1925-250
Оля Лукьянова

Михаил Честный Перекуп: «Я научился продавать машины, работая парикмахером!»

История Миши — отличный пример того, как можно, потеряв всё, осознать свои ошибки и построить честный бизнес с нуля. В новом интервью Михаил поделился с нами историей успеха, стремительных падений и чудесных взлётов.

Расскажи, как началась ваша история с Жекичем Дубровским? Как вы познакомились? Как пришли к тому, чтобы объединиться?

Ребята приехали в наш, тогда ещё маленький, автосалон. Он действительно был крошечным — там продавались порядка 15 машин. Но среди них нашёлся один интересный экземпляр Mercedes-Benz G-Класс в старом кузове.

А Саша Мыскин, партнёр Жени и руководитель продакшна, выбирал автомобиль себе и супруге. Они как раз искали гелик и наткнулись на наше объявление, приехали к нам. Ты не представляешь, как обалдели наши менеджеры, когда их увидели.

Сотрудники забежали ко мне с выпученными глазами и криками: «Миша, к нам приехал “Дубровский Синдикат”!»

А я их не знал, представляешь? Увидел тогда их в первый раз. Хотя у нас был канал на YouTube, связанный с покупкой и продажей автомобилей, но почему-то с их контентом я никогда не пересекался. Думаю, это можно объяснить тем, что их контент на тот момент был для аудитории помоложе, чем я, скажем так, «пацанский».

Мы очень мило пообщались. Удивительно, но они даже не открыли капот автомобиля, не проверяли его никакими приборами. Сказали: «У тебя добрые глаза, мы тебе доверяем». Мы потом это много раз вспоминали и смеялась. К счастью, гелик оказался отличным, у них с ним не было никаких проблем. Вот так мы и познакомились. Я сразу дал им понять, что по любым автомобильным вопросам они могут обращаться ко мне. Мы разговорились, и я понял, что в плане документооборота, юридического сопровождения, криминалистических моментов у них всё не очень хорошо организовано, а это может вылиться в большие неприятности. И я просто предложил им помощь в их, скажем так, слабых местах. Женя действительно стал спрашивать у меня советы, дальше мы осматривали для них автомобили, помогли подобрать тот самый Rolls-Royce для Жекича. Потом я засветился у них в ролике, и пошло-поехало. Знаешь, когда есть общие интересы, люди на одной волне, рано или поздно они приходят к тому, чтобы что-то делать вместе.

Бывает такое, что ты встречаешь человека и вы оказываетесь родственными душами. Женя очень открытый, и я такой же, так что мы легко нашли общий язык.

Но в любом случае наше знакомство и дальнейшее объединение в команду было простым стечением обстоятельств.

А дальше, насколько я понимаю, Жекич разошёлся с Гришей Завозиным и сделал тебе предложение, от которого было невозможно отказаться?

На тот момент очень многим показалось, что случайности неслучайны, но это действительно было лишь совпадением. У меня не возникало мыслей, что Гриша уйдёт, а я стану ведущим на его бывшем канале. Я даже не мог предположить, что такое возможно. У меня был свой канал, связанный с нашим бизнесом, и работы, скажем прямо, и так хватало.

Гриша решил двигаться самостоятельно, канал остался без ведущего, а я на тот момент уже время от времени появлялся в роликах «Синдиката» и аудитории, вроде как, приглянулся. Тогда Жекич с Сашей Мыскиным предложили придумать что-то совместное. То есть мы уже обсуждали, как скрестить то, что имею я, и то, что имеют они. У нас был автосалон, отличное юридическое сопровождение, налаженные процессы, а у них была мощная медийная история. И всё это нужно было объединить.

Изначально было много скепсиса по поводу нашего объединения…

Люди писали, что если произойдёт слияние, то всё развалится. Обвиняли в том, что кто-то кого-то купил. Но это нормально. Большинству сложно поверить в то, что люди могут просто дружить и что-то придумывать вместе. Однако никаких «скелетов в шкафу» нет и не было. Просто на фоне объединения нашего бизнеса и ухода Гриши я стал ведущим на его канале.

Тебе было страшно? Были мысли, что аудитория тебя «съест»?

Мне было очень страшно. Есть у меня один плюс — я от природы общительный человек и довольно многословен. В народе про таких говорят: «У него язык подвешен». Но несмотря на это, было тяжело. Полная неизвестность, ты не понимаешь, как тебя воспримут люди. Так что да, были и страх, и скованность. К тому же я находился в одном кадре с Жекичем, а он в этом плане просто «акула». Но и это оказалось мне на руку, потому что он не давил на меня своим опытом, а наоборот, «вытягивал». Переключал внимание зрителя с себя на меня.

Я чувствовал от Жени поддержку, наставничество, и мне с ним было очень легко.
Скажи честно, когда вышел первый выпуск, ты читал комментарии?

Вообще ужас! Я перечитывал, жена перечитывала, даже бабушка мне звонила и говорила: «А ты видел, что написал вот этот?» Но было радостно, что люди меня приняли. Я думаю, это связано с тем, что люди умеют чувствовать других и осознают, что на экране и в жизни могут быть два совершенно разных человека. Но я какой в реальности, такой и на видео, нет двуличия, нет двойных стандартов. Так что, вероятнее всего, люди просто поняли, что я обычный человек, такой же, как они, и легко приняли меня.

Когда ты произнёс фразу: «Я понравился аудитории», ты даже немного покраснел от смущения…

Знаешь, если бы я учился на актёра и это было бы моей профессией, конечно, мне было бы легче. А сейчас, хотя я уже столько лет в кадре, когда меня просят выступить где-то на конференции, связанной с бизнесом, маркетингом, я страшно переживаю. Я привык работать на камеру и был уверен, что выступать перед аудиторией — это то же самое.

Я помню, когда вышел в первый раз, я застыл и почувствовал, что у меня просто ком в горле, язык превратился в камень, во рту пересохло так, что я начал шепелявить. И вот я стою перед аудиторией, говорить не могу, воды нет… Я был готов провалиться сквозь землю. У меня даже сейчас свело живот, когда я просто вспомнил те эмоции.

Как ты вышел из ступора?

Удивительно, видимо, это продолжалось так недолго, что заметил этот ступор только я. Потом я смотрел запись и ничего необычного не увидел. Мне казалось, что это длилось часы, а по факту это был «затуп» на три-пять секунд, словно я просто задумался о чём-то, а затем продолжил говорить. Но именно тогда я понял, что вот этот скилл общения на камеру, выступления перед аудиторией, его нужно всё время прокачивать.

После того как ты стал ведущим на канале «Автосалон “Синдиката”», было такое, что вы где-то встречались, пересекались с Гришей Завозиным?

После того как Гриша ушёл в свободное плавание, я не помню, чтобы мы где-то пересекались. Но когда он был в «Синдикате», мы даже снимались вместе, они приезжали с Женей.

Не было такого, что вы как-то обсуждали эту ситуацию?

Мы созванивались по каким-то рабочим моментам, но этой темы не касались. Он знает, что я под него не капал, а я знаю, что он ушёл сам, что его никто не выгонял. Это было его решение. Так что никаких конфликтов у нас не было, чтобы был повод, скажем так, закуситься.

Я очень миролюбивый человек, у меня и врагов-то нет, нет даже людей, с которыми у меня напряжённые отношения.

Хотя в моей жизни были разные ситуации. Были и очень неприятные, но я понял, что чем быстрее ты это отпустишь, тем быстрее переживёшь, поблагодарив человека за опыт, потому что это позволило тебе стать лучше. Например, лично мне подобная ситуация в своё время помогла создать свой блог, свой канал. Если бы не было того опыта, не было бы дальнейших шагов и я бы не оказался в той точке, в которой нахожусь сейчас.

Если в моменте жизнь поступила с тобой, как тебе кажется, плохо, то нужно просто поблагодарить её за это. Остался жив — и слава богу.

А деньги — это дело наживное. Об этом не нужно переживать.

О какой ситуации ты так завуалированно говоришь?

Было разное по неопытности…

Мы говорим уже про твою деятельность перекупа?

Мы уже работали в формате автосалона, на тот момент у меня был другой партнёр. В 2015 году мы потеряли вообще все деньги, весь оборот, который был. Нас просто кинули. Причём сделал это человек, с котором мы несколько лет плотно общались, отдыхали вместе. И мы, конечно, от него такого не ожидали. Я потерял всё. С партнёром мы разошлись на фоне этой ситуации, скажем так, не прошли проверку.

Помню, как я сидел в офисе, у меня были своя машина и машина жены, а жили мы в съёмной квартире. То есть весь мой капитал составляли только эти два автомобиля. Я их продал и попытался на эти деньги начать всё с нуля. Но, конечно, это уже были не те суммы, что раньше. И вот я сел, достал чистый лист бумаги и стал просто записывать мысли.

Знаешь, это было как озарение из космоса. Как будто какой-то луч направили в голову, и я придумал название «Честный перекуп»

Я знал эту тему изнутри, никто тогда об этом не рассказывал. Это была какая-то запретная тема. А я взял и снял это табу, написал статью, тогда ещё в своём блоге на Drive2.

Статья? Даже не видео...

Видео я начал снимать позже, примерно через два года. Понимаешь, да, именно та ситуация дала старт, вдохновение для того, чтобы начать свой блог. Это был «перезагруз» мозгов и сознания. Переход от простого перекупства к блогу. Тогда я решил заниматься честными машинами. Тогда я осознал, что те «тёмные делишки», которые были, которым я находил оправдания, придумывал себе какие-то истории, в которые сам начинал верить. А когда я всё потерял, я понял, что нужно весь этот опыт и все знания направить в другое русло.

Ты осознавал, что вся эта ситуация случилась как раз из-за того, что ты занимался «тёмными делишками»?

Конечно, я как раз и говорю об этом, что я сразу связал эти ситуации.

Тогда я осознал, что дураков надо в зеркале искать.

И когда я осознал это, жизнь изменилась. Тот человек, он кинул не только нас. Пострадало очень много людей. До такой степени всё было серьёзно, что мой близкий человек из-за этого ушёл из жизни. Он тоже всё потерял, но не смог это пережить. Просто не справился. Тогда я решил, что если и буду перекупом, то честным. И я начал продвигать эту идею в массы, людям стало интересно, я получил поддержку аудитории. Понял, что тема классная, и дальше пошло-поехало.

И вот тут назрел вопрос: некоторое время назад у нас было большое интервью с Ильдаром, и я поинтересовалась у него, бывают ли честные перекупы. А он ответил, что любой, даже самый честный перекуп рано или поздно идёт на сделку с совестью. Что ты думаешь на этот счёт?

По прошествии стольких лет я понял, что нельзя навешивать ярлыки на людей ни по национальному, ни по какому-либо другому признаку. Любой человек, неважно, какого он пола, какой национальности или профессии, может однажды спасти тебе жизнь. Может помочь в каком-то вопросе.

А что касается мнения Ильдара о том, что любой перекуп идёт на сделку с совестью, я могу сказать, что так же поступает и любой подборщик автомобилей.

Есть такое выражение даже в нашей тусовке: «Плох тот подборщик, который не перекуп». Существует очень много моментов, в которых можно копать друг под друга, дискредитировать, подставлять и казаться «красавчиком» на фоне другого человека. Это достаточно легко делается, особенно в медиасфере. Просто взять и зацепиться за какую-то неудачу. Объективно неприятные ситуации случаются у всех. И чем больше ты на виду, тем больше шансов, что история станет достоянием общественности и ты попадёшь под суд аудитории.

Это случалось и со мной, и с Ильдаром. Тут вопрос лишь в том, как ты выйдешь из положения. Как ты решишь это. Насколько ты отвечаешь за свои слова и действия. И опять же, он говорит про случаи, когда конкретная машина, которую приобрёл перекуп, является его единственным способом заработка, единственным активом. И хочешь не хочешь, её нужно будет продать. А у нас всё же уже есть капитал, который предусматривает подобные ситуации.

А теперь вполне конкретный вопрос. Человек тебя спрашивает: «Какой самый лучший автомобиль для повседневной жизни?»

Тот, который ты можешь себе позволить. Немного абстрактно, потому что нет такого универсального автомобиля. У всех свои потребности и свои желания. Молодому парню нужен кузов купе, человеку, у которого трое детей — минивэн. Кому-то нужна надёжность, а кому-то — стиль.

Хоть какая-то машина, которая подходит лично для тебя, пришла на ум?

Меня всегда поражало, и я считаю, что это настоящий лайфхак — очень выгодно купить Mercedes-Benz S-Класс, BMW 7 Series и Audi A8. Это топовые «немцы», которые круто теряют в цене. Первый владелец, условно, отдал 200 тысяч евро, второй — 100 тысяч евро, а третий — 50. Ты получаешь максимум «плюшек»: ночное видение, панораму, массаж, шторки, классную музыку, мониторы, шикарную шумоизоляцию.

У меня сейчас строится дом, поэтому я не хотел тратить большую сумму на автомобиль. Я купил BMW 7 Series: дизельный двигатель объёмом три литра, полный привод. Сын садится, и система массажирует его с головы до ног, перед глазами у него монитор с мультиками, офигенный звук, поднимает-опускает шторки, подсветка здесь, подсветка там. Машина 2016 года выпуска. На одном баке проезжает 1150 километров. Это очень круто! Сегодня за такую сумму ты купишь максимум китайский кроссовер. И далеко не самый лучший. Но тут есть подводные камни: нужно чётко понимать, что, если что-то сломается, ремонт будет стоить дорого. К этому стоит быть готовым. Если понимаешь, что денег на запчасти нет, лучше в эту историю не ввязываться.

Расскажи о себе что-то такое, чего не знает никто.

Обычно все очень сильно удивляются, когда узнают, что я четыре года учился на парикмахера. Причём я поступил не после девятого класса, как это часто бывает в таких профессиях, а после 11, и учился 4 года, как в институте.

Я хочу узнать историю с самого начала: как тебе пришла в голову мысль пойти учиться на парикмахера?

В 90-е годы было сложно. Со времён СССР бытовало мнение, что хорошо зарабатывают водители такси, стюардессы и парикмахеры. Это были люди, которые всегда имели много связей, контактов, нужных знакомств. И у них всегда были деньги. Они не были миллионерами, но семью вполне могли прокормить. Именно это убеждение сподвигло моих родителей в конце 90-х годов открыть парикмахерскую на «Бабушкинской» в Москве.

Когда я заканчивал школу, парикмахерская родителей работала уже около трёх лет. И от них поступило предложение отучиться на парикмахера, чтобы знать профессию изнутри, поддерживать и масштабировать бизнес. То есть я шёл на обучение не для того, чтобы всю сознательную жизнь стричь людей, а чтобы освоить профессию самому, чтобы более успешно набирать персонал, следить за качеством предоставляемых услуг. Поступил я в лучшее заведение в России, где учились Валентин Юдашкин, Сергей Зверев. Туда было крайне тяжело попасть. Я получил огромную базу знаний в этом направлении: красота, мода и так далее. На самом деле эта профессия только кажется простой, но по факту чтобы задавать тренды, ты должен очень много знать: историю костюма, историю моды, историю причёски. Кроме того, тебе давали медицинское, психологическое, педагогическое образование.

Да и вообще работа парикмахером очень здорово помогла мне в нынешней профессии.

Дело в том, что, когда я уже работал по специальности и набрал в салон персонал, у нас была очень крутая команда. И кстати, отступая от темы, там я и познакомился с женой.

У меня была огромная клиентская база. Запись ко мне порой растягивалась на два месяца. И новым людям попасть было просто невозможно — я работал только со своими постоянными клиентами. Причём цены у меня были в два раза выше, чем у других мастеров в салоне. И что самое интересное, мне тогда было 20-25 лет, а ко мне на приём приходили люди гораздо старше меня. Они садились в кресло и начинали рассказывать о своей жизни: бизнесе, личных делах, любовниках, детях, и мне нужно было уметь говорить на любую тему, поддерживать разговор. И когда я начал продавать машины, это сильно мне помогло.

С ума сойти!

А машины — это любовь с детства. У меня было очень много машинок. Все тетрадки были изрисованы машинками.

И возвращаясь к работе парикмахера. Я начал продавать автомобили уже тогда, потому что мне очень хотелось заниматься машинами. И вот представь: клиентка сидит в кресле, я нанёс ей на волосы краску. И пока она ждёт, я в этот момент умудряюсь продать автомобиль. Машины на продажу стояли прямо перед парикмахерской. Я выбегал в фартуке, с ножницами, расчёсками и криком: «Так, у меня 10 минут!» Ребята быстро осматривали, оставляли задаток, и уже вечером мы встречались и оформляли сделку. Потом у меня родился сын, и в 2010 году я сделал окончательный выбор в пользу автомобилей.

Сейчас ты сможешь сделать стрижку?

Я очень давно этого не делал, но мне кажется, это как с велосипедом: если научился ездить, уже не сможешь забыть.

Раз уж ты упомянул, что познакомился с супругой в парикмахерской, расскажи, вот сейчас, когда у тебя очень много разных задач, сколько времени уходит на работу, а сколько — на семью?

Это сложный вопрос для тех, кто в этой жизни крутится-вертится и к чему-то стремится. Всегда приходится делать этот сложный выбор: работа или семья. А в нашем деле, в съёмках, очень часто что-то идёт не по плану. Но я всё равно стараюсь находить время на семью. Очень часто я свободен в первой половине дня, и это время я уделяю жене. Мы любим ездить завтракать куда-нибудь в уютные кафе.

Она тоже работает, занимается любимым делом, кстати, салонами красоты. Она стилист, обожает свою профессию, так что она с головой в работе. И ей также порой приходится выкраивать время на меня. С сыном мы всегда много времени проводим в выходные. Маму отправляем на работу, она от нас отдыхает, а мы едем к бабушке с дедушкой на дачу. А летом мы посещали всевозможные автомобильные мероприятия. Я действительно стараюсь уделять семье время. Всю жизнь был безотказным, а сейчас научился говорить нет. К примеру, парни из команды звонят, мол, нужно что-то срочно переснять, но я отказываюсь, потому что в это время я с сыном или с женой.

А когда есть время на себя — ни работа, ни семья, а именно ты сам. На что ты его тратишь?

Я не умею планировать свой досуг. И чаще всего всё сводится к тому, чтобы завалиться на диван и посмотреть фильм. Или съездить на дачу к родителям, оставить телефон и погулять по лесу в тишине. Я вообще очень люблю гулять. Иногда просто хочется лечь и смотреть в потолок. Просто спокойствие и никаких мыслей.

Хватает времени на путешествия? Активный отдых?

Стараемся. За это отвечает супруга. У неё очень много энергии. Дай мне волю, я бы лежал на диване, но она всё время что-то придумывает. Вот буквально сейчас организовала путешествие в Сингапур. Оттуда во Вьетнам, потом в Таиланд. Она всё сделала. Мне остаётся только спонсировать.

Расскажи про ваш новый автосалон.

Это наша новая локация, огромное здание, где будут продаваться автомобили. Это была наша давняя мечта. Мы открыли его в партнёрстве с брендом Fresh.

Как случилась коллаборация с Fresh?

Вот ровно такая же история, которая случилась со мной и с Жекичем. Их начальник Денис Мигаль тоже очень амбициозный, они с Женей очень похожи в этом плане, они оба мегадрайвовые, я на их фоне — само спокойствие. Им постоянно нужно куда-то бежать, им всё надо, да поскорее. Хотя теперь я начал понимать, что это и есть путь к успеху — вписываться во всевозможные истории: что-то сработает, что-то нет.

Женя с Денисом познакомились в ОАЭ, когда Денис покупал у него автомобиль. А я заочно был знаком с Денисом достаточно давно, потому что он тоже выступает на бизнес-конференциях. Он время от времени звал меня в гости обсудить бизнес-идеи, но постоянно не складывалось. И вот в какой-то момент Женя с Денисом снова пересеклись, обсудили идеи, связанные с бизнесом, и Женя посоветовал мне созвониться с Денисом. Мы пообщались, потом я поехал к нему.

Я приехал, выразил ему свой «респект» за то, как они выстроили компанию, за их масштабы. Я следил за ними с 2007 года. Так что мы встретились и подумали: «А почему бы нам опять не повторить тот же трюк?» Я объединился с Женей, а теперь мы вместе будем сотрудничать с Fresh.

Мы от всей души поздравляем вашу команду. Это абсолютно новый уровень, которого ещё не достигал ни один блогер в России.

Я сам ещё не смог этого до конца осознать. Я смотрю на всё и думаю: «Не может быть!» Сразу вспоминаю свои «дворовые движения», которые были в 2008, 2009, 2010 годах. И теперь, подъезжая к этому зданию, разглядываю его и думаю: «Ё-моё»… Здесь будет всё: и автосалон, и офис, и площадка для вечеринок, и съёмочный павильон, и даже знаменитые «Контейнеры» будут снимать здесь на крыше.

Сколько времени ты проводишь в офисе?

На самом деле не очень много. Дело в том, что своей команде, с которой мы изначально работали вместе, я передал все свои знания, весь свой опыт. И уже настал такой момент, когда в некоторых вещах они меня переросли. Весь наш бизнес поделён на секторы, и каждый человек отвечает за свой. Сейчас лично я отвечаю только за медиа, а также принимаю участие в каких-то совсем глобальных вопросах, например, во всём, что связано со слиянием с Fresh, с дальнейшим позиционированием. Остальным занимается команда, и они успешно справляются со всеми задачами.

Миша, и напоследок, что для тебя счастье?

Честно говоря, вот жить бы всегда как сейчас — это счастье. Единственное, приходится отгораживаться от какого-то внешнего влияния. Закрывать глаза на какие-то моменты. Понятно, что обстановка в целом немного давит на меня ещё с 2020 года, когда началась эпидемия коронавируса… И давление это не прекращается. Ты всё время находишься под каким-то прессом обстоятельств. А хочется вернуться во времена, когда можно было расслабиться и дышать свободнее. А в остальном — в плане семьи, работы — всё идеально. Я стараюсь всё своё внимание переключать сюда и жить жизнью, которой могу жить, и кайфую от того, что делаю. Я благодарен Богу, Вселенной, всем силам, всем ангелам-хранителям за то, как всё складывается в моей жизни. Дай бог, чтобы так было и дальше.


Фотограф: Владимир Кошелев/Личный архив Михаила

1925-250