WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Виктория Мальцева

Минтранс определил ответственного при ДТП с беспилотными авто

Министерство транспорта доработало проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС).  

Документ впервые определяет, кто будет нести ответственность за дорожно-транспортное происшествие с участием автономного транспорта, сообщает «Коммерсант». В ведомстве предполагают, что закон вступит в силу 1 сентября 2025 года. 

Отметим, что со следующего года беспилотным автомобилям хотят разрешить ездить по дорогам общего пользования без водителя. Согласно отдельному закону для такого транспорта, который начал разрабатываться ещё в 2021 году, все автономные машины должны будут иметь «бортовое устройство регистрации событий» (чёрный ящик) и систему для дистанционного отключения автопилота и остановки транспортного средства в безопасном и разрешённом для выхода пассажиров месте. Кроме того, авто должно состоять на учёте в ГИБДД и регулярно проходить техобслуживание.

В доработанном документе появился запрет использования ВАТС на участках дорог, входящих в маршруты перевозок опасных грузов (к примеру, по пути следования бензовозов). Ещё беспилотникам разрешат передвигаться только по трассам, у которых есть «цифровой двойник» — план и карта, данные о ДТП, метеоусловиях, состоянии дороги и так далее, которые будут передаваться машине в режиме реального времени. Эксплуатировать автономные ТС будет нельзя и в случае, если на них не установлено последнее обновление программного обеспечения. 

Наконец, основную гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый беспилотной машиной при аварии, будет нести её владелец в случае, если он не докажет, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего». При этом можно будет переложить ответственность на производителя автомобиля, если будет доказано, что вред был причинён в связи с «конструктивными особенностями (недостатками) системы управления или ВАТС в целом». Если же причиной ДТП стало «неосуществление диспетчерского контроля», то ответственность будет лежать на диспетчере (сотрудник, который должен будет дистанционно мониторить состояние машины и при необходимости выключать автопилот). Если авария произошла из-за плохого техобслуживания, то ответственность ляжет на дилера.

Оформлять дорожно-транспортное происшествие с участием беспилотного автотранспорта без участия Госавтоинспекции будет запрещено. При возмещении ущерба страховщики смогут запрашивать у владельцев таких машин информацию с чёрных ящиков. Также страховщики получат право регрессного иска к владельцу ВАТС, если тот вовремя не обновил софт в авто.

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32