WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Юлия Кожевникова

Краш-тесты автомобилей: история, интересные факты, будущее

Рассказываем, когда появились тесты на безопасность и насколько полезными они были. А также выясняем, кого использовали в качестве жертв во время первых краш-тестов и сколько жизней эти испытания помогли спасти.

Утро. Вы спешите на работу, выскакиваете из дома, на бегу пьете кофе и садитесь в машину. Вот он современный второй дом: сегодня автомобиль, по количеству часов, проведенных в нём, бьет все рекорды. Но насколько надежна эта крепость, насколько безопасна? На все эти вопросы помогают ответить краш-тесты и не только ответить, но и спасти тысячи жизней.

Первые краш-тесты

Конечно, автопроизводители далеко не сразу стали задумались о краш-тестах машин. Аварии случались, и часто с пострадавшими, но люди так радовалась появлению автомобилей и возможности передвижения, что о безопасности мало кто думал. Конструкторы первых автомобилей стали серьезно размышлять о каких-либо тестах лишь в 1934 году, хотя никаких норм и организаций, следящих за этим, всё еще не было. Машины тестировали прямо на улице, скидывали с обрывов, разбивали о столбы и стены, а за рулем были обычные водители. Компания General Motors одна из первых стала крушить свои авто вдребезги, чтобы хоть понять поведение машины во время аварии и выяснить, что нужно улучшить для безопасности водителя и пассажира. К сожалению, тогда автогиганты из-за недостатка испытаний и данных имели множество ошибочных суждений и создавали автомобили далеко небезопасными. Кузова первых машин делали из толстой стали, и автомобили получались тяжелыми. Считалось, что прочность спасет водителя. Но оказалось, что такой автомобиль наоборот опаснее для людей, ведь он не поглощает удар, а отдает его с мощной силой в салон. Поэтому сегодня в кузове машины обязательно есть, так называемые, сминаемые мягкие части. Они появились благодаря краш-тестам.

И только в 1970 году в США появляется программа оценки и контроля новых автомобилей — New Car Assessment Program. Американцы стали первыми, кто стандартизировал краш-тесты — именно они придумали пятизвездочный рейтинг, который функционирует и сегодня.

В Европе испытывать автомобили на краш-тестах стали на 20 лет позже. Европейские производители, опасаясь, что оценки безопасности скажутся на продажах, часто тестировали машины неофициально, и не делились данными публично. И только в 1996 году появилась система EuroNCAP, которая позже стала присваивать каждой модели авто общую оценку для того, чтобы покупателям было проще.

Акцент на безопасности

С развитием автопроизводства смешались и акценты и, например, такие автогиганты, как Volvo взяли безопасность в качестве ключевой идеи бренда. Компания активно исследовала не только краш-тесты, но и другие данные: фотографии ДТП, иски после аварий, истории пострадавших. Вся информация тщательно изучалась и позднее отражалась на конструкции новых автомобилей. Отметим, что именно благодаря этому бренду появились трехточечные защелкивающиеся ремни безопасности, и Volvo активно делилась такой бесценной технологией с другими автогигантами бесплатно.

Пешеходы тоже люди!

Автобренды Японии пошли еще дальше, и задумались не только о водителях, но и о пешеходах. Subaru предложила при наезде на человека выпускать из бампера подушку безопасности, чтобы не только смягчить удар, но и предотвратить попадание пешехода под колеса. Таким образом, началась новая эпоха в краш-тестах, когда машины стали оцениваться с позиции безопасности для пешеходов.

А жертвы кто?

Изначально в краш-тестах использовались пластиковые манекены, но, конечно, они не давали полной картины и не могли сравниться с реальными травмами живого человека. И так как американцы были первыми испытателями в процедурах краш-тестов, то именно они, долго раздумывая об этичной стороне вопроса, всё же стали использовать тела умерших людей солидного возраста. Количество спасенных жизней, благодаря такому «манекену», превысило несколько тысяч, поэтому считалось, что такие тесты оправданы. Но позднее такого «человеческого ресурса» стало не хватать, к тому же эти тесты не давали представления о том, что может быть, например, с детьми во время аварий.

И в поисках новых идеальных манекенов в 60-е начали использовать животных — свиней под наркозом. Конечно, зоозащита была в шоке, но благодаря свиньям в автомобилях появилась безопасная приборная панель и зеркало заднего вида, которое не травмирует голову при аварийной ситуации.

А затем в Америке появятся новые технологичные манекены — анатомически точные копии человека. Такие образцы имеют позвоночник, суставы, кости и самое главное, они могут быть разного веса, роста, даже созданными, например, по параметрам трехлетнего ребенка — так появились и краш-тесты для детских кресел.

Краш-тесты сегодня

На сегодняшний день краш-тесты постоянно модифицируют и дорабатывают — именно они продолжают спасать жизни и делать наш автомобиль надежной крепостью даже во время аварий. А с ростом популярности двухколесного транспорта (электросамокаты, моторолеры и мотоциклы) появились и новые задачи в краш-тестах: теперь специалисты проверяют шлемы, защиту спины, а также поведение руля в момент аварии. На некоторых моделях мотоциклов уже появились свои подушки безопасности. Но, конечно, краш-тесты двухколесного транспорта пока в самом начале своего развития, и интересно, как будет развиваться эта сфера дальше. Будем следить!

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32