- 23.07.2018
- /
- Автоспорт, Автоспорт
- /
- Анна Рождественская
Сделано в СССР. Гоночный болид для Формулы 1.
Для старта одного из Гранд-при Формулы 1 в 1952 году в СССР был специально спроектирован гоночный болид, который должен был на ровне со всеми бороться за победу в мировом первенстве. Но реальность такова, что амбициозные планы так и не были реализованы в жизнь. «Сокол-650» не смог выйти на стартовую полосу Формулы 1 ни в 1952 году, ни в дальнейших чемпионатах. Все подробности и детали, которые помешали старту, держались в тайне достаточно продолжительный срок.
Идея икс.
Победа в Великой Отечественной войне дала советским властям силы для реализации и становления государства на новый этап развития. Не остался без внимания и мир автоспорта. Так, власти приняли решение создать свою гоночную команду, которая бы на ровне со всеми могла выходить на старт самых значимых мировых чемпионатов. Первым этапом на пути к цели стало производство гоночных автомобилей для мировых соревнований. Больше всего попасть в состав команд Формулы 1 хотел сын Генерального Секретаря, Василий Сталин. Поэтому неофициальное название болидов — «серебряные стрелы Сталина».
Для реализации задумки Василия Сталина в рамках советско-германского акционерного общества «Автовело» в Восточной Германии была собрана группа из инженеров, которая начала разрабатывать чертежи болида для мировых чемпионатов. НТБА (Научно-техническое бюро автомобилестроения) — именно такой аббревиатурой принято было называть эту группу специалистов. Вся их работа держалась в строжайшем секрете. Основными разработчиками стали инженеры из Германии с автомобилестроительного завода Auto Union. Не удивительно, что советский болид представляет собой модифицированную версию Auto Union Type D.
Единственная попытка старта
К началу 1952 года в СССР уже 2 гоночных болида «Сокол-650» проходили тестовые испытания. Болиды прошли множество проверок, чтобы попасть в состав участников гоночного первенства мира. Одно из испытаний проходило территориально рядом с Баутценом, после которого состоялся очередной детальный этап проверки настроек. Также болиды проехали 10 километров по территории бюро, после чего их тоже тщательно осматривали.
Летом того же года, Василий Сталин принял решение провести дополнительное испытание автомобилей до того, как вывести их на мировой чемпионат. Он отдал приказ доставить «серебряные стрелы Сталина» лично в руки. Чемпионат Москвы — отличный повод для тестов. Мотогонщику Павлу Баранову и его соотечественнику Василию Кузнецову выдалась возможность «оседлать», без преувеличения, настоящую советскую сенсацию.
Перед своим первым стартом «Сокол-650» не оставлял равнодушным никого. Окружающие были в восторге от его внешнего вида, форм, пропорций. Он поражал своей индивидуальностью, ведь аналогов в Советском Союзе не было. «Сокол-650» был окутан тайнами и множеством легенд, поэтому интерес окружающих был оправдан вдвойне. Естественно, от автомобилей ждали безупречных результатов! Но чем больше ждешь, тем меньше получаешь. К сожалению, на тот момент не нашлось специалистов, которые смогли бы грамотно настроить работу мотора. В своем первом и последнем в истории заезде у «серебряных стрел» не сработали цилиндры двигателя, топливная система, свечи и продолжительный список узлов и агрегатов. Триумф завершился прозаичным фиаско.
Находка журналиста
Спустя почти 8 лет после провала, журналисту Льву Шугурову удалось обнаружить в архиве Отдела главного конструктора МЗМА чертежи деталей, из которых был собран «Сокол-650». Юноша любил и увлекался автомобилями, он решил во всех деталях изучить то, что посчастливилось раздобыть. По мнению Шугурова, провал «стрел» был связан не только с плохими настройками автомобиля. Детальнее о своем расследовании Лев рассказал только в 2001 году российскому печатному изданию «Формула 1».
По его мнению, большое количество деталей «Сокол-650» были совсем непохожи на аналог Auto Union по массе и конструкции. Помимо этого, не были соблюдены некоторые пропорции, которые так необходимы для гоночных болидов! К слову, вес советского автомобиля на тот момент был 632 килограмма, не учитывая вес масла, воды и топлива, а вес мирового аналога- 470/580 килограммов. Более того, лошадиных сил под капотом «серебряных стрел Сталина» тоже было меньше: 152 л.с. против 155-190 л.с. у мировых конкурентов.