bagio-winter
Евгения Жилина

Куба: страна-музей американских ретро-авто

Яркие винтажные автомобили американского производства давно стали украшением кубинских улиц и важной частью городского пейзажа. Разбираемся, почему так произошло.

Винтажные автомобили на Кубе стали частью повседневной жизни, ведь множество из них используется в службах такси. Причем некоторые машины были перекрашены в яркие цвета и выглядят совсем как новые — прокатиться на них могут себе позволить лишь туристы, ведь простым кубинцам подобные удовольствия не по карману. Машины, состояние которых не такое замечательное, используются в качестве «коллективных такси». Остальные классические американские автомобили, которые не передвигаются по дорогам общего пользования, сохранились как музейные экспонаты.

В то время как во всем мире классические американские автомобили 40-х и 50-х годов уже давно были списаны со счетов, на Кубе они все еще колесят по дорогам. Так почему же на Кубе так много старых машин? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны обратиться к истории автомобилей на острове.

Первый автомобиль был привезен на Кубу из Франции в 1898 году, во время Испано-американской войны. Это была модель La Parisienne, о которой в наши дни большинство людей даже никогда не слышали.

Когда война закончилась, Куба более чем на полвека попала в сферу американского влияния. Так, на рубеже веков Соединенные Штаты стали главным поставщиком машин для Кубы. В 1919 году Остров Свободы был крупнейшим латиноамериканским импортером американских автомобилей и, представьте себе, одной из ведущих стран мира по количеству автомобилей на душу населения. Но после Кубинской революции и прихода Фиделя к власти, импорт прекратился. Жители молодой социалистической республики были озабочены более насущными вопросами, чем приобретение новых машин, так что ситуация в автоиндустрии, фактически, законсервировалась.

Куба была крупным рынком сбыла для таких американских автогигантов, как Chevrolet, Ford, Cadillac, Dodge, Buick и Chrysler. Современные заведения, управляемые официальными дилерами в Гаване, продавали автомобили Plymouth, Oldsmobile, Pontiac, Mercury, Studebaker и Packard. Авто доставлялись с заводов в южные порты США, после чего всего за несколько дней они оказывались в Гаване.

Некоторые модели коснулись кубинского асфальта еще до того, как были выставлены на продажу в Штатах, причем дороги острова использовались как своего рода тестовый полигон для американских автомобильных компаний. Иногда граждане США даже покупали американские автомобили на Кубе и возили их домой на пароме, курсирующем между Гаваной и Флоридой.

Соединенные Штаты были источником более 70% товаров, импортируемых на Кубу, и важное место здесь занимали авто. Журнал Bohemia magazine, одно из ведущих латиноамериканских изданий того времени, объявил в 1951 году, что по улицам Гаваны разъезжает автомобиль, оснащенный телевизором — для того времени это было сенсацией. К 1956 году на кубинских дорогах было 143 тысячи автомобилей, и только в одной Гаване 95 тысяч.

Американский писатель Эрнест Хемингуэй, проживший в Гаване двадцать лет, имел в своем поместье на окраине города несколько автомобилей, среди которых значились черный Lincoln Cabriolet Continental 1941 года, серый Plymouth Deluxe Special Wagon 1941 года, три Buick разных годов и роскошный красно-белый Chrysler New Yorker 1955 года — один из двух автомобилей этой модели, импортированных на Кубу. Несколько лет назад этот Chrysler нашли, восстановили, перекрасили и доставили обратно в Finca Vigia — знаменитый музей Хемингуэя.

До 1959 года почти все автомобили и запчасти импортировались на Кубу из США, но с началом Кубинской революции в 1959 все изменилось: бывшие деловые партнеры стали врагами. Остров Свободы вошел в зону влияния СССР и о новеньких американских авто пришлось забыть. Холодная война непреодолимой стеной разделяла обе стороны Флоридского пролива, а американское эмбарго сделало эту стену еще выше. В начале 60-х годов на остров не было экспортировано ни одной американской запчасти, рынок США был закрыт для Кубы и ее стареющих авто.

Многие машины сменили владельцев, некоторые остались брошенными в старых гаражах или ремонтных мастерских, некоторые сохранились как реликвии. Больше не было ни запчастей, ни возможности купить новые машины, поэтому водители стали механиками, а механики открывали в себе творческий потенциал. Так или иначе, старые авто приспособились к новым реалиям. Ремонтировать американскую классику приходилось с помощью запчастей от более новых машин, которые прибывали в основном из СССР и стран социалистического блока: «Лады», «Москвичи», «Волги", польские и аргентинские «Фиаты».

Сегодняшние кубинские винтажные автомобили уцелели и продолжают ездить, потому что их владельцы нуждаются в них не только как в средстве передвижения. Красивые массивные авто превратились в источник дохода для многих семей, особенно с 90-х годов, когда экономический кризис и туристической бум сделали винтажную классику очень прибыльной собственностью. Люди стали смотреть на них как на великолепные раритетные авто, а не куски железа на колесах.

Сегодня более 70 из 150 тысяч автомобилей, зарегистрированных еще в 1956 году, все еще катаются по Кубе, в основном по Гаване. То есть спустя более чем 60 лет почти половина автопарка продолжает функционировать.

Некоторые автомобили были модифицированы, работают на дизельных двигателях вместо оригинальных V8, хотя внутренние интерьеры были изменены для того, чтобы вмещать больше пассажиров.

Элитные винтажные автомобили Кубы можно поделить на две основные категории. Первая — хромированные яркие машины в почти идеальном состоянии — именно ими любуются иностранные туристы. Вторая категория — авто, которые дошли до нас почти без модификаций и сохраняют оригинальные детали, сиденья и элементы декора. Их на острове не больше 5-10%, но владельцы так трепетно их оберегают, что у таких машин есть все шансы просуществовать еще минимум полвека.

Некоторые водители предлагают эксклюзивные, правда, недешевые туры с целью заработать на жизнь и подкопить денег на случай необходимости внезапного ремонта. Те же, у кого есть возможность, попросят родственников, живущих во Флориде, купить оригинальные запчасти в Штатах и отправить на Кубу. Несколько лет назад стал популярен бизнес по покупке оригинальных запчастей в Штатах, где некоторые компании до сих пор производят детали и компоненты для классических моделей для того, чтобы потом продать их на Кубе.

Кстати, на счет цен: если вы думаете, что все эти автомобили дешевые, то спешим вас удивить. Старый советский автомобиль может стоить 10 тысяч долларов, а цены на американские машины начинаются от 30 тысяч и доходят до 100 тысяч, в зависимости от состояния.

Предсказать будущее кубинских автомобилей непросто. Но ситуация может улучшиться, если будет полностью снято эмбарго, произойдет дальнейшее улучшение кубино-американских отношений, и если владельцы смогут увеличить свои доходы, благодаря росту турпотока из Штатов. Но, конечно, есть опасения, что наступит тот день, когда кубинцы будут покупать новые машины, а не бесконечно ремонтировать старые. В этом случае, Куба, увы, лишится важной части своего самобытного пейзажа и национального колорита.

bagio-winter