Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Для того, чтобы дать возможность нашим читателям поближе познакомиться с различными гоночными дисциплинами и их ведущими чемпионатами, мы решили начать специальный цикл статей. Поскольку в настоящее время полным ходом идут ралли-рейды «Дакар» и «Африка Эко Рейс»


Ралли 

Если говорить кратко, то ралли это соревнование по скоростному прохождению специальных участков на гоночной машине. Спецучастком может быть и отрезок обычной дороги общего пользования, и фрагменты треков, ипподромов, кроссовых или шоссейно-кольцевых трасс. Спецучастки бывают гравийные, асфальтовые, снежные, ледовые, грунтовые – именно поэтому раллийные гонщики считаются самыми универсальными спортсменами. В отличие от шоссейно-кольцевых гонок, ралли – это соревнование с раздельным стартом, поэтому непосредственная борьба на трассе и, тем более, контакты с соперниками здесь крайне редкое явление.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Кроме классического ралли существуют также ралли-рейды. Их отличие в том, что они проводятся не только по дорогам, но и по полному бездорожью – чаще всего в условиях пустынь, степей или саванн. Существуют, так называемые, марафонские ралли-рейды – это гонки «Дакар», «Африка Рейс» или «Шёлковый путь». Их основное отличие в длине дистанции и сроках. Если классическое ралли или небольшой рейд – дело от одного, до нескольких дней, то марафоны длятся до двух недель, а их дистанция может превышать и десять тысяч километров.

Важным отличием ралли от шоссейно-кольцевых гонок является наличие штурмана. В классическом ралли задача штурмана – навигация и своевременная подсказка пилоту о параметрах ближайших отрезков спецучастка. Это позволяет гонщику заранее выбирать наиболее эффективные траектории прохождения трассы. В рейдах роль штурмана ещё более весомая, так как навигация в этой гоночной дисциплине крайне сложна, особенно в условиях бездорожья и отсутствия видимых ориентиров.

Чемпионат мира по ралли

Раллийный чемпионат мира по (World Rally Championship, WRC) проводится с 1973 года. Первые несколько лет первенство проводилось лишь в зачёте производителей, поэтому впервые чемпионом планеты среди гонщиков является швед Бьорн Вальдегорд в 1979 году, а многие ведущие раллисты семидесятых остались без личных наград.

За эти годы этапы чемпионата посетили Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америки, Австралию и Океанию, и почти везде прижились. Знаковыми стали такие гонки как «Ралли Монте-Карло», «Ралли Акрополис», «Ралли Корсика», «Ралли Финляндия» (ранее известное как «Ралли 1000 озёр») и «Ралли Уэльса».

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Технический регламент раллийной техники неоднократно менялся. С 2017 года требования к автомобилям WRC допускают полный привод, двигатели объёмом 1.6 литров с турбонаддувом и мощностью до 380 лошадиных сил. К стартующему в январе новому сезону машины в соответствии с новым регламентом подготовили Ford, Hyundai, Citroën и Toyota.

Самый титулованный гонщик Чемпионата мира – француз Себастьен Лёб, на счету которого девять титулов, выигранных в период с 2004 по 2012 годы. По четыре раза успехов добивались финны Юха Канккунен и Томми Мякинен, а также соотечественник Лёба – Себастьен Ожье, который является ещё и действующим чемпионом. Кстати, именно из ралли пошёл термин «Летучий финн». Финляндия дала миру автогонок шесть чемпионов планеты. Помимо Канккунена и Мякинена высших достижений на мировой арене добивались Ари Ватанен, Ханну Миккола, Тимо Салонен и Маркус Гронхольм. Что касается титулов производителей, то здесь лидером с десятью победами является Lancia, за которой следуют Citroën (8) и Peugeot (5).

Не обошли стороной мировое первенство и гонщики «Формулы-1», но сразу следует отметить, что больших успехов в данной гоночной дисциплине им добиться не удалось. Чемпион мира 2007 года Кими Райкконен в 2010 и 2011 годах по итогам сезона оказался десятым. Лучшим результатом финского гонщика стало пятое место завоёванное на «Ралли Турция». Роберт Кубица, карьера которого в «Формуле-1» прервалась из-за страшной аварии, полученной в одном из ралли, по иронии судьбы вернулся в автоспорт в ту же, роковую для него, гоночную дисциплину. С 2013 по 2016 годы поляк отметился пятью победами и чемпионским титулом в зачёте WRC-2, а также двенадцатым местом в абсолютном зачёте сезона 2015, а лучшим результатом Кубицы в WRC является пятое место на «Ралли Германия».

Что касается представителей России, то самых значимых успехов на данный момент удалось добиться Евгению Новикову. В 2009 году Женя попал в состав юниорской команды Citroën. С 2011 по 2013 года Новиков выступал за рулём Ford. Лучший результат россиянина – шестое место по итогам сезона с двумя «серебряными» подиумами завоёванными на «Ралли Португалия» и «Ралли Италия». К сожалению, по ряду причин, Евгений Новиков выбыл из числа участников первенства планеты и в последнее время выступает в чемпионате Финляндии в роли штурмана Григория Берёзкина.

В этом году вице-чемпион Европы Алексей Лукьянюк примет участие во втором этапе Чемпионата мира, который пройдёт в начале февраля в Швеции. Российский гонщик подал заявку в зачёт WRC2 и выступит за рулём автомобиля Ford Fiesta категории R5. Будем надеяться, что за стартом в Швеции последует продолжение.

Чемпионат Европы по ралли

Европейский чемпионат ведёт свою историю с 1953 года. Долгое время он был одним из самых престижных раллийных чемпионатов. Лишь с появлением Международного чемпионата для производителей в 1970 году и последовавшего за ним Чемпионата мира, статус европейского первенства снизился. Тем не менее, время от времени европейская серия по-прежнему собирает достаточно серьёзный состав участников, среди которых есть и наши ребята. В 1995 году обладателем Кубка Европы в категории машин с объёмом двигателя 1.6 литров стал Евгений Васин за рулём Opel. В сезоне 2016 Алексей Лукьянюк (Ford), одержав две победы, стал вице-чемпионом Европы, а Николай Грязин (Peugeot) по итогам года расположился на четвёртой позиции зачёта ERC-3 с одной победой в классе.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Самыми титулованными чемпионами Европы являются поляк Собеслав Засада и итальянец Лука Роззетти, на счету которых три «золотых» сезона. Победителями Европейского первенства в своё время становились два раллийных чемпиона мира – итальянец Массимо «Мики» Биазьон и немец Вальер Рёрль. Среди производителей шестнадцать титулов у Lancia, девять у Fiat и восемь у Porsche.

«Дакар»

Ралли-рейд «Дакар» долгие годы был известен как «Париж-Дакар». Это ежегодный трансконтинентальный марафон основанный французом Тьерри Сабином, который проводится с 1978 года. Довольно быстро из «Приключения в пустыне» гонка стала самым престижным ралли-марафоном планеты и привлекает в состав участников как крупных производителей, так и гонщиков мирового уровня, включая сильнейших представителей классического ралли и экс-пилотов «Формулы-1». В разные годы победителями «Дакара» становились чемпионы мира по классическому ралли Карлос Сайнс, Ари Ватанен и Юха Канккунен. Кроме них побед в рейде добивались: легенда «24 часов Ле Мана» и вице-чемпион Формулы 1 Жаки Иккс, чемпион мира в гонках на выносливость Жан-Луи Шлессер, обладатель Кубка мира по горнолыжному спорту Люк Альфан и известный французский киноактёр Клод Брассёр.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Российские спортсмены уже давно регулярно выступают на «Дакаре» и могут похвастаться большими достижениями. Наш КАМАЗ выигрывал марафон в категории грузовых машин 13 раз. На счету «Царя Дакара» Владимира Чагина семь побед. Успехами также отметились Виктор Московских, Фирдаус Кабиров, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Самым успешным российским спортсменом в классе внедорожников является Леонид Новицкий, завоевавший третье место в абсолютном зачёте в 2013 году.

Можно также отметить призовые места в абсолютном зачёте, завоёванные в начале 80-х автомобилями под маркой Лада. Впрочем, сразу следует оговориться, что заслуги в этих успехах принадлежат французам. Дилер ВАЗа во Франции – Жан-Жак Пок с помощью таких фирм как Sera и Огеса строил и выставлял на старт достаточно конкурентоспособные прототипы на базе автомобилей Лада Нива и Лада Самара.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Чаще всего ралли проходило по маршруту Париж – Дакар, тем не менее, случались интересные исключения. В 1992 году марафон пересёк африканский континент с севера на юг и финишировал в Кейптауне. В 1994 году участники не просто добрались из Парижа до столицы Сенегала, но затем вновь вернулись в Париж. Позже местом старта рейда становились Марсель, Барселона, Лиссабон. К сожалению, нестабильная обстановка в ряде стран Африки стала причиной отмены ралли в 2008 году. По этой же причине с 2009 года «Дакар» проходит в Южной Америке и, надо сказать, прекрасно себя там чувствует, собирая большое количество болельщиков.

Кубок мира по ралли-рейдам

Кубок мира по ралли-рейдам (FIA Cross-Country Rally World Cup) ведёт свою историю с 1993 года. Первым его обладателем является неоднократный победитель ралли-рейда «Дакар» Пьер Лартиг на Citroën. Он же первенствовал в сезонах 1994-1996, пока эстафету у француза не перенял ещё один представитель марки Citroën финн Ари Ватанен. Затем в Кубке мира наступила гегемония «Лиса пустыни» – с 1998 по 2002 годы равных не было французу Жану-Луи Шлессеру, выступавшему на багги собственной конструкции. Не смотря на двенадцать побед на легендарном «Дакаре», марке Mitsubishi Кубок покорился лишь в 2003 году, когда чемпионом стал португалец Карлос Соуза. Первую победу для Volkswagen в 2005 году добыл опытнейший француз Бруно Саби, а в 2007 трофей германскому концерну принёс двукратный чемпион мира по классическому ралли испанец Карлос Сайнс. Безусловно нужно выделить выигравшую девять титулов команду X-Raid, сначала выступавшую на технике BMW, а затем на автомобилях марки Mini. В 2004 и 2012 годах победу коллективу принёс Халифа Аль Мутайвей. В 2008 и 2016 обладателем Кубка стал Нассер Аль-Аттия. В 2009 викторию праздновал некогда успешный горнолыжник Жерлен Шишери, а в сезонах 2010 и 2011 лучшим становился наш соотечественник Леонид Новицкий. В 2013 году Кубок достался поляку Кшиштофу Холовчику, а Владимир Васильев в паре с Константином Жильцовым за рулём Mini X-Raid выиграли почётный трофей годом позже. Нужно отметить, что кроме двух титулов Новицкого, Васильева и Жильцова России есть кем и чем гордиться в этих соревнованиях. В 2006 году на Buggy ZIL чемпионами стали Сергей Шмаков и Константин Мещеряков. Что касается грузовых автомобилей, то силами «Царя Дакара» Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова три Кубка мира в данной категории КАМАЗ завоевал в 1996, 1997 и 2000 годах.

Сезон 2016 выиграл Нассер Аль-Аттия. Второе место завоевал российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Язид Аль Раджи стал третьим, Микко Хирвонен – четвёртым, а Карлос Сайнс – пятым.

«Париж – Москва – Пекин», «Мастер-ралли» и «Шёлковый путь»

Первые крупные международные марафонские соревнования посетили нашу страну ещё в девяностые года прошлого столетия. Дебютным стал рейд «Париж – Москва – Пекин», победителем которого оказался француз Пьер Лартиг на Citroen.

Затем началась эра «Мастер ралли» и ралли-марафонцы мирового уровня, пусть и с некоторыми перерывами, посещали нашу страну с 1995 по 2002 годы. Победы праздновали победитель «Дакара» 1998 француз Жан-Пьер Фонтене (Mitsubishi), чемпион мира по классическому ралли и четырёхкратный обладатель «Золотого бедуина» за победу на «Дакаре» финн Ари Ватанен (Citroen), а также легендарный француз Жан-Луи Шлессер (Schlesser-Renault).

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

В категории грузовых автомобилей не было равных нашим КАМАЗам: Виктор Московских, Владимир Чагин, Ильгизар Мардеев и Фирдаус Кабиров золотом вписали свои имена в историю спортивных достижений команды челнинского автозавода.

Казань – Ашхабад – таким оказался маршрут первого рейда «Шелковый путь». Пройдя четыре с половиной тысячи километров победу одержал испанец Карлос Сайнс. В грузовом зачете никому не уступил КАМАЗ – сильнейшим оказался двукратный победитель ралли «Дакар» Фирдаус Кабиров.

Второе ралли «Шёлковый путь» в 2010 году начало путь от знаменитого Зимнего дворца Санкт-Петербурга взяв курс на Сочи. В легковом зачете второй раз подряд победу одержал «Матадор» Карлос. В категории грузовиков на высшую ступень пьедестала почёта поднялся камазовец Эдуард Николаев.

Сочи являлось целью маршрута и для рейда «Шёлковый Путь» образца 2011 года с тем лишь отличием, что на этот раз старт соревнований был дан в Москве. Результатом стала победа поляка Кшиштофа Холовчика. В грузовом зачете викторию праздновал давний конкурент КАМАЗа – чех Алеш Лопрайс.

В связи с неблагоприятными климатическими условиями, финиш гонки 2012 года в последний момент был перенесен в Майкоп. Местом старта вновь была столица нашей Родины. Российский пилот Борис Гадасин, победил в легковом зачете, а Айрат Мардеев вернул первенство КАМАЗу в категории грузовых автомобилей.

В 2013 году гонка проводилась по маршруту Москва – Астрахань. Знаменитый «Лис Пустыни» Жан-Луи Шлессер быстрее всех справился с дистанцией марафона в «абсолюте». В грузовом зачете КАМАЗ вновь подтвердил свое превосходство – на этот раз победу одержал Дмитрий Сотников.

Ралли 2016 года, о ходе которого мы рассказывали в наших еженедельных гоночных обзорах, прошёл по маршруту Москва – Пекин и стал триумфом Peugeot и КАМАЗ – Сириль Деспре первенствовал среди внедорожников, а Айрат Мардеев оказался лучшим среди выступавших на грузовых автомобилях.

В этом году «Шёлковый путь» стартует 7 июля на Красной площади в самом сердце Москвы, а уже 22 июля победители гонки смогут отпраздновать свой триумф в китайском городе Сиань.

«Африка Эко Рейс»

Ралли-рейд «Африка Эко Рейс», с 2009 года ставший альтернативой покинувшему африканский континент «Дакару», обычно проходит в те же сроки, что и его «южноамериканский» собрат – в начале января. Участники гонки пересекают Марокко и Мавританию, дабы завершить марафон в столице Сенегала – Дакаре. И пусть африканское ралли пока не может похвастаться большим количеством гонщиков и команд топ уровня, там всё же всегда есть на кого обратить внимание.

Шесть раз победу в данном рейде праздновал Жан-Луи Шлессер на багги Schlesser-Renault. Триумфаторами марафона в прошлом году стал экипаж из Казахстана – Канат Шагиров и Виталий Евтехов (Toyota). В категории грузовых автомобилей три виктории у наших КАМАЗов – все три раза за рулём российских машин побеждал Антон Шибалов.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

В ралли этого года цвета российского флага в Африке защищают экипажи Владимира Васильева (Mini), Андрея Каргинова (КАМАЗ), Виктора Хорошавцева (BMW), Сергея Куприянова (КАМАЗ) и Максима Кирпилева (Toyota). Кроме них в мотоциклетном зачёте участие принимают Дмитрий Агошков и Александр Максимов.

Ралли-кросс

Одной их самых быстроразвивающихся гоночных дисциплин в последние годы является ралли-кросс. Гонка в ралли-кроссе делится на «хиты» – короткие спринты по четыре круга с шестью машинами на стартовой решетке. Двенадцать гонщиков, набравшие в квалификационных хитах наибольшее количество очков, проходят в два полуфинала. Три призовых места в каждом из них дают путевку в финальный заезд. Там к дистанции добавляются два дополнительных круга и определяется победитель этапа. Во время хитов, полуфинальных и финального заезда гонщику необходимо один раз проехать так называемый «джокер-круг». Это круг с удлиненной дистанцией, который спортсмен имеет право проехать в любое удобное для себя время. Заезд и выезд из «джокера» на трассу становятся предметом тактических игр и довольно частой причиной контактов между машинами, что добавляет гонке интереса и остроты. Трассы в ралли-кроссе относительно небольшие, а их покрытие состоит из смеси гравия и асфальта в соотношении 40 на 60%. Элитной категорией в ралли-кроссе являются «Суперкары» – машины оснащенные двухлитровыми турбированными двигателями мощностью 560-600 лошадиных сил. В среднем, до 100 км/ч машины World RX разгоняются за 1.9 секунды и это даже быстрее, чем могут болиды Формулы-1! В мире существуют как национальные, так и международные ралли-кроссовые гоночные серии. В этот раз мы коснёмся трёх, самых популярных из них.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Чемпионат мира по ралли-кроссу (World RX)

Чемпионат мира в данной гоночной дисциплине проводится с 2014 года. Двукратным чемпионом мира по ралли-кроссу является норвежец Петтер Солберг, который также – чемпион мира по ралли 2003 года. Титул 2016 года выиграл швед Маттиас Экстрём.

Состав участников достаточно интересен. Помимо чисто ралли-кроссовых специалистов, в последние годы на этапах чемпионатов мира всё чаще можно встретить именитых представителей других известных гоночных серий. В этой связи можно упомянуть Маттиаса Экстрёма (двукратный чемпион DTM), экс-пилотов Формулы 1 Маркуса Винкельхока и Джанни Морбиделли, Жака Вильнёва (чемпион Формулы 1, победитель серии CART и легендарной гонки «500 миль Индианаполиса»), Пера Эклунда (двукратный победитель горной гонки Pikes Peak International Hill Climb), а также ряд участников чемпионата мира по ралли, например – Франсуа Дюваля, Джиджи Галли, Кена Блока и Хеннинга Солберга. Особый интерес к первенству планеты вызвал приход в 2016 году титулованного француза Себестьена Лёба. Россию на этапах чемпионата мира в самой престижной категории Supercars представляет Тимур Тимерзянов, который по итогам сезона ещё ни разу не покидал первую десятку гонщиков.

Red Bull Global Rallycross Championship

С 2011 года в США проводится ралли-кроссовый чемпионат – Red Bull Global Rallycross (официальная аббревиатура GRC). Логично, что этапы гоночной серии проводятся в Штатах, хотя бывают и исключения – несколько раз участники чемпионата посещали Бразилию и Барбадос, а однажды совершили вояж в Европу и выступили в Германии.

Мир автоспорта, часть 1. Ралли

Как и в Чемпионате мира по ралли-кроссу в GRC помимо сильных ралли-кроссовых специалистов на постоянной или временной основе участвуют представители других значимых гоночных дисциплин. Из экс-пилотов Формулы 1 можно упомянуть Нельсона Пике-младшего и Скотта Спида, чемпиона Red Bull Global Rallycross 2015 и 2016 годов. Ещё необходимо выделить Криса Аткинсона, Трэвиса Пастрану, Кена Блока, Андреаса Баккеруда, Хеннинга Солберга и Маттиаса Экстрёма. И, конечно, обязательно следует упомянуть чемпионов мира из классического ралли – Маркуса Гронхольма и Себастьена Лёба, выигравших несколько гонок. Причём второму покорился престижный этап – X Games. Да-да, ралли-кросс прошедший в рамках «Всемирных экстремальных игр» был одним из этапов данной гоночной серии! Российский гонщик Тимур Тимерзянов эпизодически стартовал в GRC в 2012 и 2013 годах.

Чемпионат Европы по ралли-кроссу

Соревнования по ралли-кроссу имеют довольно долгую историю – дебютное первенство Европы в этом виде автоспорта провели в 1973 году. Данная дисциплина особенно популярна в странах Скандинавии, поэтому неудивительно, что большинство чемпионов Европы вышло из Швеции и Норвегии. Впрочем, в последнее время ралли-кросс становится всё более и более популярным в других странах, поэтому география участников и победителей неуклонно расширяется.

Отрадно, что среди чемпионов или призёров Европейского первенства есть представители нашей страны. На счету Тимура Тимерзянова – три титула, у Сергея Загуменного – один. Эдуард Леганов, Ильдар Рахматуллин и Никита Мисюля завоёвывали по итогам сезона «серебро». В 2016 году Россию в Чемпионате Европы представляли Тимур Шигабутдинов, Егор Санин и Дмитрий Малахов выступавшие в категории Super1600. Лучшим из наших ребят оказался Шигабутдинов боровшийся за попадание в первую тройку и ставший четвёртым по итогам года.

Анонс

Во второй части цикла «Мир автоспорта» мы расскажем о гонках с открытыми колёсами, проще говоря, о формулах и главное темой, безусловно, станет Формула 1.

Текст: Дмитрий Прибылов

Фото: Red Bull Content Pool, DPPI, @World, Frederic Le Floc’h, Eric Vargiolu, Flavien Duhamel, Gregory Lenormand, Jorge Cunha, McKlein, Chris Tedesco, Larry Chen, FIAWorldRallyCross.com.


Вам будет интересно

Случайные материалы