bagio-winter
Яков Фрудгарт

Луи Рено: история о том, как хулиган превратился в спасителя нации

История жизни создателя марки Renault — пример страстной любви к своему делу. Даже в предсмертной агонии, находясь в тюремной камере, он умолял представителей фашистской Германии дать ему возможность заниматься любимым делом. Вы должны это прочитать.

Детство

Маленький Луи вырос в семье богатого коммерсанта и ни в чём не нуждался. Его отец сколотил состояние на галантерее и аксессуарах для дам, однако юный Луи никогда не интересовался семейным бизнесом. Малыш был постоянно окружен вниманием родителей, многочисленной прислуги, а также своих старших братьев и сестёр, что в значительной мере способствовало тому, что Луи рос избалованным или лучше даже сказать ленивым мальчиком — для него неудовлетворительные оценки являлись нормой. Уже в 11 лет для того, чтобы «оптимизировать процесс освещения в комнате» и не вставать с кровати, Луи сконструировал гальваническую батарею – тянешь за верёвку, и пластины опускаются в кислоту, вырабатывая электричество для лампочки. А еще через некоторое время Луи сбежал из дома и, уговорив знакомого кочегара, прокатился в локомотиве до Руана, изучая принцип работы паровой машины.

Отрочество и юность

Видя, что младшенький явно не собирается продолжать отцовское дело, Альфредо предлагает мальчику такой компромисс: он покупает сыну для экспериментов старый мотор фирмы Panhard и знакомит с известнейшим конструктором паромобилей тех лет, Леоном Серполле, а Луи, в свою очередь, должен получить техническое образование. Спустя некоторое время, невзирая на свой уровень подготовки, Рено провалит экзамен в техническую школу и пойдёт защищать родину. Вернувшись домой, Рено вновь бросится с головой в своё увлечение. От моторов молодой человек перейдёт непосредственно к автомобилям — скопив достаточную сумму денег, в 1898 году он приобретёт «самодвижущийся экипаж» фирмы De Dion-Bouton и примется за его основательную реконструкцию.

Нужно сказать, что на доработку обратили внимание инженеры, и Луи решил начать постройку собственных автомобилей, однако пока в обычном сарае. На Type A, именно так называлась первая модель Рено, впервые в истории был установлен карданный вал для передачи усилия на заднюю ось. Машина была оснащена полноценным рулём и трансмиссией с прямой передачей.

Следующая модель Рено тоже стала прорывной: Type B был первым в истории автомобилем с закрытым кузовом, а ведь с момента изобретения самой конструкции талантливыми немцами не прошло и пяти лет! Фактически, именно с этого момента начинается карьера молодого автопроизводителя.

Луи гордился своим творением, однако далеко не все поверили в то, что его машина принципиально отличается от изначального варианта, и спор превратился в пари. Луи поспорил, что его автомобиль сможет проехать по одной из самых крутых улочек Монмартра — Лепик. Этот спор он выиграл, получив внушительную сумму денег, а также заказ на 12 подобных автомобилей. Собственно, машина, которая была главной виновницей спора, также была продана. Говорят, что одним из зрителей своеобразного эксперимента был приятель отца Луи: после того, как он убедился в способностях нового устройства, он потребовал продать ему его. Видя, что увлечение начинает переходить в, если пока ещё не массовое, но уже не штучное производство, Луи захотел основать свою компанию и обратился за помощью к старшим братьям. Они, в отличие от младшего брата, получили хорошее образование и уже были «подкованы» в бизнесе, работая с отцом. Марсель и Фернан взяли на себя руководство фирмой, то есть занимались административной и коммерческой работой, а Луи конструировал и изобретал. Несмотря на отсутствие образования, таланта Луи было не занимать. Довольно быстро он получил патенты на новые изобретения, которые дали автомобилестроению сильный толчок. Нужно сказать, что часть его изобретений применяется и по сей день.

Спорт

Последующие успехи компании на рынке были тесно связаны с автоспортом, который в те годы стремительно набирал популярность. Автомобили теперь уже семейного предприятия братьев Рено одержали несколько ярких побед, а заказы начали сыпаться в огромных количествах. Да, именно в начале ХХ века и возникла великая спортивная марка, которая спустя годы стала непобедимой в «Формуле-1». А ведь Луи Рено едва не отказался от участия в соревнованиях, и повод у него был очень серьёзный: в 1903 году в гонке погиб его брат Марсель, и Луи дал себе обещание обходить автоспорт стороной. К счастью, этот внутренний запрет продержался недолго — изобретатель понял, что лучшего полигона для испытаний новой техники, чем трек, быть не может.

Падение гения

Накануне Первой мировой войны Луи довольно быстро сообразил, что мощности его заводов можно переориентировать на нужды армии. Он выпустил авиационные двигатели, автомобили медицинской службы, автобусы и даже танки. Славу ему принесли две модели: легкий танк F-17 оказался настолько удачным, что его применяли вплоть до Второй мировой войны (по некоторым данным, последний раз его использовали в 1944 или даже в 1945 году), а сотни такси с кузовом «ландоле» позволили перебросить четыре тысячи солдат на передовую и остановить наступление кайзеровских войск на Париж. После этого французы стали называть Рено «спасителем нации».

Но в 1939 году на Берлинском автосалоне Рено познакомился с Адольфом Гитлером, который посоветовал французскому конструктору наладить выпуск доступной малолитражки 4CV. Предполагалось, что после войны Франция станет бедной страной, и ей будут нужны дешёвые автомобили.

Луи Рено поступил как успешный предприниматель, который старался защитить своё производство. После того, как Франция была оккупирована, он договорился с немцами о том, что его заводы не будут разрушены. В итоге, целая империя Renault в годы Второй мировой войны работала на немцев. Самому Рено оставили лишь номинальную должность — компанией руководили представители Германии, но позже было сказано, что «спаситель нации» предал страну ради своих автомобилей.

Отметим, что в 1942 году авиация союзников разбомбила большую часть заводов Renault, а Луи Рено так тяжело это переживал, что у него начались проблемы со здоровьем и он потерял способность нормально говорить. Однако это не останавливало его — после победы бывший предприниматель сам пришёл к французским властям для того, чтобы обсудить будущее — там его арестовали, бросили в тюрьму, предъявили обвинения в измене и сотрудничестве с оккупантами. По некоторым данным, престарелого предпринимателя жестоко пытали. Как такового серьёзного расследования и судебного рассмотрения дела не было — через несколько месяцев, проведённых в тюрьме, Луи Рено скончался. Единственным свидетелем, который общался с Луи незадолго до его смерти, стала тюремная медсестра. Находясь в предсмертной агонии, старик умолял её передать властям свою просьбу, оставить ему хотя бы один цех, где бы он мог собирать автомобили. Ему не нужно богатство — он был готов отдать компанию, но только не возможность заниматься любимым делом. Однако Франция отвернулась от своего героя, зато с удовольствием воспользовалась его творениями — уже через год после окончания войны по дорогам страны «забегали» народные Juvaquatres…

bagio-winter