footer
Евгения Жилина

Метро Лондона: интересные факты о создании первой «подземки»

Открытое более 150 лет назад, лондонское метро стало первым в мире, и ознаменовало собой новую эпоху в истории транспорта. Собрали интересные факты о лондонской «подземке».

Для начала приведем несколько интересных фактов о лондонском метро:

  1. В 1926 году под путями были сделаны специальные «углубления для самоубийц» из-за роста числа пассажиров, желающих броситься под поезд
  2. Как гласит статистика, самое популярное время, чтобы броситься под поезд — 11 утра
  3. Станция Олдгейт построена на огромной чумной могиле, в которой захоронено более 1000 тел
  4. Здесь живет полмиллиона мышей
  1. В январе 2005 года, пытаясь снизить уровень подростковой преступности, лондонское метро объявило о том, что на наиболее криминогенных проблемных станциях будет играть классическая музыка
  2. Американский телеведущий Джерри Спрингер родился на станции Ист Финчли во время Второй мировой войны: его мать укрылась там от воздушного налета.
  3. Каждый день из туннелей выкачивается более 47 миллионов литров воды, которых было бы достаточно для заполнения стандартного бассейна
  4. Каждую неделю подземные эскалаторы преодолевают расстояние, равное двум поездкам вокруг земного шара
  5. Первая авария на метро произошла в 1938 году: столкнулись два поезда, в результате чего пострадали 12 пассажиров
  6. Туннели под городом сильно изгибаются, потому что следуют средневековому плану улиц
  7. Ежегодно каждый поезд проезжает примерно 185 тысяч км
  8. С 2008 года в лондонском метро запрещено распивать алкоголь

Итак, приступаем к самой истории.

Строительство первой в мире подземной железной дороги стало ответом на стремительный рост, охвативший британскую столицу в XIX в. Сегодня это —одиннадцатая по загруженности система метро на планете с ежегодным полуторамиллиардным пассажиропотоком. Туннели протянулись на 400 км, образуя под Лондоном огромную разветвлённую сеть, благодаря которой жители могут максимально быстро передвигаться по городу.

Промышленная революция конца XVIII в. стала толчком для быстрой урбанизации в Великобритании, сельское населения сокращалось, люди перебирались в города, которые не были готовы к такому наплыву народа. Самые большие людские потоки принимал, конечно, Лондон. Вы только представьте: население города в период с 1801 по 1861 утроилось и перевалило за 3 миллиона. Для сравнения в Санкт-Петербурге в то время проживало 539 тыс., а в Москве 462 тыс. человек.

Увеличились и объемы дорожного движения, поскольку жители каждый день ездили в центр на работу и обратно домой. В то же время в Лондоне встретились семь крупнейших железных дорог страны, которые привлекали еще больше людей, и в итоге уже 200 тысяч человек пересекали Сити, деловое сердце столицы, каждый день. Становилось очевидно, что наземный транспорт не справляется, и необходимо использовать пространство под городом.

С 1825 по 1843 год М.Брюнель и Т.Кокрейн разработали технологию туннелирования, которая позволила построить дорогу под Темзой, связав две стороны города. Все популярнее становилось мнение о том, что, раз можно проложить туннели под рекой, то можно сделать это и под всей столицей. Интерес к метро усугублялся нехваткой транспорта, так как в то время было всего два способа передвижения по городу — омнибусы и частные извозчики. Но всерьез королевство озаботилось строительством подземки только к 1854 году, издав соответствующий указ. Так появилась компания Metropolitan Railway. Несмотря на перебои с деньгами из-за продолжающейся Крымской войны, столичная железная дорога открылась в 1863 году. Новым видом транспорта стали пользоваться ежедневно по 30 тыс. человек, а за год объем пассажиропотока достиг 9,5 млн. Успех был оглушительным, многие компании стали обращаться в парламент с петицией о строительстве новых подземных железных дорог, и вскоре последовала идея конструирования окружной линии. Главный идеолог лондонского метро Чарльз Пирсон, к сожалению, не дожил до открытия.

Столичные линии первоначально создавались через рытье траншей, которые укреплялись сводами арочного типа и вновь засыпались, а первой по-настоящему «подземной» стала Северная линия, открытие которой состоялось в 1890 году. Сегодня в столице 11 линий метро, 7 из них глубокого заложения. Кстати, переход от траншейного типа строительства был связан с тем, что строить туннели глубоко было гораздо дешевле и эффективнее, так как не приходилось на многие недели перекрывать улицы и разрушать городскую инфраструктуру.

К началу XX века серьезной проблемой метро в Лондоне стало то, что управлением занимались одновременно несколько компаний. Чтобы перейти на соседнюю ветку, пассажирам приходилось выходить на улицу и порой довольно долго идти. Метрополитен нуждался в более обширной электрификации, сами линии было необходимо продлевать, строить пересадочные узлы. Исправили ситуацию солидные инвестиции от американца Чарльза Йеркиса. Именно история этого талантливого финансиста вдохновила Теодора Драйзера на написание знаменитой трилогии «Финансист», «Титан» и «Стоик».

Первые поезда представляли собой подвижной состав, в начале которого был паровоз, так что для метро того времени был характерен высокий уровень задымления. Кстати, окна в первых версиях вагонов были не предусмотрены, так что люди ездили в душных закрытых коробках. Постепенно паровозы начали уступать место электрическим железным дорогам, хотя паровые двигатели продолжали использоваться вплоть до 1960-х годов. Underground Electric Railways Company of London (UERL), основанная уже упомянутым Чарльзом Йерксом, была основана в 1902 году и начала обеспечивать электроэнергией многие железные дороги. Технология рытья также продвинулась вперед, что позволило прокладывать еще более глубокие туннели.

Важной вехой в истории английской подземки стали 1930-е годы, когда было проведено брендирование метрополитена: так он получил узнаваемый логотип, а на всех линиях стала обязательной единообразная реклама и вывески. Также в это время произошло фактическое объединение транспортных сетей столицы, включая подземные железные дороги, в единое целое: в систему городского транспорта Лондона.

Немного расскажем и про карту метрополитена. В 1931 году Гарри Бек выпустил свой первый проект схемы метро, которая позже станет стандартным макетом. До появления карты Бека схемы подземных железных дорог выглядели скорее как тарелки с размазанными по ним цветными макаронами. Выпрямляя линии, экспериментируя с диагоналями и выравнивая расстояние между станциями, Бек создал простую, куда более понятную для пассажиров карту. Когда Бек пришел в UERL со своими наработками, ему сначала указали на дверь и только через год купили его план за сумму, эквивалентную на сегодня 600 фунтам.

Карта менялась несколько раз в течение десятилетий, но первоначальный дизайн Бека оставался основой для каждой последующей версии.

В годы Второй мировой войны метрополитен использовался я в качестве бомбоубежища. Но в подземных туннелях прятались не только гражданские: правительство использовало метро для хранения национальных сокровищ и в качестве места расположения военных и административных учреждений. Некоторые станции метро даже превратились в небольшие фабрики, выпускающие боеприпасы и детали самолетов для войны. Метро во время войны превратилось в маленький город. В 1943 году произошла крупнейшая трагедия в истории лондонской подземки: во время очередного авианалета люди кинулись внутрь, но из-за плохого освещения и общей паники началась страшная давка, в которой погибли 173 человека.

Не раз метрополитен Лондона подвергался исламистским атакам, самая кровопролитная из которых произошла летом 2005 года и унесла жизни 39 человек. Террористы-смертники взорвали несколько бомб, парализовав на некоторое время движение подземного транспорта. Угрозы нападения радикалов привели к усилению мер безопасности не только в метро, но и во всем городском транспорте.

footer