- 20.01.2021
- /
- Автоспорт, Автоспорт
- /
- Роман Кузнецов
«Формула-1» – очень зрелищный вид спорта, который заботится о комфорте всех болельщиков. Каждый год более чем в 20 странах мира фанаты приезжают на гонки, и видят уже готовыми моторхоумы, трибуны и всю необходимую инфраструктуру. Однако не все задумываются, каких трудов стоит развозить Королевские гонки по всей планете. Сегодня в России, завтра в Японии, через две недели на американском континенте – неплохой маршрут, не так ли? И все это надо успеть «перебросить» за считанные недели… Или у F1 есть пара трюков в рукаве? Вашему вниманию – разбор логистики в «Формуле-1». Чего стоит возить «Большой цирк» по всему экватору, почему все должно работать так же синхронно, как лучшие швейцарские часы, и как случайно не потерять лишние детали по пути.
Европейская логистика: гоночный уик-энд начинается в пятницу?
Все болельщики гонок «Формулы-1 привыкли к тому, что гоночный уик-энд стартует в пятницу с началом свободных практик. И, можно подумать, что команды буквально накануне завозят туда все необходимое оборудование и непосредственно гоночную аппаратуру.
Но это не совсем так – да, действительно, механики F1 начинают свою работу в пятницу. Вот только в пятницу за неделю до первой тренировки. Давайте разбираться, как устроена европейская схема передвижения Королевского автоспорта.
Ни для кого не секрет, что большинство команд «Формулы-1» имеют свои базы в Британском королевстве и добираются до Европы, соответственно, через Францию (а как же иначе, открываем атлас или вертим глобус и смотрим). И здесь сразу есть важные нюансы: французское законодательство не допускает проезда транспорта по воскресеньям, а это значит, что все команды F1 и их водители должны преодолеть путь максимум до позднего вечера субботы. Соответственно, большую часть оборудования надо отправлять уже строго до позднего вечера пятницы, иначе есть риск не успеть к самой гонке.
Однако в данной ситуации мы говорим об основном грузе команд. Что касается непосредственно боевых машин пилотов F1, «болидов», их обычно отправляют не позднее обеда понедельника сразу по нескольким причинам.
Первая и самая основная – инженеры могут успеть изготовить обновления на болид только к утру понедельника, поэтому грузовик с машинами гонщиков часто «тормозят» до победного, даже рискуя успеть на гонку в самый последний момент. Ведь лишние несколько часов на базе и изготовление запасных частей могут обеспечить через неделю победный результат в гонке.
Вторая – от раннего присутствия болидов нет никакой пользы. Лишняя загруженность при грузоперевозках, которая может доставить дополнительные проблемы, поэтому по возможности их отправляют по очереди и только в порядке строгой необходимости. Таким образом, за два дня до старта уик-энда, в идеале к среде, на трассе должны присутствовать все: и машины, и механики, и запасные части.
Сами гонщики прилетают на гонку тоже в течение среды, где и начинают работу вместе с командой.
Что такое RT, и почему размер имеет значение
Каждая команда имеет свое, строго регламентированное место в паддоке, на котором можно размещать моторхоум и трейлеры. Как правило, это офисные грузовики, так называемые Race Truck (сокращенно их все называют RT). Они располагаются за боксами каждой из команд, и все вместе образовывают собой рабочую зону «Формулы-1». Там же размещаются сотрудники отделов маркетинга, коммуникаций и, соответственно, PR.
Как это выглядит? Между двумя RT выстраивается подвесная конструкция, из которой получаются вторые этажи для персоналов команд. Самое забавное во всем этом – процесс парковки таких RT, которые должны создать необходимое пространство, ведь даже пара сантиметров разницы может повлиять на целостность конструкции и комфорт команды во время боевого уик-энда.
Конструкция RT предусматривает расстояние между ними ровно в 300 сантиметров. Два сантиметра вправо, два сантиметра влево – и ничего не получится, поэтому во время парковки используются специальные лазерные установки для того, чтобы фиксировать точное «попадание» в размеры. Даже опытные водители порой тратят целый час, чтобы «уложить» грузовики в необходимое пространство и обеспечить командам рабочие зоны, к тому же процесс происходит на очень ограниченном участке асфальта. Есть даже легенда о том, что однажды два незадачливых водителя парковались почти четыре с половиной часа, пытаясь ровно соединиться друг с другом, и, таким образом, они поставили антирекорд паддока. Разумеется, официальной информации по данному поводу нет, но задача и правда не из легких.
Само рабочее пространство, составленное из двух грузовиков, представляет собой небольшую переговорную, комнаты гонщиков, а также кухню и туалет, плюс комнаты с мебелью для иных целей.
Все остальные грузовые машины паркуются на официальных стоянках автодрома или где-либо вблизи трассы, если место отсутствует. Как правило, это машины, на которых водители раньше всех привезли гаражные панели, бокс-оборудование и прочие структурные материалы для постройки непосредственно гаражной зоны. По причине плотной стоянки можно даже не пытаться уехать с трассы до конца гоночного уик-энда, все равно не получится выбраться из тесного капкана RT вокруг.
Еще один интересный факт: в основном дальнобойщики, задействованные в перевозках «Формулы-1», не являются сотрудниками команд. Обычно это просто наемные водители от логистических фирм, с которыми заключен договор. Например, команда Mercedes давно ведет дела с компанией Eddie Stobart, крупной фирмой из Великобритании. При этом в прошлом сами механики команд перегоняли грузовики, но в современной Европе это запрещено законодательством, хотя в 2020 году из-за COVID-19 были сделаны исключения.
Важно заметить, что несмотря на такие трудности, все механики должны быть в сборе уже ко вторнику, чтобы начать работу с основным персоналом в среду, при этом часть из них прилетает в субботу за неделю до квалификации, чтобы помочь собрать моторхоум.
Прощание по-английски
«Формула-1» всегда рада гостям, многие российские фанаты знают, что после гоночных сессий Гран-при России в окрестностях продуктовых магазинов Сочи можно встретить множество сотрудников команд. Однако с каждой гонкой коллектив F1 прощается молниеносно – фактически, суббота является последним полноценным днем, когда вся команда остается в какой-либо стране. Уже даже во время гонки в воскресенье начинаются первые сборы, ведь только отдельная небольшая часть коллектива занята непосредственно в заезде.
Еще до того, как пилоты видят финишную черту, ответственные за грузоперевозки механики начинают собирать задние панели гаража, в которых буквально час назад сидела вся команда, и заодно все запасные части и детали, которые уже точно не пригодятся на конкретном уик-энде. В данном процессе задействованы все «свободные руки» – от обычных рабочих до водителей грузовиков. Спустя несколько часов все RT уже собраны и готовы к дальнейшей отправке.
При этом в паддоке продолжается работа – инженеры вместе с гонщиками анализируют прошедший этап, пока грузовики поддержки (ST – support trucks) уже выезжают. Затем механики и грузовой коллектив переключаются на шины «Пирелли», ведь каждая из них находится на учете и должна быть отдана после гонки, но при этом диски у каждой команды свои, и их тоже надо сложить в рейсовые RT.
Процедура растягивается и занимает от 4 до 6 часов.
До наступления полуночи все RT и ST должны отправиться в путь, и далее есть два варианта: если до следующей гонки возникает продолжительный перерыв, они едут обратно на свою базу, если же гонка идет сразу после предыдущей, то, соответственно, направляются в следующую страну.
Последние грузовики уезжают в понедельник рано утром – это те самые машины, которые создавали импровизированный моторхоум. И вот как раз «грузовики-моторхоумы» почти никогда не возвращаются на базу, потому что в этом нет никакого смысла. Ведь их задача просто создавать рабочее пространство и зоны для своих сотрудников.
«Улетаем»
В Королевском автоспорте существует специальный термин для дальних грузоперевозок «улетаем» (fly away), который применяется при упоминании тех гонок, которые проходят далеко за пределами Европы.
В этих случаях уже невозможно перевезти грузовики или воспользоваться наземным транспортом ввиду дальности контрольного пункта, и логистика становится гораздо сложнее. Учитывая тот факт, что в каждую страну перебрасывается общий вес всех деталей примерно в 30 тонн, то можно лишь сочувствовать командам, решающим столь непростые задачи.
В первую очередь, помогают, разумеется, паромы. Речь идет как об основном грузе и наземном транспорте, так и о небольшой утвари – кухонных принадлежностях, столах, мебели и остальных вещах, не слишком тяжелых и не играющих ключевую роль на уик-энде. Такие наборы путешествуют кругосветным маршрутом, даже иногда не возвращаясь на базу.
И никуда не обойтись без больших грузовых самолетов, на которых можно доставить как болиды «Формулы-1», так и крупные составные части. Особенно если речь идет о срочной транспортировке обновлений на очередной гоночный уик-энд, которые могут помочь провести этап успешнее и заработать ценные баллы в чемпионате.
Приведем в пример 2019 год, чтобы нагляднее показать работу fly away. В конце января в Мельбурн отправился первый паром с небольшими составом вещей первой необходимости, при этом сама гонка проводилась лишь в марте. После Австралии эти же вещи поплыли в Канаду, где гонка состоялась только в июне. И уже оттуда тот же комплект начал свое путешествие в Японию, где только в октябре команды опять встретились со своими вещами, чтобы затем вновь отправиться на американский континент и в Латинскую Америку.
Для дальних маршрутов fly away расписание составляется в начале года, и строго соблюдается в течение всего гоночного периода. Сделано это, в первую очередь, в целях экономии, потому что даже для «Формулы-1» было бы слишком дорого пускать самолеты при транспортировке на каждый отдельный гран-при. К тому же осенью интенсивность и частота путешествий значительно возрастает: командам приходится преодолевать маршрут Россия – Япония – американский континент – Южная Америка – Абу-Даби, в совокупности получается не менее 7-8 перелетов всего за пару месяцев. Фактически, работа не останавливается ни на секунду – лишь в летний перерыв в августе и в декабре весь логистический цикл замирает, чтобы дать сотрудникам передышку и время на отдых.
Есть еще несколько любопытных деталей.
Самолеты могут доставить грузы даже в самые отдаленные точки проведения гран-при примерно за неделю со всеми остановками и необходимыми формальностями, а вот паромы не управятся менее, чем за месяц, отсюда и следует подробное расписание. Основными городами «старта» транспортировки являются аэропорты в Лондоне и Мюнхене, хотя в последние годы многие команды используют частные площадки, чтобы случайно не «засветить» очередную деталь болида, которую они хотели бы скрыть от своих конкурентов. С этим связана забавная особенность – например, силовые установки, как правило, команды не разрешают проверять персоналу аэропортов, и в расписание закладывается несколько суток на контрольный карантин, только после которого можно продолжать путь.
Логистические процессы в «Формуле-1» – не только настоящее искусство, но и огромная головная боль. Например, в одной из поездок 2016 года команда Ferrari не смогла досчитаться антикрыла, которое по ошибке осталось на другом континенте, и сотрудникам пришлось заказывать срочный рейс, соответственно, внося перерасход в итоговую смету. А в 2018 году водители, которые везли части Mercedes из Австрии в Великобританию, отравились, и пришлось срочно нанимать водителя из местного населенного пункта, который помог заменить горе-перевозчиков.
«Формула-1» – вечное путешествие, в котором не только гонщики, но и все люди вокруг них живут на бешеных скоростях, чтобы успеть к очередной гонке лишь с одной целью – победить в ней.
Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.