bagio-winter
Роман Кузнецов

Михаэль Шумахер: как сын каменщика стал легендой «Формулы-1»

Шумахер – слово нарицательное в России. «Ты что так гоняешь, шумахер что ли». Михаэль остается главной легендой F1, чей рекорд пока смог повторить только Льюис Хэмилтон. Какой путь прошел Михаэль от сына каменщика до героя автоспорта?

Михаэль Шумахер – безусловная легенда, икона мирового спорта. Его имя и фамилия ассоциируются у людей с безупречностью, дисциплиной, неутолимой жаждой успеха и титанической силой воли к победе. Успехи Михаэля в «Формуле-1» тесно связаны с Ferrari — пожалуй, именно синтез блестящего гонщика и красной команды является основной и главной причиной такой популярности Шумахера, как пилота Королевского автоспорта. Это особенный коллектив, особенная история и особенная энергия, трогающая сердца миллионов фанатов по всему миру до сих пор.

Безусловно, свою роль сыграли и цифры. Лишь спустя двадцать лет рекорды Михаэля постепенно укладываются в голове, когда видишь результаты Феттеля и Хэмилтона, смотришь выступления таких молодых талантов, как Леклер или Ферстаппен. Но четверть века назад, когда Михаэль начинал свой красный путь, главными рекордсменами оставались Ален Прост и Айртон Сенна, и речь шла разве что о полсотни побед в качестве рекорда. Именно поэтому статистическое безумие Шумахера к середине нулевых годов заставило говорить весь мир об исключительных результатах Шуми.

И все-таки, как немецкий паренёк из не самой богатой семьи, которого не считали самым талантливым ребенком на уровне картинга, и даже на уровне юниорских серий не ставили в первый ряд перспективных гонщиков, смог добиться подобных высот? Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

1969 – 1991: Детство, юность, начало пути

Очень сложно найти подробную информацию о детстве Михаэля. Шуми никогда не любил вспоминать о ранних годах своей жизни, его родители Рольф и Элизабет Шумахер тоже никогда не поднимали эту тему. Известно, что Михаэль родился 3 января 1969 года в городке Керпен, земля Северный Рейн-Вестфалия. Население городского пункта составляло не более 50 000 людей.

По воспоминаниям современников, знавших семью Шумахеров, они жили не слишком богато, и иногда даже бедно. Отец Рольф работал каменщиком и строителем на объектах. Из-за нехватки денег в свободное время он подрабатывал автомехаником, мама Элизабет работала в местном ресторане, продавая еду. Именно увлечение Рольфа машинами и автоспортом, а также связь с местным картинговым клубом сыграет решающую роль в становлении Михаэля, как гонщика.

«Мой отец любил автоспорт, но я не назову его страстным поклонником. И однажды он сделал мне карт, просто потому что ему нравилось работать с механизмами. У него не было великой мечты, мы просто тогда развлекались, и, конечно, в четыре года я был счастлив кататься» — Шумахер о своем отце.

Кстати говоря, герой нашей статьи в детстве обожал спорт, занимался одновременно футболом и дзюдо. Правда, отсутствие успехов в этих видах спорта тоже стало фактором того, что Михаэль стал все больше уделять внимание автоспорту. В дзюдо Михаэль был на неплохом уровне в 11 лет, и даже думал посвятить жизнь боевым искусствам, однако уже к 14 годам его результаты резко пошли на спад. В футболе Шуми неплохо играл на любительском уровне, однако когда попытался устроиться в профессиональную юниорскую команду, его посадили в резерв.

«Я любил и люблю играть в футбол, но буду честным, это у меня получалось не так здорово, как гонки. Я мечтал влиться в профессиональный клуб, но в итоге стал постоянно сидеть в резерве. В тот момент, будучи подростком, я понял, что, наверное, великого футболиста из меня не выйдет, и надо смотреть на другие перспективы» — так Шумахер вспоминал свое детство.

Но и с автоспортом все было не так просто.

Рольф Шумахер был участником местного картинг-клуба «Керпен-Манхайм», и как мы уже написали, в четыре года посадил Михаэля за руль карта. И Михаэль до четырнадцати лет вполне успешно выступал на региональных соревнованиях, даже выигрывал отдельные заезды в прокатном картинге. Однако денежные средства у семьи довольно быстро закончились, и мы могли бы никогда не увидеть легенду Шумахера, если бы не два человека, которым, по большому счету, Михаэль обязан дальнейшей карьерой.

Первый — Герхард Ноак. Один из спонсоров картинговых соревнований в регионе, где проживал Михаэль. Однажды он пришел на картодром в тот же день, что и семья Шумахер. Как вспоминал Ноак, он увидел, как Михаэль проехал пару кругов, и сразу же понял, что у парня есть талант, но ему нужен быстрый карт. Рольф Шумахер отверг предложение — денег у семьи не было. Тогда Герхард предложил свою финансовую помощь и обеспечил Шумахеру первые крупные выступления.

Кстати говоря, в тот же период случилась забавная история. Михаэль не отличался особенно прилежным отношением к учебе, а еще ненавидел чистить карт и заботиться о технике. И однажды, когда он вновь пришел на картодром, Герхард и отец сказали ему… что карт продали, потому что Шуми не чистил его. С ребенком случилась настоящая истерика, и только тогда ему отдали карт. С тех пор Михаэль полностью изменил свое отношение ко многим деталям, и больше никогда не отлынивал от работы. Более того, он прославился, как один из самых работоспособных пилотов в истории.

Михаэль вспоминал, что Герхарду обязан почти всем. Остальные спонсоры его карьеры были не столь любезными, иногда его отцу Рольфу даже приходилось вступать в конфликты. Шуми рассказывал, что самым болезненным было «отсутствие уважения со стороны богатых людей к нашей семье».

Второй главный человек в становлении карьеры Михаэля — Юрген Дилк. После того, как помощь Герхарда пошла на спад и понадобилось больше денег, Юрген предложил вести карьеру Шуми. Фактически, Дилк стал первым серьезным менеджером Шумахера. Он нанял будущей легенде профессионального тренера, который следил за физической подготовкой юного спортсмена, и спонсировал все дальнейшие ступени автоспорта.

В 1984 году в возрасте 15 лет Михаэль Шумахер выиграл чемпионат Германии по картингу среди юниоров, в 1985 году повторил свой успех. В 1987 году в возрасте 18 лет Михаэль уже выиграл чемпионат Европы по картингу, и тогда же встал вопрос: что дальше?

Путь в формулы был дорогостоящим, и без нужных людей Шуми вряд ли бы пробился слишком высоко.

Такой человек нашелся. Его звали Вилли Вебер, и уже в восьмидесятых годах XX века он считался одним из главных автоспортивных менеджеров в Германии, и даже в мире. Вилли вспоминал, что до определенного момента даже не знал, как выглядит Михаэль. Просто ему «шепнули», что есть талантливый немецкий пилот, которого стоит посмотреть. Вебер пришел на трассу, посмотрел пару кругов в исполнении Шумахера и предложил тому попробовать себя за рулем «Формулы-3» на частных тестах.

Михаэль попробовал. И сразу же поехал на полсекунды быстрее, чем любой другой гонщик Вилли! В тот момент Вебер понял, что нашел «того самого», и уже в 1989 году заключил десятилетний контракт на ведение всех финансовых и управленческих дел Шумахера. В том же году Михаэль попал в немецкую «Формулу-3». Начинался большой и серьезный путь Шумахера в автоспорте.

Однако успехи пришли не сразу. В частности, Михаэль соперничал с двумя другими будущими пилотами F1 — Хайнц-Харальдом Френтценом (будет бороться за титул в 1999 в составе Jordan, но не добьется успеха) и Карлом Вендлингером (карьеру сломает страшная авария на Гран-при Монако 1994, когда Карл пробудет несколько недель в искусственной коме).

Оба гонщика на тот момент считались быстрее Шумахера, который в итоге проиграл им чемпионат.

Впрочем, уже в 1990 году Шуми взял реванш и стал чемпионом немецкой «Формулы-3». До дебюта в Королевском автоспорте оставался всего год, но 21-летний пилот пока не знал об этом.

Он выиграл специальную гонку, Гран-при Макао 1990 года, одолев будущего соперника по F1 Мику Хаккинена, в 1991 году выступал в Чемпионате мира спорткаров и чемпионате DTM, а также в японской «Формуле-3000».

Его выступления уже спонсировались молодежной академией Mercedes Junior.

Казалось, Михаэль Шумахер так и останется просто неплохим пилотом, выступающим в различных автоспортивных сериях, но в дело вмешался случай…

1991 – 1995: Дебют в «Формуле-1», титулы с Benetton

Весь 1991 год Вилли Вебер пытался устроить молодого пилота хотя бы тестовым гонщиком в «Формуле-1», однако все команды запрашивали заоблачные суммы, на которые бюджета у менеджеров Михаэля не было. Теснее всего Вилли работал с Эдди Джорданом, владельцем команды Jordan, с которым Вебер уже вел дела ранее. Но и Эдди просил немало, и пока Шумахеру не находилось места в F1.

Все изменилось в мгновение ока, как в темной сказке. Пилот Jordan Бертран Гашо, выступавший в 1991 году вместе с Андреа де Чезарисом в команде, стал участником скандала: он брызнул газовым баллончиком в лицо британскому таксисту. Здесь необходимо отметить, что в отличие от России, в западных странах таксисты защищены специальными статьями закона, и в итоге Бертрану грозило до двух лет тюрьмы. Но в отличие от Шуми, у Гашо отец был участником Европейского парламента, поэтому в итоге все обойдется парой месяцев. Но именно этот странный случай открыл дорогу Михаэлю.

Эдди Джордан, как только узнал о задержании своего пилота, сразу же прикинул основные варианты замены. Шумахер выглядел наиболее предпочтительным, потому что был свободным агентом, и Михаэль к тому моменту был участником молодежной академии Mercedes Junior, и немецкий гигант пообещал заплатить за выступление своего пилота. В пятницу Бертран попадает в тюрьму, а уже в понедельник Эдди позвонил Михаэлю, и тот примчался на базу в Сильверстоуне.

В четверг через неделю подписывается соглашение между Вебером и Джорданом — и вот он, дебют Михаэля Шумахера в «Формуле-1» на Гран-при Бельгии 1991!

Дебют вышел чрезвычайно удачным. Михаэль занял седьмое место в квалификации, с ходу обогнав напарника по команде, демонстрируя выдающуюся скорость на всех сессиях.

Увы, в гонке Шумахер сошел на первом же круге из-за поломки коробки передач, однако на Шуми обратил внимание весь мир F1.

И в первую очередь, обратил внимание Флавио Бриаторе — легендарный итальянский менеджер, управленец команды Benetton. Эдди просчитался, пожадничав, и не заключив долгосрочный контракт с Шуми.

Поэтому этим воспользовался господин Бриаторе, и уже с Гран-при Италии 1991 Михаэль… выступал в Benetton. А далее карьера Шумахера развивалась стремительно.

Гран-при Бельгии 1992 — первая победа в «Формуле-1» и третье место в чемпионате.

К слову, Михаэль опередил на три очка Айртона Сенну, и даже не боялся вступать в конфликт с легендарным бразильским чемпионом.

В 1993 году еще одна победа в Португалии, а уже в 1994 году… Михаэль Шумахер стал чемпионом «Формулы-1»!

Драматичный сезон — гибель Сенны, дисквалификация Михаэля на несколько гонок по сомнительному поводу и победа в чемпионате тараном Деймона Хилла в последней гонке.

Поражает сам фактор везения в спорте — еще три года назад Михаэль был пилотом, который «болтался» между немецкими чемпионатами, которому Вилли Вебер с трудом выбивал финансирование и защищал в глазах Mercedes Junior при неудачах, но яркий дебют в Jordan в результате несчастного случая Гашо и покровительство Бриаторе сделали свое дело. Иногда в жизни необходимо, чтобы кто-то на тебя обратил внимание, особенно если ты простой человек. Так и было с Михаэлем: обладая большим талантом и работоспособностью, своим успехом в 1994 Шуми обязан своему отцу Рольфу, своим юниорским менеджерам Герхарду Ноаку и Юргену Дилку, и на более серьезных стадиях — Вилли Веберу и Флавио Бриаторе.

В 1995 году Михаэль выиграл второй титул подряд и понял, что настало время серьезных вызовов в карьере.

Он уже не был юнцом, «солнечным мальчиком» — он выиграл чемпионат «Формулы-1», и являлся, возможно, самым быстрым и перспективным гонщиком во всем автоспорте на тот момент, к тому же Шуми было всего лишь 26 лет, по тем временам — крайне молодой возраст для пилота. Шумахер принимает вызов. Он принимает приглашение Ferrari для того, чтобы сделать самый важный шаг в своей карьере.

1996 – 1999: Переход в Ferrari, начало пути легенды

Почти все знают историю Михаэля в Скудерии. Переход в команду, среднюю по силам на момент 1996 года, четыре сезона борьбы за титул, чтобы с 2000 переписывать историю. Но любопытно само появление Шумахера в Ferrari.

Первыми тестами Шуми стали… несколько кругов во Фьорано в ноябре 1995 года, по окончании сезона «Формулы-1». Забавный факт: Михаэль никак не мог пройти один из поворотов, в итоге пошел напрямую к руководителю команды Жану Тодту и попросил убрать сам поворот, потому что «он не повторяет ни один из поворотов в чемпионате». Ferrari послушались, и частично поменяли конфигурацию трассы. К слову, больше таких прецедентов никогда не было.

Потом были уже официальные тесты в Эшториле на португальской земле. Обычно весь штаб команды приезжал в 8:20 утра, чтобы проверить детали, а гонщик приезжал к 8:55 утра, одевался и сразу же садился за руль. Поэтому коллектив Ferrari удивился, когда они увидели Михаэля, отчитавшего их за то, что они не пришли к 08:00 утра. По планам Шумахера, он сперва проезжал установочный круг, они собирали брифинг, затем расписывали план на день, а уже с 09:00 утра Михаэль работал по полной программе. С тех пор Ferrari всегда собирались в срок рано утром.

Еще интересный момент на тех же тестах в Эшториле: Ferrari намеревались дать Шумахеру легкую машину с небольшим количеством топлива «на борту», чтобы Михаэль проехал демонстрационный быстрейший круг. Ferrari хотели отослать это в итальянские газеты с заголовком «быстрейший гонщик». Шуми наотрез отказался, заявив, что так они потеряют время на тестах, и сказал загружать машину «по полной». Маттиа Бинотто, работавший в то время с командой, вспоминал, что «в итоге Михаэль все равно установил лучшее время с 50 кг топлива, при этом он проезжал два первых поворота газ в пол, такое не могли повторить ни Алези, ни Бергер даже с легкими машинами в квалификационном режиме».

Шумахер до старта сезона 1996 года зарекомендовал себя, как работоспособный пилот, очень строгий и требовательный как к себе, так и к окружающим.

При этом многие инженеры отрицают «сильные технические качества Михаэля», подчеркивая, что его главной способностью было «работать на трассе как метроном: если он поехал быстрее, настройки верные, поехал медленнее — что-то сделали не так, сам Шумахер не настраивал блестяще машину, однако его скорость отражала все усилия команды».

В 1996 году Михаэль одержит три победы и займет третье место в чемпионате.

Уже в 1997 году Шумахер будет бороться до последней гонки за титул с Жаком Вильневым, в итоге протаранит соперника и будет дисквалифицирован по итогам чемпионата https://somanyhorses.ru/5-samyh-gromkih-skandalov-v-istorii-formuly-1-orgii-shpionazh-i-belyy-poroshok/.

В 1998 году Михаэль схлестнется с Микой Хаккиненом из McLaren, и все-таки уступит на финальной гонке Гран-при Японии.

В 1999 году Шуми попадет в аварию на Сильверстоуне, и в итоге пропустит остаток чемпионата из-за переломов ног.

К концу 1999 года, когда напарник Эдди Ирвайн едва не выиграл титул по причине отсутствия Михаэля, над Шуми начали сгущаться тучи в Ferrari.

YouTube-канал f1racingsport

Немецкий чемпион слегка испортил свою репутацию сезоном 1997 года, когда итальянская и британская пресса буквально «уничтожили» Михаэля за его маневр на Жаке, к тому же он уже два сезона подряд уступал титул McLaren. В 1999 выяснилось, что Эдди, пусть и не такой быстрый, но может тоже бороться за чемпионство, причем за меньшую зарплату. Бывший пилот Ferrari и один из самых авторитетных людей автоспорта в Италии Клей Регаццони призвал уволить Михаэля по итогам сезона. Эдди шутил, что для второго пилота «отрабатывает контракт, как первый».

Сам Михаэль все чаще ошибался на интервью, то обвинял команду McLaren и Дэвида Култарда в заговоре на гонках, то заявлял о своей плохой физической форме, хотя к концу 1999 полностью восстановился.

Градус напряжения нарастал, Ferrari четко дали понять Михаэлю, что кредит доверия не бесконечный, и следующий сезон станет решающим. Весь мир входил в новый миллениум — входил в него и мир «Формулы-1».

Как оказалось, все мы входили в эру Ferrari и Михаэля Шумахера.

2000 – 2006: Я – легенда

Когда эксперты вспоминают карьеру Михаэля Шумахера, то мелькают 1991, 1992, 1994 и 1995, 1997, 2002 и 2004 годы, как ключевые для статистики и репутации Шуми. Однако по-настоящему важным, переломным сезоном можно считать 2000 год.

Если бы Михаэль не выиграл титул, почти наверняка Ferrari расстались бы с ним, и, возможно, мы увидели бы, как Williams побеждают в чемпионате, или даже Рубенс Баррикелло вместе с Ferrari (пришел в команду вместо Эдди Ирвайна в 2000).

Если бы Михаэль не выиграл титул, то Ferrari спустя 21 год с 1979 по-прежнему оставались бы без главного трофея, мог возникнуть кризис правления Луки ди Монтедземоло и история повернула бы по другому пути https://somanyhorses.ru/istoriya-ferrari-v-formule-1-put-legendarnoy-marki. В конце концов, сам Михаэль, вероятно, остался бы двукратным чемпионом мира и просто отличным пилотом, которого вспоминали бы как Хаккинена или Нико Росберга, но точно не как главную легенду в истории автоспорта. Много «если». Но Михаэль это сделал.

На Гран-при Японии 2000 в невероятно тяжелой борьбе, на предпоследнем этапе чемпионата Шумахер сломил сопротивление Мики Хаккинена и McLaren, и принес долгожданный титул Скудерии!

Именно этот финиш на Сузуке 2000 оправдал всю колоссальную работу Жана Тодта, Росса Брауна и самого Михаэля Шумахера. Именно этот финиш позволил Ferrari поверить в свои силы, и бросить все силы на разработку будущих болидов F1. Именно этот финиш разжег затухшее пламя Скудерии, завел двигатель итальянской нации.

Потом был сезон 2001 года, борьба с Дэвидом Култардом и четвертый титул в карьере. Михаэль сравнялся по числу титулов с Аленом Простом.

Кроме того, в 2001 году Гран-при Канады выиграл младший брат Ральф, и два родных брата стояли на подиуме впервые в истории «Формулы-1».

В 2002 году Шумахер и Ferrari в доминирующем стиле оформили пятый титул. Пришло новое поколение пилотов — среди них был и Кими Райкконен, с которым Михаэль боролся за титул в 2003 году. И вновь победил: по итогам сезона немецкий чемпион опередил финского пилота всего лишь на два очка.

Это был тяжелый сезон — Международная автомобильная федерация FIA и Берни Экклстоун изменили правила, чтобы замедлить Ferrari, но те справились с давлением.

И страшная трагедия: 20 апреля 2003 года скончалась мать Михаэля и Ральфа, Элизабет Шумахер. Непосредственно перед Гран-при Сан-Марино.

Михаэль заплакал на подиуме, и сразу же покинул Имолу, от его лица на пресс-конференции выступал Жан Тодт.

Шесть титулов в «Формуле-1» стали абсолютным рекордом, по итогам сезона 2003 Михаэль превзошел Хуана-Мануэля Фанхио (который еще в пятидесятые годы оформил пять трофеев) и стал единоличным рекордсменом по главному показателю в F1.

Фактически, именно к началу 2004 года Михаэль Шумахер и стал той легендой, которую мы знаем сегодня. Рекордсмен «Формулы-1» и рекордсмен Ferrari. Он выиграет и седьмой титул в 2004 без всякого сопротивления.

В 2006 году Михаэль проведет последний сезон в Ferrari уже в статусе живой легенды, и все-таки уступит титул Фернандо Алонсо на последней гонке сезона. На Гран-при Италии 2006 Шумахер объявит о завершении своей карьеры — по слухам, сами Ferrari и Лука ди Монтедземоло попросили Михаэля «на выход», потому что сверху уже давили FIA и «Формула-1», чтобы обновить состав Королевского автоспорта и не дать Шуми поставить бессмертные рекорды (которые, к слову, они сейчас охотно позволяют ставить Льюису Хэмилтону).

Автор данной статьи учился во втором классе школы, когда Михаэль выиграл первый титул, и переходил в девятый класс, когда Шумахер завершал карьеру в Ferrari. И это было самое чудесное время автора, как болельщика «Формулы-1».

Вспоминается поездка в Самару в 2004 году вместе с родителями, когда на трассе встретились не менее четырех-пяти машин с наклейками «Шумахер», по-настоящему эпохальные Жигули в Сызрани (Самарская область) с надписью «я не Шумахер, я его учитель», а в самом городе, наверное, раз пять родственники автора статьи произносили фразу «гоняет, совсем больной, Шумахером себя считает».

Думается, если даже в не самом крупном регионе России Михаэль обрел подобную популярность, то даже трудно представить масштабы его личности в мире.

Шумахер больше не добьется успехов в автоспорте, хотя последнее слово все же скажет.

2007 – 2012: P.S. Михаэль Шумахер

С 2007 по 2009 год Михаэль работал советником и экспертом команды Ferrari. Кроме того, он даже заглянул на шоу Top Gear в качестве Стига!

Официальный YouTube-канал BBC

И все были в шоке, когда в сезоне 2010 года… Шумахер принял решение вернуться в «Формулу-1», приняв приглашение своего старого соратника по Ferrari, Росса Брауна. Теперь же им предстояло строить команду под названием Mercedes.

Символично, что все плоды их трудов с 2014 года будут пожинать уже другие люди — Тото Вольфф и Льюис Хэмилтон.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что Михаэль зря вернулся в гонки на три сезона, не находя логических объяснений данному решению. Шумахер регулярно проигрывал Росбергу, попадал в противоречивые инциденты — чего только стоит обгон Алонсо на Гран-при Монако 2010 под Safety Car или Гран-при Венгрии того же года с Рубенсом Баррикелло, когда Шуми едва не втер в отбойник бывшего напарника по Ferrari.

Да и аварии в Сингапуре и Испании 2012 многие помнят.

Но помнят и блестящий Гран-при Канады 2011, когда Михаэль остановился в шаге от подиума, и невероятную оборону на Гран-при Италии 2011 от Льюиса Хэмилтона.

В итоге эти три сезона многие фанаты записывают в качестве P.S., прощальной ноты Шуми с автоспортом. Потому что с одной стороны, они разбавили статистику до 2006 года в не лучшую сторону, когда Михаэль с 1992 года каждый сезон приезжал на подиум. С другой, хотя даже преданные болельщики Шуми, включая автора данной статьи, видели, что «Акелла уже не тот», легендарный пилот подарил яркие эмоции и бескомпромиссную борьбу на трассе, как в «старые добрые».

Шумахер мог почивать на лаврах. Но он вернулся. Просто потому что любил гонки и не мог без них жить. Потому что ему сделали предложение, и он понимал, что редко какой пилот получает шанс вновь вкусить радость борьбы на высшем уровне после сорока лет. И — да, он вернулся в F1 в статусе легенды и заслуженного гонщика, отдавая себе отчет в том, что неудачные выступления могут смазать его репутацию «доминатора».

Но сам Шуми всегда говорил, что не смотрит на рекорды, и не волнуется, что кто-то когда-нибудь их побьет. Он просто любил гонки.

Возможно, это возвращение лишь подчеркнуло особый статус Михаэля как невероятного пилота и выдающейся личности. И ведь он блеснул!

Он взял поул Гран-при Монако 2012 в невероятном стиле, опередив всех соперников, включая Феттеля, Хэмилтона и Алонсо.

И взошел последний раз на подиум Гран-при Европы 2012 на трассе в Валенсии. Последний подиум в своей жизни, в форме Mercedes.

По окончании сезона Михаэль объявил об окончательном завершении своей карьеры, и больше мы его не видели, за исключением нескольких больших интервью, в том числе в конце 2013 года незадолго до трагедии.

YouTube-канал James Love

В декабре 2013 года Михаэль получил злосчастную черепно-мозговую травму, катаясь на лыжах, в результате которой пробыл полгода в коме.

В этом году будет уже восемь лет, как мы не видим Шумахера на людях и практически ничего не знаем о его состоянии здоровья. По одним слухам, Михаэль находится в вегетативном состоянии, и его жизнеобеспечение поддерживается исключительно силами его жены, которая все еще верит в чудо. По другим слухам, Шумахер полностью парализован, но подключен к самым современным аппаратам, и частично осознает реальность, может общаться. В любом случае, это очень печальное окончание истории великого человека.

Но мы всегда будем любить Михаэля. Потому что в большинстве случаев именно он привил любовь к «Формуле-1» в России. Именно Шумахер несет ответственность за то, что сегодня миллионы людей в нашей стране интересуются автоспортом. В конечном счете Михаэль показал, что значит бороться до конца.

До самого конца. И он продолжает бороться по сей день.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
bagio-winter