN-593), и тогда погибло 129 членов экипажа…

Американская субмарина пошла ко дну во время учений возле полуострова Кейп-Код в Атлантическом океане неподалеку от штата Массачусетс. Впоследствии выяснилось, что причиной трагедии стали механические повреждения: для охлаждения реактора использовалась забортная вода, но на сварочном шве трубопровода образовалась трещина. Вода в машинном отсеке стала причиной короткого замыкания, отказа электроники и автоматического выключения реактора. Обломки судна были найдены на глубине более 2,5 километров.

5. Субмарины почти никогда не сражаются под водой

Фото: info.sibnet.ru

Если ориентироваться на кинематограф, особенно американский, то можно подумать, что «войны подлодок» ведутся только тогда, когда оба судна находятся под толщей воды. Однако военные документы свидетельствуют только об одном зарегистрированном сражении между двумя погруженными подводными лодками. Другими словами, в истории зафиксирован лишь один случай, когда две субмарины сражались под водой.

Погруженные подводные лодки действительно использовались в боевых действиях, но обычно — для диверсий, а не для сражений. Лучшим примером, вероятно, является нападение немецкой подводной лодки на «Лузитанию», которая, хотя и была пассажирским судном, также перевозила в качестве груза взрывчатку и оружие. Кстати, именно после этого эпизода США вступили в Первую мировую войну.

4. Самая большая подводная лодка принадлежит России

Проект 941 «Акула» на сегодняшний день является самой большой подводной лодкой в мире среди когда-либо созданных. Всего для советского военно-морского флота было спроектировано и построено четыре таких гиганта, а на вооружение поступили они в 1981 году. Сегодня на плаву остается только один — «Дмитрий Донской». Длина составляет 175 метров, численность экипажа — 160 человек, а водоизмещение — 48 000.

Самая большая в мире атомная подводная лодка может находиться в толще воды три месяца и более. Она приводится в действие двумя ядерными реакторами и двумя паровыми турбинами мощностью почти 275 000 л. с. и разгоняется до максимальной скорости 27 узлов.

3. Существуют частные подводные лодки

Фото: azureazure.com

Если вы думаете, что подлодки производят только по госзаказам и в военных целях, то вы ошибаетесь. Теперь деньги позволяют не только полетесь в космос или построить себе роскошный лайнер, но и заказать подводную лодку!

Частная подводная яхта MIGALOO — первый гибрид подводной лодки и суперъяхты. Спроектированная компанией Motion Code Blue субмарина имеет длину 115 метров. На ее «борту» располагаются бассейн, кинозал, вертолетная площадка, библиотека, тренажерный зал, прачечная и роскошные лаунджи. Названная в честь кита-альбиноса MIGALOO может погружаться на максимальную глубину 240 метров, а ее стоимость составляет 2,3 миллиарда долларов!

2. Подводные лодки не всегда используют гидролокаторы

Фото: wikipedia.org

На глубине в несколько сотен метров зрение едва ли поможет обнаружить препятствия, и тогда на помощь приходит слух. Для подводников «ушами» становятся гидролокаторы (их еще называют сонарами), которые представляют собой устройства, обнаруживающие объекты под водой с помощью акустического излучения.

Может показаться, что подводные лодки активно используют гидролокатор, и пока судно функционирует, работают и гидроакустические системы. Но если бы это было правдой, то подводные лодки-невидимки постоянно оповещали бы неприятеля о своем местоположении, делая само свое существование бессмысленным. Поэтому невозможно, чтобы все подводные лодки всегда использовали активные сигналы гидролокатора.

1. Для балластов в подводных лодках использовалась ртуть

Фото: moremhod.info

Когда немцы впервые представили свои подводные лодки, прошел слух об опасности для экипажа из-за ядовитой ртути в металлическом балласте, использовавшемся при строительстве субмарин. Отметим, что некоторые подводные лодки действительно использовали ртуть в качестве балласта, но таких было немного — меньше десятка. Почти на всех немецких лодках применялись свинцовые балласты, ртутные же носили экспериментальный характер.

Правда немецкие подлодки иногда перевозили ртуть в качестве груза — она предназначалась для союзной Японии во Второй мировой войне. Но не было зарегистрировано ни одного случая, когда моряки-подводники пострадали от отравления ртутью.


Анонсирующие фото: pinterest.ru

1925-250