Михаэль Шумахер: как сын каменщика стал легендой «Формулы-1»
Михаэль Шумахер – безусловная легенда, икона мирового спорта. Его имя и фамилия ассоциируются у людей с безупречностью, дисциплиной, неутолимой жаждой успеха и титанической силой воли к победе. Успехи Михаэля в «Формуле-1» тесно связаны с Ferrari — пожалуй, именно синтез блестящего гонщика и красной команды является основной и главной причиной такой популярности Шумахера, как пилота Королевского автоспорта. Это особенный коллектив, особенная история и особенная энергия, трогающая сердца миллионов фанатов по всему миру до сих пор.
Безусловно, свою роль сыграли и цифры. Лишь спустя двадцать лет рекорды Михаэля постепенно укладываются в голове, когда видишь результаты Феттеля и Хэмилтона, смотришь выступления таких молодых талантов, как Леклер или Ферстаппен. Но четверть века назад, когда Михаэль начинал свой красный путь, главными рекордсменами оставались Ален Прост и Айртон Сенна, и речь шла разве что о полсотни побед в качестве рекорда. Именно поэтому статистическое безумие Шумахера к середине нулевых годов заставило говорить весь мир об исключительных результатах Шуми.
И все-таки, как немецкий паренёк из не самой богатой семьи, которого не считали самым талантливым ребенком на уровне картинга, и даже на уровне юниорских серий не ставили в первый ряд перспективных гонщиков, смог добиться подобных высот? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.
1969 – 1991: Детство, юность, начало пути
Очень сложно найти подробную информацию о детстве Михаэля. Шуми никогда не любил вспоминать о ранних годах своей жизни, его родители Рольф и Элизабет Шумахер тоже никогда не поднимали эту тему. Известно, что Михаэль родился 3 января 1969 года в городке Керпен, земля Северный Рейн-Вестфалия. Население городского пункта составляло не более 50 000 людей.
По воспоминаниям современников, знавших семью Шумахеров, они жили не слишком богато, и иногда даже бедно. Отец Рольф работал каменщиком и строителем на объектах. Из-за нехватки денег в свободное время он подрабатывал автомехаником, мама Элизабет работала в местном ресторане, продавая еду. Именно увлечение Рольфа машинами и автоспортом, а также связь с местным картинговым клубом сыграет решающую роль в становлении Михаэля, как гонщика.
«Мой отец любил автоспорт, но я не назову его страстным поклонником. И однажды он сделал мне карт, просто потому что ему нравилось работать с механизмами. У него не было великой мечты, мы просто тогда развлекались, и, конечно, в четыре года я был счастлив кататься» — Шумахер о своем отце.
Кстати говоря, герой нашей статьи в детстве обожал спорт, занимался одновременно футболом и дзюдо. Правда, отсутствие успехов в этих видах спорта тоже стало фактором того, что Михаэль стал все больше уделять внимание автоспорту. В дзюдо Михаэль был на неплохом уровне в 11 лет, и даже думал посвятить жизнь боевым искусствам, однако уже к 14 годам его результаты резко пошли на спад. В футболе Шуми неплохо играл на любительском уровне, однако когда попытался устроиться в профессиональную юниорскую команду, его посадили в резерв.
«Я любил и люблю играть в футбол, но буду честным, это у меня получалось не так здорово, как гонки. Я мечтал влиться в профессиональный клуб, но в итоге стал постоянно сидеть в резерве. В тот момент, будучи подростком, я понял, что, наверное, великого футболиста из меня не выйдет, и надо смотреть на другие перспективы» — так Шумахер вспоминал свое детство.
Но и с автоспортом все было не так просто.
Рольф Шумахер был участником местного картинг-клуба «Керпен-Манхайм», и как мы уже написали, в четыре года посадил Михаэля за руль карта. И Михаэль до четырнадцати лет вполне успешно выступал на региональных соревнованиях, даже выигрывал отдельные заезды в прокатном картинге. Однако денежные средства у семьи довольно быстро закончились, и мы могли бы никогда не увидеть легенду Шумахера, если бы не два человека, которым, по большому счету, Михаэль обязан дальнейшей карьерой.
Первый — Герхард Ноак. Один из спонсоров картинговых соревнований в регионе, где проживал Михаэль. Однажды он пришел на картодром в тот же день, что и семья Шумахер. Как вспоминал Ноак, он увидел, как Михаэль проехал пару кругов, и сразу же понял, что у парня есть талант, но ему нужен быстрый карт. Рольф Шумахер отверг предложение — денег у семьи не было. Тогда Герхард предложил свою финансовую помощь и обеспечил Шумахеру первые крупные выступления.
Кстати говоря, в тот же период случилась забавная история. Михаэль не отличался особенно прилежным отношением к учебе, а еще ненавидел чистить карт и заботиться о технике. И однажды, когда он вновь пришел на картодром, Герхард и отец сказали ему… что карт продали, потому что Шуми не чистил его. С ребенком случилась настоящая истерика, и только тогда ему отдали карт. С тех пор Михаэль полностью изменил свое отношение ко многим деталям, и больше никогда не отлынивал от работы. Более того, он прославился, как один из самых работоспособных пилотов в истории.Михаэль вспоминал, что Герхарду обязан почти всем. Остальные спонсоры его карьеры были не столь любезными, иногда его отцу Рольфу даже приходилось вступать в конфликты. Шуми рассказывал, что самым болезненным было «отсутствие уважения со стороны богатых людей к нашей семье».
Второй главный человек в становлении карьеры Михаэля — Юрген Дилк. После того, как помощь Герхарда пошла на спад и понадобилось больше денег, Юрген предложил вести карьеру Шуми. Фактически, Дилк стал первым серьезным менеджером Шумахера. Он нанял будущей легенде профессионального тренера, который следил за физической подготовкой юного спортсмена, и спонсировал все дальнейшие ступени автоспорта.
В 1984 году в возрасте 15 лет Михаэль Шумахер выиграл чемпионат Германии по картингу среди юниоров, в 1985 году повторил свой успех. В 1987 году в возрасте 18 лет Михаэль уже выиграл чемпионат Европы по картингу, и тогда же встал вопрос: что дальше?
Путь в формулы был дорогостоящим, и без нужных людей Шуми вряд ли бы пробился слишком высоко.
Такой человек нашелся. Его звали Вилли Вебер, и уже в восьмидесятых годах XX века он считался одним из главных автоспортивных менеджеров в Германии, и даже в мире. Вилли вспоминал, что до определенного момента даже не знал, как выглядит Михаэль. Просто ему «шепнули», что есть талантливый немецкий пилот, которого стоит посмотреть. Вебер пришел на трассу, посмотрел пару кругов в исполнении Шумахера и предложил тому попробовать себя за рулем «Формулы-3» на частных тестах.
Михаэль попробовал. И сразу же поехал на полсекунды быстрее, чем любой другой гонщик Вилли! В тот момент Вебер понял, что нашел «того самого», и уже в 1989 году заключил десятилетний контракт на ведение всех финансовых и управленческих дел Шумахера. В том же году Михаэль попал в немецкую «Формулу-3». Начинался большой и серьезный путь Шумахера в автоспорте.
Однако успехи пришли не сразу. В частности, Михаэль соперничал с двумя другими будущими пилотами F1 — Хайнц-Харальдом Френтценом (будет бороться за титул в 1999 в составе Jordan, но не добьется успеха) и Карлом Вендлингером (карьеру сломает страшная авария на Гран-при Монако 1994, когда Карл пробудет несколько недель в искусственной коме).
Оба гонщика на тот момент считались быстрее Шумахера, который в итоге проиграл им чемпионат.
Впрочем, уже в 1990 году Шуми взял реванш и стал чемпионом немецкой «Формулы-3». До дебюта в Королевском автоспорте оставался всего год, но 21-летний пилот пока не знал об этом.
Он выиграл специальную гонку, Гран-при Макао 1990 года, одолев будущего соперника по F1 Мику Хаккинена, в 1991 году выступал в Чемпионате мира спорткаров и чемпионате DTM, а также в японской «Формуле-3000».
Его выступления уже спонсировались молодежной академией Mercedes Junior.
Казалось, Михаэль Шумахер так и останется просто неплохим пилотом, выступающим в различных автоспортивных сериях, но в дело вмешался случай…
1991 – 1995: Дебют в «Формуле-1», титулы с Benetton
Весь 1991 год Вилли Вебер пытался устроить молодого пилота хотя бы тестовым гонщиком в «Формуле-1», однако все команды запрашивали заоблачные суммы, на которые бюджета у менеджеров Михаэля не было. Теснее всего Вилли работал с Эдди Джорданом, владельцем команды Jordan, с которым Вебер уже вел дела ранее. Но и Эдди просил немало, и пока Шумахеру не находилось места в F1.
Все изменилось в мгновение ока, как в темной сказке. Пилот Jordan Бертран Гашо, выступавший в 1991 году вместе с Андреа де Чезарисом в команде, стал участником скандала: он брызнул газовым баллончиком в лицо британскому таксисту. Здесь необходимо отметить, что в отличие от России, в западных странах таксисты защищены специальными статьями закона, и в итоге Бертрану грозило до двух лет тюрьмы. Но в отличие от Шуми, у Гашо отец был участником Европейского парламента, поэтому в итоге все обойдется парой месяцев. Но именно этот странный случай открыл дорогу Михаэлю.
Эдди Джордан, как только узнал о задержании своего пилота, сразу же прикинул основные варианты замены. Шумахер выглядел наиболее предпочтительным, потому что был свободным агентом, и Михаэль к тому моменту был участником молодежной академии Mercedes Junior, и немецкий гигант пообещал заплатить за выступление своего пилота. В пятницу Бертран попадает в тюрьму, а уже в понедельник Эдди позвонил Михаэлю, и тот примчался на базу в Сильверстоуне.
В четверг через неделю подписывается соглашение между Вебером и Джорданом — и вот он, дебют Михаэля Шумахера в «Формуле-1» на Гран-при Бельгии 1991!
Дебют вышел чрезвычайно удачным. Михаэль занял седьмое место в квалификации, с ходу обогнав напарника по команде, демонстрируя выдающуюся скорость на всех сессиях.
Увы, в гонке Шумахер сошел на первом же круге из-за поломки коробки передач, однако на Шуми обратил внимание весь мир F1.
И в первую очередь, обратил внимание Флавио Бриаторе — легендарный итальянский менеджер, управленец команды Benetton. Эдди просчитался, пожадничав, и не заключив долгосрочный контракт с Шуми.
Поэтому этим воспользовался господин Бриаторе, и уже с Гран-при Италии 1991 Михаэль… выступал в Benetton. А далее карьера Шумахера развивалась стремительно.
Гран-при Бельгии 1992 — первая победа в «Формуле-1» и третье место в чемпионате.
К слову, Михаэль опередил на три очка Айртона Сенну, и даже не боялся вступать в конфликт с легендарным бразильским чемпионом.
В 1993 году еще одна победа в Португалии, а уже в 1994 году… Михаэль Шумахер стал чемпионом «Формулы-1»!
Драматичный сезон — гибель Сенны, дисквалификация Михаэля на несколько гонок по сомнительному поводу и победа в чемпионате тараном Деймона Хилла в последней гонке.
Поражает сам фактор везения в спорте — еще три года назад Михаэль был пилотом, который «болтался» между немецкими чемпионатами, которому Вилли Вебер с трудом выбивал финансирование и защищал в глазах Mercedes Junior при неудачах, но яркий дебют в Jordan в результате несчастного случая Гашо и покровительство Бриаторе сделали свое дело. Иногда в жизни необходимо, чтобы кто-то на тебя обратил внимание, особенно если ты простой человек. Так и было с Михаэлем: обладая большим талантом и работоспособностью, своим успехом в 1994 Шуми обязан своему отцу Рольфу, своим юниорским менеджерам Герхарду Ноаку и Юргену Дилку, и на более серьезных стадиях — Вилли Веберу и Флавио Бриаторе.
В 1995 году Михаэль выиграл второй титул подряд и понял, что настало время серьезных вызовов в карьере.
Он уже не был юнцом, «солнечным мальчиком» — он выиграл чемпионат «Формулы-1», и являлся, возможно, самым быстрым и перспективным гонщиком во всем автоспорте на тот момент, к тому же Шуми было всего лишь 26 лет, по тем временам — крайне молодой возраст для пилота. Шумахер принимает вызов. Он принимает приглашение Ferrari для того, чтобы сделать самый важный шаг в своей карьере.
1996 – 1999: Переход в Ferrari, начало пути легенды
Почти все знают историю Михаэля в Скудерии. Переход в команду, среднюю по силам на момент 1996 года, четыре сезона борьбы за титул, чтобы с 2000 переписывать историю. Но любопытно само появление Шумахера в Ferrari.
Первыми тестами Шуми стали… несколько кругов во Фьорано в ноябре 1995 года, по окончании сезона «Формулы-1». Забавный факт: Михаэль никак не мог пройти один из поворотов, в итоге пошел напрямую к руководителю команды Жану Тодту и попросил убрать сам поворот, потому что «он не повторяет ни один из поворотов в чемпионате». Ferrari послушались, и частично поменяли конфигурацию трассы. К слову, больше таких прецедентов никогда не было.
Потом были уже официальные тесты в Эшториле на португальской земле. Обычно весь штаб команды приезжал в 8:20 утра, чтобы проверить детали, а гонщик приезжал к 8:55 утра, одевался и сразу же садился за руль. Поэтому коллектив Ferrari удивился, когда они увидели Михаэля, отчитавшего их за то, что они не пришли к 08:00 утра. По планам Шумахера, он сперва проезжал установочный круг, они собирали брифинг, затем расписывали план на день, а уже с 09:00 утра Михаэль работал по полной программе. С тех пор Ferrari всегда собирались в срок рано утром.
Еще интересный момент на тех же тестах в Эшториле: Ferrari намеревались дать Шумахеру легкую машину с небольшим количеством топлива «на борту», чтобы Михаэль проехал демонстрационный быстрейший круг. Ferrari хотели отослать это в итальянские газеты с заголовком «быстрейший гонщик». Шуми наотрез отказался, заявив, что так они потеряют время на тестах, и сказал загружать машину «по полной». Маттиа Бинотто, работавший в то время с командой, вспоминал, что «в итоге Михаэль все равно установил лучшее время с 50 кг топлива, при этом он проезжал два первых поворота газ в пол, такое не могли повторить ни Алези, ни Бергер даже с легкими машинами в квалификационном режиме».
Шумахер до старта сезона 1996 года зарекомендовал себя, как работоспособный пилот, очень строгий и требовательный как к себе, так и к окружающим.
При этом многие инженеры отрицают «сильные технические качества Михаэля», подчеркивая, что его главной способностью было «работать на трассе как метроном: если он поехал быстрее, настройки верные, поехал медленнее — что-то сделали не так, сам Шумахер не настраивал блестяще машину, однако его скорость отражала все усилия команды».
В 1996 году Михаэль одержит три победы и займет третье место в чемпионате.
Уже в 1997 году Шумахер будет бороться до последней гонки за титул с Жаком Вильневым, в итоге протаранит соперника и будет дисквалифицирован по итогам чемпионата https://somanyhorses.ru/5-samyh-gromkih-skandalov-v-istorii-formuly-1-orgii-shpionazh-i-belyy-poroshok/.
В 1998 году Михаэль схлестнется с Микой Хаккиненом из McLaren, и все-таки уступит на финальной гонке Гран-при Японии.
В 1999 году Шуми попадет в аварию на Сильверстоуне, и в итоге пропустит остаток чемпионата из-за переломов ног.
К концу 1999 года, когда напарник Эдди Ирвайн едва не выиграл титул по причине отсутствия Михаэля, над Шуми начали сгущаться тучи в Ferrari.
YouTube-канал f1racingsport
Немецкий чемпион слегка испортил свою репутацию сезоном 1997 года, когда итальянская и британская пресса буквально «уничтожили» Михаэля за его маневр на Жаке, к тому же он уже два сезона подряд уступал титул McLaren. В 1999 выяснилось, что Эдди, пусть и не такой быстрый, но может тоже бороться за чемпионство, причем за меньшую зарплату. Бывший пилот Ferrari и один из самых авторитетных людей автоспорта в Италии Клей Регаццони призвал уволить Михаэля по итогам сезона. Эдди шутил, что для второго пилота «отрабатывает контракт, как первый».
Сам Михаэль все чаще ошибался на интервью, то обвинял команду McLaren и Дэвида Култарда в заговоре на гонках, то заявлял о своей плохой физической форме, хотя к концу 1999 полностью восстановился.
Градус напряжения нарастал, Ferrari четко дали понять Михаэлю, что кредит доверия не бесконечный, и следующий сезон станет решающим. Весь мир входил в новый миллениум — входил в него и мир «Формулы-1».
Как оказалось, все мы входили в эру Ferrari и Михаэля Шумахера.
2000 – 2006: Я – легенда
Когда эксперты вспоминают карьеру Михаэля Шумахера, то мелькают 1991, 1992, 1994 и 1995, 1997, 2002 и 2004 годы, как ключевые для статистики и репутации Шуми. Однако по-настоящему важным, переломным сезоном можно считать 2000 год.
Если бы Михаэль не выиграл титул, почти наверняка Ferrari расстались бы с ним, и, возможно, мы увидели бы, как Williams побеждают в чемпионате, или даже Рубенс Баррикелло вместе с Ferrari (пришел в команду вместо Эдди Ирвайна в 2000).
Если бы Михаэль не выиграл титул, то Ferrari спустя 21 год с 1979 по-прежнему оставались бы без главного трофея, мог возникнуть кризис правления Луки ди Монтедземоло и история повернула бы по другому пути https://somanyhorses.ru/istoriya-ferrari-v-formule-1-put-legendarnoy-marki. В конце концов, сам Михаэль, вероятно, остался бы двукратным чемпионом мира и просто отличным пилотом, которого вспоминали бы как Хаккинена или Нико Росберга, но точно не как главную легенду в истории автоспорта. Много «если». Но Михаэль это сделал.
На Гран-при Японии 2000 в невероятно тяжелой борьбе, на предпоследнем этапе чемпионата Шумахер сломил сопротивление Мики Хаккинена и McLaren, и принес долгожданный титул Скудерии!
Именно этот финиш на Сузуке 2000 оправдал всю колоссальную работу Жана Тодта, Росса Брауна и самого Михаэля Шумахера. Именно этот финиш позволил Ferrari поверить в свои силы, и бросить все силы на разработку будущих болидов F1. Именно этот финиш разжег затухшее пламя Скудерии, завел двигатель итальянской нации.
Потом был сезон 2001 года, борьба с Дэвидом Култардом и четвертый титул в карьере. Михаэль сравнялся по числу титулов с Аленом Простом.
Кроме того, в 2001 году Гран-при Канады выиграл младший брат Ральф, и два родных брата стояли на подиуме впервые в истории «Формулы-1».
В 2002 году Шумахер и Ferrari в доминирующем стиле оформили пятый титул. Пришло новое поколение пилотов — среди них был и Кими Райкконен, с которым Михаэль боролся за титул в 2003 году. И вновь победил: по итогам сезона немецкий чемпион опередил финского пилота всего лишь на два очка.
Это был тяжелый сезон — Международная автомобильная федерация FIA и Берни Экклстоун изменили правила, чтобы замедлить Ferrari, но те справились с давлением.
И страшная трагедия: 20 апреля 2003 года скончалась мать Михаэля и Ральфа, Элизабет Шумахер. Непосредственно перед Гран-при Сан-Марино.
Михаэль заплакал на подиуме, и сразу же покинул Имолу, от его лица на пресс-конференции выступал Жан Тодт.
Шесть титулов в «Формуле-1» стали абсолютным рекордом, по итогам сезона 2003 Михаэль превзошел Хуана-Мануэля Фанхио (который еще в пятидесятые годы оформил пять трофеев) и стал единоличным рекордсменом по главному показателю в F1.
Фактически, именно к началу 2004 года Михаэль Шумахер и стал той легендой, которую мы знаем сегодня. Рекордсмен «Формулы-1» и рекордсмен Ferrari. Он выиграет и седьмой титул в 2004 без всякого сопротивления.
В 2006 году Михаэль проведет последний сезон в Ferrari уже в статусе живой легенды, и все-таки уступит титул Фернандо Алонсо на последней гонке сезона. На Гран-при Италии 2006 Шумахер объявит о завершении своей карьеры — по слухам, сами Ferrari и Лука ди Монтедземоло попросили Михаэля «на выход», потому что сверху уже давили FIA и «Формула-1», чтобы обновить состав Королевского автоспорта и не дать Шуми поставить бессмертные рекорды (которые, к слову, они сейчас охотно позволяют ставить Льюису Хэмилтону).
Автор данной статьи учился во втором классе школы, когда Михаэль выиграл первый титул, и переходил в девятый класс, когда Шумахер завершал карьеру в Ferrari. И это было самое чудесное время автора, как болельщика «Формулы-1».
Вспоминается поездка в Самару в 2004 году вместе с родителями, когда на трассе встретились не менее четырех-пяти машин с наклейками «Шумахер», по-настоящему эпохальные Жигули в Сызрани (Самарская область) с надписью «я не Шумахер, я его учитель», а в самом городе, наверное, раз пять родственники автора статьи произносили фразу «гоняет, совсем больной, Шумахером себя считает».
Думается, если даже в не самом крупном регионе России Михаэль обрел подобную популярность, то даже трудно представить масштабы его личности в мире.
Шумахер больше не добьется успехов в автоспорте, хотя последнее слово все же скажет.
2007 – 2012: P.S. Михаэль Шумахер
С 2007 по 2009 год Михаэль работал советником и экспертом команды Ferrari. Кроме того, он даже заглянул на шоу Top Gear в качестве Стига!
Официальный YouTube-канал BBC
И все были в шоке, когда в сезоне 2010 года… Шумахер принял решение вернуться в «Формулу-1», приняв приглашение своего старого соратника по Ferrari, Росса Брауна. Теперь же им предстояло строить команду под названием Mercedes.
Символично, что все плоды их трудов с 2014 года будут пожинать уже другие люди — Тото Вольфф и Льюис Хэмилтон.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Михаэль зря вернулся в гонки на три сезона, не находя логических объяснений данному решению. Шумахер регулярно проигрывал Росбергу, попадал в противоречивые инциденты — чего только стоит обгон Алонсо на Гран-при Монако 2010 под Safety Car или Гран-при Венгрии того же года с Рубенсом Баррикелло, когда Шуми едва не втер в отбойник бывшего напарника по Ferrari.
Да и аварии в Сингапуре и Испании 2012 многие помнят.
Но помнят и блестящий Гран-при Канады 2011, когда Михаэль остановился в шаге от подиума, и невероятную оборону на Гран-при Италии 2011 от Льюиса Хэмилтона.
В итоге эти три сезона многие фанаты записывают в качестве P.S., прощальной ноты Шуми с автоспортом. Потому что с одной стороны, они разбавили статистику до 2006 года в не лучшую сторону, когда Михаэль с 1992 года каждый сезон приезжал на подиум. С другой, хотя даже преданные болельщики Шуми, включая автора данной статьи, видели, что «Акелла уже не тот», легендарный пилот подарил яркие эмоции и бескомпромиссную борьбу на трассе, как в «старые добрые».
Шумахер мог почивать на лаврах. Но он вернулся. Просто потому что любил гонки и не мог без них жить. Потому что ему сделали предложение, и он понимал, что редко какой пилот получает шанс вновь вкусить радость борьбы на высшем уровне после сорока лет. И — да, он вернулся в F1 в статусе легенды и заслуженного гонщика, отдавая себе отчет в том, что неудачные выступления могут смазать его репутацию «доминатора».
Но сам Шуми всегда говорил, что не смотрит на рекорды, и не волнуется, что кто-то когда-нибудь их побьет. Он просто любил гонки.
Возможно, это возвращение лишь подчеркнуло особый статус Михаэля как невероятного пилота и выдающейся личности. И ведь он блеснул!
Он взял поул Гран-при Монако 2012 в невероятном стиле, опередив всех соперников, включая Феттеля, Хэмилтона и Алонсо.
И взошел последний раз на подиум Гран-при Европы 2012 на трассе в Валенсии. Последний подиум в своей жизни, в форме Mercedes.
По окончании сезона Михаэль объявил об окончательном завершении своей карьеры, и больше мы его не видели, за исключением нескольких больших интервью, в том числе в конце 2013 года незадолго до трагедии.
YouTube-канал James Love
В декабре 2013 года Михаэль получил злосчастную черепно-мозговую травму, катаясь на лыжах, в результате которой пробыл полгода в коме.
В этом году будет уже восемь лет, как мы не видим Шумахера на людях и практически ничего не знаем о его состоянии здоровья. По одним слухам, Михаэль находится в вегетативном состоянии, и его жизнеобеспечение поддерживается исключительно силами его жены, которая все еще верит в чудо. По другим слухам, Шумахер полностью парализован, но подключен к самым современным аппаратам, и частично осознает реальность, может общаться. В любом случае, это очень печальное окончание истории великого человека.
Но мы всегда будем любить Михаэля. Потому что в большинстве случаев именно он привил любовь к «Формуле-1» в России. Именно Шумахер несет ответственность за то, что сегодня миллионы людей в нашей стране интересуются автоспортом. В конечном счете Михаэль показал, что значит бороться до конца.
До самого конца. И он продолжает бороться по сей день.
Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.