bagio-winter
Яков Фрудгарт

Маслкары: о том, как зарождались легенды и почему они исчезли

Раньше машины создавались с оглядкой на природные условия — легендарные внедорожники было сложно строить в странах без гор, а выверенная управляемость всегда была нужна там, где есть извилистые серпантины.

Как вы знаете, одна из самых автомобильных стран в мире – Америка. Отличные прямые дороги, огромные расстояния и относительно дешёвый бензин вкупе открывали широкие возможности перед автомобильными инженерами, однако это было очень давно, в 60-х годах. В то время никто не думал о парниковых газах и экологии, а цены на топливо позволяли создавать такие двигатели, которые расходовали этот самый бензин если не вёдрами, то уж точно тазиками. Так началась эра самых интересных автомобилей в мире.

Как закалялась пыль

Маслкары, они же «мускулистые автомобили», если переводить дословно — это неуправляемые пожиратели бензина, крутящий момент которых может развернуть нашу планету вспять. В то время как в Европе процветал топливный кризис, а в головах у инженеров было все про уменьшение веса, расхода топлива и про улучшение управляемости, ведь дороги были извилисты, американцы шли другим путём. Их девиз можно услышать практически в любом выпуске старого Top Gear из уст великого Джереми Кларксона, и звучит он легко и просто: «Больше мощности!». Небольшие моторы из серийных автомобилей оперативно выбрасывали и ставили туда 7-8 литровые двигатели, или даже больше. Кстати, для таких моторов была даже определённая классификация, и всё, что было меньше 6 литров, называлось Small Block. Ну, то есть в понимании американцев V8 на 5,7 литров – маленький двигатель. «Привет» европейским моторам в 1,2 литра и меньше.

Самым первым «мускулистым» можно считать Pontiac Tempest 1964 года рождения, который получил себе двигатель в 6,4 литра и стал самым известным в мире Pontiac GTO. Свою «сотню» он разменивал за 7 секунд, что и сейчас в принципе является неплохим временем, а тогда – это был очень хороший результат. Есть легенда о названии GTO, и она гласит, что это название выбрал Джон ДеЛореан для издевательства над Ferrari 250 GTO. Естественно, большие двигатели и прямые дороги — рай для становящегося популярным в Северной Америке дрэг-рейсинга, чьи преданные фанаты пополняли кошельки Детройтских производителей автомобилей. Судите сами об этом золотом времени по следующим факторам: бензин дешёвый, дороги прямые, экоактивисты ещё даже не запланированы своими родителями, которые хотят очень быстро кататься. Круто, правда?

В Европе подход к скоростным автомобилям был совершенно иным: премиальные марки создавали премиальные модели для богатых, а подчас и очень богатых людей. Среднестатистическому американцу заокеанские спорткары были просто не по карману, и в Детройте это очень хорошо понимали.

Но, помимо этого, такие быстрые автомобили были источником зрелищ. Уже с 1947 года в США появилась NASCAR (National Association for Stock Car Auto Racing), а в 1951-м — NHRA (National Hot Rod Association). Эти ребята активно продвигали американскую большую тройку, а дополнительно подстёгивали покупателей свежие номера журналов — такие как Motor Trend и Hot Rod Magazine.

Его величество мотор

Формально прародителем маслкаров можно считать Oldsmobile 88 из 1949 года, который также можно считать и иконой хот-родов — V8, лёгкий кузов и всё остальное — первый верхнеклапанный в Америке, который начали делать задолго до Второй мировой войны. По вслед за этим двигателем появился не менее легендарный HEMI от Chrysler, который подарил автомобильной индустрии камеры сгорания в виде полусфер. После этого в список легендарных двигателей попадает Small Block от Chevy. Идеи этого мотора до сих пор присутствуют в производстве, впрочем, как и расход топлива. Естественно, продажи продвигались победами на треках и нелегальных уличных гонках, но постепенно в дело пошли маркетологи.

В 50-х подход к автомобилестроению в Детройте был очень простым: «Больше — значит лучше». Объемы моторов увеличивались с каждым годом для того, чтобы удовлетворять потребность публики в динамических характеристиках на должном уровне, однако многие клиенты готовы были платить деньги за нечто большее, поэтому практически все автопроизводители предлагали широкий спектр опций для увеличения отдачи своих моторов. Большинство из них поступали в продажу, уже будучи опробованными на гоночных треках, а наличие в заводских каталогах возможностей для достижения большей мощности всегда отлично мотивировало клиента на покупку.

Кроме этого, выпускали и ограниченные, лимитированные серии. Основой этих серий была увеличенная мощность и дополнительные опции. Так, к примеру, С-300 от Chrysler помимо того, что был самым мощным серийным автомобилем в США с 300 «лошадями» под капотом, умел разменивать «сотню» меньше чем за 10 секунд в далёком 1955 году, и сразу стал лучшим в NASCAR. Это позже конструкторы Chrysler 300B снимут 1 «лошадь» с 1 кубического дюйма и развяжут самую интересную в мире войну.

Гонка вооружений

Сразу после этого Chevy начинает делать двигатели с прямым впрыском, Ford начинает работать с наддувом, а Pontiac ставит на 3 двухкамерных карбюратора. Уже от этих строк пахнет сгоревшим топливом, а в ушах стоит рокот высокообъёмных V8.

А как маркетологи называли эти детища? TurboFire, Blue Flame, Thunderbird Special. Песня для уха. Мощность двигателей продолжала рост.

Просто для понимания: в те годы вы могли зайти к дилеру Ford и купить себе большое и комфортное купе за разумные деньги, и получить не менее 657 лошадиных сил под капотом. Это был легендарный Ford Galaxie, который содержал в себе семилитровый атмосферный верхневальный двигатель Cammer 427. К слову, это был гоночный конкурент двигателей HEMI в NASCAR, но его запретили.

Кстати, если заметите, то все эти легенды чем-то похожи внешне. Но культовые – это Pontiac GTO, Dodge Charger R/T, Chevrolet Chevelle. Всё что было меньше – «пони кар». Как вы догадываетесь, первым в этом классе стал Mustang.

В день начала первых продаж Mustang купили 22 тысячи раз, а первые два года позволили миллиону человек получить домой этого красавца. Правда тогда это было просто красивое купе со слабым мотором. И так бы оно и продолжалось, если бы не Кэрол Шелби, который «запихнул» в компактный кузов двигатель на 400 лошадей. Кстати, официально их было 355, но кого этим удивить? Мощность двигателя в документах любили занижать ещё в те годы, ведь налог считали по мощности мотора.

А дальше?

Вплоть до начала семидесятых производители соревновались в том, у кого больше, мощнее и быстрее. В качестве арены использовались кольцевые чемпионаты NASCAR для масл-каров и Trans Am для пони, а также любимые американцами гонки по прямой для всех подряд. Чего только не придумывали! Когда мощность моторов автомобилей NASCAR подошла к пределу, на трассах начали появляться причудливые «крылатые воины» — так их прозвали зрители. Это были Dodge Charger Daytona и Plymouth Superbird, созданные путём «приделывания» огромных обтекаемых носов и гигантских антикрыльев к Dodge Charger 500 и Plymouth Roadrunner соответственно. Такие машины развивали на овальном кольце более 320 км/ч и в 1970 году выиграли 80% всех гонок. А увидеть их можно было не только на треке, но и на улицах какого-нибудь спокойного американского городка, ведь ради участия производителям пришлось выпустить гражданские «омологационные» версии. С такими же крыльями высотой в 80 сантиметров!

И вроде всё хорошо, все довольны, но, увы и ах. Страховые компании изучили статистику ДТП по самым молодым водителям и подняли цены на страховки для мощных машин. После этого начали появляться на свет экологи, что привело к снижению мощности автомобилей. А потом еще был топливный кризис и нефть в США не поставляли. Эта пара лет убила индустрию автомобилей, которые за одну заправку «выпивали» цистерну топлива, а во время прогрева убивали популяцию чаек своим выхлопом. Кстати, именно в те годы можно было найти Mustang с 90 лошадьми под капотом.

Правда некоторые производители бились до конца, например, Pontiac за всё время производства модели Trans Am не ставил на неё моторы меньше пяти литров и вполне осознанно платил штрафы за выпуск неэкологичного автомобиля. В конце семидесятых Buick попыталась возродить мощные недорогие автомобили, но уже другим путём — ставя на свои модели Grand National двигатели с турбонаддувом. Но всё это — мелочи.

Вместо итогов

И вроде были попытки вернуть этот класс к жизни, показать новые автомобили с двигателями в 400 сил, но, увы. Безнаддувные «пожиратели» бензина больше не нужны современным водителям. Экология и цены на топливо заботливо убирают все попытки вернуть старые добрые атмосферные двигатели на дорогу, навечно включая зелёный сигнал светофора двигателям, обладать которыми в золотой век автомобилей в США считалось позором. Меньше 5 литров, меньше 300 лошадей, и тому подобное. Тут обратного пути уже не будет, а ценителям таких автомобилей с каждым годом всё труднее. Впрочем, чем меньше их на дорогах — тем больше мы их ценим. Признайтесь, что если вы увидите такой автомобиль в городе, то вам станет теплее на душе. Эти автомобили были легендарными, а вклад их производителей в автомобильную промышленность был очень весомым. Но об этом как-нибудь в другой раз.

bagio-winter