bagio-winter
SMH agency

Летние путешествия на мотоцикле: «за» и «против»

Если вы устали от традиционного туризма и вам хочется чего-то новенького, четырехколесного железного коня можно сменить на двухколесного. Готовы ли вы к мотопутешествию?

Данные аналитического агентства «АВТОСТАТ» свидетельствуют о том, что мае 2021 года россияне приобрели 15,4 тыс. мотоциклов с пробегом, что на 29,5% больше, чем год назад. Эксперты Авито Авто зафиксировали также, что с приближением летнего сезона в мае 2021 года спрос на мотоциклы, мопеды и скутеры вырос на 27% по сравнению с апрелем. Обзавестись б/у мотоциклом на Авито в среднем стоит около 100 000 рублей, причем в прошедшем мае цены снизились на 9% по сравнению с апрелем за счет увеличения предложения. Мопеды и скутеры стоят в среднем дешевле мотоциклов: средняя цена б/у экземпляров составляет 33 000 рублей.

Самые популярные по типу мотоциклы — дорожные: на них приходится больше половины спроса россиян. Второе место по популярности, по данным Авито Авто, занимают мотоциклы классов кросс и эндуро (25% всех запросов потенциальных покупателей). На спортивные мотоциклы приходится 19% спроса на вторичном рынке мотоциклов, а на чопперы и кастом-байки меньше 5%. По 3,5% и 1,4% у чопперов и кастом-байков, соответственно. Однако заметнее всего в последнее время увеличился спрос именно на кастом-байки — в целом по стране в мае запросы покупателей по объявлениям о продаже этого типа мотоциклов выросли на 70% по сравнению апрелем 2021 года и на 32% по сравнению с маем 2020 года.

Путешествия на мотоциклах кардинально отличаются от автопутешествий и дарят гораздо большее ощущение свободы и удовольствия от дороги. В то же время здесь есть свои нюансы, которые важно учитывать, чтобы правильно спланировать предстоящий отпуск или уикенд. Мы решили взвесить все достоинства и недостатки.

Плюсы мотопутешествий

  • Чувство ветра. Ощущения за рулем мотоцикла совсем не те, что за рулем автомобиля. Чувствуешь температуру воздуха, запахи, слышишь все окружающие звуки. К тому же в любой момент проще остановиться и свернуть с дороги, чтобы исследовать окрестности. И это, пожалуй, главное, почему байкеры выбирают именно это средство передвижения.
  • Тусовка. Совсем не обязательно быть байкером, носить кожу и слушать тяжелый рок. Мототусовка всегда открыта для новичков. Клубы любителей мотоциклов часто организуют путешествия, которые сложнее и опаснее в одиночку. Многие расходы в таких поездках делятся на всех участников, а более опытные товарищи проконсультируют по вопросам приобретения техники и экипировки. Вас также подстрахуют в опасной ситуации, могут даже одолжить запчасти. Не говоря уже о том, что есть с кем разделить и впечатления, и вечернюю трапезу.
  • Маневренность. Больше всего она заметна в пробках: там, где автомобили будут стоять часами, мотоцикл будет чувствовать себя прекрасно. Большинство моделей отличаются также отличной проходимостью и без труда справится с проездом по узкой улице или бездорожью. Мотоциклу нужно меньше места для парковки, чем автомобилю.
  • Малый расход топлива. Мотоцикл потребляет на 100 км пути в среднем 2.5-4 литра бензина, а среднестатистическая легковушка — 7-10 литров. Запчасти и техобслуживание для мотоциклов также обычно дешевле, чем для автомобилей.
«Новичкам стоит обратить внимание на классический мотоцикл или туристический эндуро. Они обеспечивают эргономичную прямую посадку и отлично подходят как для повседневных поездок, так и для более длительных путешествий. Кроме того, к таким моделям проще подобрать запчасти и оснащение для разных типов дорог. Если вы хотите приобрести “железного коня” на вторичном рынке, можно воспользоваться услугой мотоподбора. Посредники выезжают на вашу встречу с продавцом и оценивают лот — в среднем такая услуга на Авито стоит около 1500 рублей. Эксперт по мотоподбору поможет определить, не бывал ли мотоцикл в серьезных ДТП и справедлива ли его цена. В любом случае, что бы вы ни выбрали, мотоцикл нужно как следует проверить в коротких поездках, прежде чем отправиться на нем в путешествие»‎, — советуют эксперты Авито Авто.

Бывалые путешественники советуют новичкам строить маршрут с ежедневным пробегом не более 400 км. В России среди мотоциклистов популярны Крым, Карелия, Алтай, Кольский полуостров в силу лучшего сочетания достопримечательностей и неплохих дорог.

Однако в каждой бочке меда есть ложка дегтя, и мотопутешествия — не исключение. Какими недостатками обладает мотоцикл?

Минусы мотопутешествий

  • Нужны специальные права. Чтобы водить мотоцикл, нужны права категории A1 или A. Обычные автомобильные права категории B не подойдут. С категорией A1 можно водить мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³. Это небольшие легкие транспортные средства, которые ездят со скоростью максимум 110 км/ч. С категорией A можно управлять любым мотоциклом. Чтобы получить такие в период с осени по весну, придется найти мотошколу с закрытой площадкой.
  • Сезонность. В отличие от автомобиля, на котором можно передвигаться круглый год, мотоцикл — сезонное средство передвижения. В российской средней полосе мотосезон обычно длится с мая по октябрь. Совершать поездки на мотоцикле вне сезона не только неприятно, но и опасно.
  • Ограничения по грузоподъемности. На мотоцикле не отправишься в поездку с тремя детьми, максимум - вдвоем со своей второй половинкой. Увезти с собой палатку, складную мебель для кемпинга, зонт от солнца и чемодан нарядов также проблематично. Хотя частично проблему позволяют решить багажные кофры.
  • Травмоопасность. В отличие от автомобиля, мотоциклист гораздо хуже защищен при ДТП. Мотоэкипировка обязательна в любых случаях и при любой погоде, поскольку травму можно получить и без дорожных происшествий, например, упав с мотоцикла на скользком и грязном склоне.
«Для путешествий на мотоцикле необходимо приобрести как минимум шлем для защиты головы, мотоботы (пластиковые или металлические вставки защищают от травм ноги), тканевые штаны и куртку с мембраной. Они гораздо практичнее, чем кожаные, будут дышать в жару и согревать в холодную погоду. Также в минимальный набор путешественника входит палатка для непредвиденных ночевок на свежем воздухе, дождевик, несколько пар перчаток и носков, 1-2 комплекта термобелья, аптечка. Также понадобится хотя бы минимальный набор запчастей - 2 запасные камеры, насос, свечи, масло, смазка для цепи и то, что часто ломается у вашей модели мотоцикла (соответствующую информацию можно почерпнуть на тематических ресурсах). Одна из самых частых мелких аварий выглядит так: «‎подскользнулся - упал набок‎. В такой ситуации страдают и разбиваются рычаги переднего тормоза, переключения передач, боковые подножки - лучше иметь с собой запасные, чтобы в таком случае спокойно двигаться дальше»
— советует мотопутешественник Дмитрий Мельников.
bagio-winter