Мотогонка Tourist Trophy: балансируя на грани
Крылатое выражение про строго отведенное количество колес для перевозки тела и чего-то более эфемерного на слуху даже у тех, кто до бесконечности далек от мотоциклетной романтики. К этому транспорту можно относиться совершенно по-разному. У кого-то вид байка вызывает трепет и заставляет шевелиться бабочек где-то в районе солнечного сплетения, другие же провожают «всадников» взглядом, полным осуждения, и не могут отделаться от липкого чувства необъяснимого страха перед неустойчивым и при этом крайне быстрым «снарядом».
Если попытаться быть совсем уж беспристрастными, то нельзя не приоткрыть небольшую тайну: иногда боятся даже самые ярые адепты мотоциклов. Но для них это состояние ходит рука об руку с восторгом и даже своеобразным ощущением счастья. Понятно, что во всем виноваты коварные эндорфины и зашкаливающие дозы адреналина, но кого волнуют причинно-следственные связи, когда на выходе мы имеем одни из самых ярких эмоций? В погоне за ними забываешь про опасность и запрещаешь себе даже вскользь подумать о возможных не самых радужных последствиях.
Это работает и в городе, и на гоночном треке, но разница все же колоссальная. На загруженных улицах скорость зачастую находится в разумных пределах, но приходится думать и за себя, и за «того парня», причем на добрый десяток шагов вперед, уворачиваясь от самых невероятных маневров соседей по потоку. Закрытый полигон избавляет от непредсказуемых попутчиков. Он позволяет наконец на полную открыть дроссельную заслонку и прочувствовать пробегающие на спидометре цифры каждой клеткой своего тела. Но на запредельной скорости единение человека и техники может за долю секунды разрушиться из-за малейшего неверного движения, и тогда встречи с гоночным полотном избежать уже вряд ли получится. А как насчет объединения этих двух несовместимых стихий? Ведь делать это с успехом удается в ралли, и даже высокотехнологичная и немного вычурная «Формула-1» гоняется по городским улицам.
Фото: asphaltandrubber.com
Оказывается, энтузиасты скорости уже придумали все лучшее до нас и даже до того, как состоялись первые гонки упомянутых автомобильных классов. Имя этому захватывающему и кровопролитному событию — Isle of Man Tourist Trophy.
Сквозь десятилетия
Мотогонка Tourist Trophy, а проще говоря TT, зародилась больше века назад — в 1907 году. В ее становлении невольно приняли участие власти вечно окутанного туманом острова на севере Европы. Началось все, как водится, с запретов. В тот раз в немилость впали прадеды сегодняшних стритрейсеров, которым не разрешали соревноваться на улицах аристократичной Англии. Из сложившейся ситуации удалось выйти довольно изящно — «класть стрелку» отправились на клочок суши, притаившийся в Ирландском море — остров Мэн. Там к гонщикам относились значительно более лояльно и не преследовали по закону, а природный рельеф делал заезды еще сложнее и интереснее. Дистанция дебютного «тайматака» составляла порядка 254 километров. Пилоты состязались в двух классах — по числу цилиндров. Тогдашними средними скоростями сегодня сложно впечатлить. Казалось бы, жалкие 60 км/ч, но давайте-ка вспомним, что дело было аж 115 лет назад и байки начала прошлого века скорее напоминали реактивный велосипед, а экипировка мало, а вернее никак не отличалась от обычного повседневного костюма.
На старт заявились 25 участников, но из-за технических неполадок больше половины сошли с дистанции, и до финиша добрались только 11 человек.
Первые состязания обходились без эксцессов, но в погоне за зрелищностью маршрут серьезно переработали. В 1911 году появилось новое «кольцо», пролегающее сразу по трем побережьям. Оно оказалось более живописным, быстрым и… опасным. На чуть более чем 60-ти километрах притаились свыше двухсот поворотов, а перепаду высот позавидует даже трасса Спа-Франкоршам — 396 метров от нижней до верхней точки. Кстати, конфигурация дожила до сегодняшних дней практически без изменений. В первый же год Tourist Trophy забрал свою первую «жертву». В «практике» Виктор Сурридж разбился на своем Rudge Whitworth. Несмотря на трагедию, состязание не только продолжилось, но и стало ежегодным. Помешать проведению могли только по-настоящему большие проблемы, такие как войны и эпидемии.
Фото: motoservices.com
Вскоре после Второй мировой, в 1949 году, состязание обзавелось внушительным статусом британского этапа Чемпионата мира по мотогонкам. Городской трек не претерпел особых изменений, хотя число жертв уже достигло 27. Как ни странно, больше всего смертельных аварий приходились на практику, а не на «боевые» заезды.
Зрелищный этап привлек не только аудиторию, но и новых участников. В 60-х годах случился настоящий расцвет TT. Этап вышел на международный уровень и привлек в том числе азиатских мэтров. Смелость мотогладиаторов вызывала трепет и восхищение, но каждый старт был наполнен тревогой и предвкушением грядущей беды. В стартовых воротах пилотам не желали удачи — с ними скорее прощались. Звучит довольно мрачно, но реальность была еще менее радужной. Скорости неумолимо росли, а вместе с ними и риски. Это незамедлительно отразилось на статистике, зафиксировавшей 85 смертей за неполные три десятка лет. Цифра ужаснула не только обывателей, но и FIM, которая вместо модернизации импровизированного кольца предпочла просто вычеркнуть его из чемпионата как слишком опасное. Последняя гонка в рамках мирового первенства прошла в 1976 году и напоследок унесла жизни троих пилотов.
Остров Мэн продолжал притягивать охотников за адреналином год за годом. Гонка продолжала жить своей жизнью, маня невероятными пейзажами и заставляя пилотов выходить далеко за пределы своих возможностей. Лабиринт дорог пестрит живыми стенами деревьев и прячет пилотов в тени крон, сомкнувшихся над головой зеленым тоннелем. Долю секунды спустя массивные стволы пропадают из поля зрения, а им на смену приходят каменные ограды. Когда город отступает и гонщик вырывается на оперативный простор, вокруг мелькают луга, простирающиеся за пологими, на первый взгляд, обрывами. И так по кругу, пока петля наконец не замкнется. Ни одного барьера безопасности, ни метра зоны вылета или гравийной ловушки. Любая осечка заканчивается феерическим полетом, а случится он на скорости 30 или 300 км/ч — дело случая и превратности судьбы. Кому-то удача улыбается, а кто-то так никогда и не покинет злополучный участок.
Видео: youtube.com | Alex Winds
Сегодня средняя скорость на всем участке приближается к 220 км/ч, а на прямой ограничивается только ТТХ мотоцикла. Неудивительно, что с 1977 года только 2 этапа прошли без эксцессов — в 1982 и 2001 годах. Во все остальные года минимум один из заездов заканчивался трагедией. Самым страшным стал 2005 год — тогда с жизнью попрощались 9 участников.
Последний этап состоялся в июне этого года. Несмотря на совершенную экипировку, скорость снова взяла свое — еще пятеро не выжили в инцидентах, «добив» количество жертв TT до 265 человек.
Легенды Tourist Trophy
Первыми, кто вписал себя в историю TT, стали Чарльз Кольер и Рем Фаулер — они стали триумфаторами первого этапа. Кольер ехал в зачете одноцилиндровых байков, а Фаулер в соседнем — двухцилиндровом.
Частым гостем трассы был несравненный британец Джон Сертис, умудрившийся взять титул чемпиона мира и в «Формуле-1», и в мотогонках. Восьмикратному чемпиону мира TT покорилась 6 раз.
Еще одно громкое имя на старте — Джакомо Агостини, пятнадцатикратный (!) чемпион мира, чей рекорд, кстати, так и не удалось побить, и участник двух сезонов «Формулы-1». Tourist Trophy покорился ему 6 раз.
Еще один самородок золотой эпохи мотоспорта — Майк Хэйлвуд. В его активе внушительные девять титулов в различных двухколесных классах, семь пусть и не очень успешных сезонов «Формулы-1» и невероятные 14 побед на TT. Их могло бы быть еще больше, но Майк погиб, немного не дожив до 41 года. Он вместе с детьми попал в аварию. Дочь скончалась на месте, а покоритель Tourist Trophy через два дня — 23 марта 1981 года.
Фото: bmwfaq.org
Частенько на опасное кольцо заглядывает и Гай Мартин. Свой первый этап он проехал в 2004 году, а затем снова и снова возвращался в погоне за главным трофеем. Один раз это едва не стоило ему жизни. В 2010 году гонщик разбился на скорости порядка 250 км/ч — от мотоцикла остался лишь пепел, но Гай чудом выжил, хоть и получил серьезные травмы. Инцидент не помешал ему снова сесть за руль, но желаемого триумфа он пока так и не добился. Ни одной победы, но внушительные 17 подиумов.
Настоящий ас Tourist Trophy Джон МакГиннесс, кажется, может проехать все виражи острова Мэн с закрытыми глазами. Первый раз он «прощупал» трассу в 1996 году, и с тех пор она его не отпускает. 100 стартов, возвращение после серьезнейшей аварии на North West 200, 47 подиумов и невероятные 23 победы. Но этот результат обеспечил ему лишь вторую строку на доске почета TT.
Главной легендой острова Мэн является Джоуи Данлоп, за которым числится 26 побед. Ирландец был душой и сердцем мотогонок и прославился на весь мир. В 2000 году он оформил свой третий и последний хет-трик на Tourist Trophy. Вскоре после этого он отправился на гонки в Таллин, где выиграл в классах 600 и 750 см3. Но вернуться домой Джоуи было не суждено. С техникой класса 125 см3 на мокром покрытии Данлоп не совладал.
Фото: scigacz.pl
Раз за разом выходя на старт, отчаянные гонщики балансируют на грани жизни и вечного забвения. Оставляя за спиной стартовый створ, они делают шаг в неизвестность, и никто не знает, смогут ли они вынырнуть из этого бездонного омута, поглотившего не одну сотню таких же смелых пилотов. Кто-то скажет, что они не ценят жизнь и идут на необоснованный риск только для того, чтобы потешить свое эго. Но на деле все куда менее прозаично. «Мы идем на это, прекрасно осознавая возможные последствия. Каждый из тех, кто оказывается на старте, слишком любит жизнь, и по-настоящему прочувствовать ее можно только встав лицом к лицу со смертью».
Фото: steemit.com
Такими мыслями поделился один из пилотов, и эти слова как нельзя лучше дают понять, почему Tourist Trophy по-прежнему существует и привлекает новых участников вопреки всему на свете, в том числе и здравому смыслу.
Анонсирующие фото: motor.ru, motorbike.gr