bagio-winter
Яков Фрудгарт

Кондиционер и пневмоподвеска. Как советские автомобили дорогие опции получали

Все мы помним о Волгах с АКП и Жигулях с такой же коробкой передач, которые отправлялись на экспорт. Однако это были не единственные роскошные опции, которые существовали в те далёкие годы.

Как вы можете догадаться, такие опции как кондиционер и пневмоподвеска получали далеко не все автомобили, а только машины определённых марок. Безусловно, вы уже поняли, что такие опции были только у автомобилей ЗИЛ и ГАЗ.

Откуда

Впервые люксовые опции начали появляться на автомобилях в 30-е годы на американских автомобилях. Первый автомобильный кондиционер получил Packard 12 Sedan. Опция стоила ровно как 1/3 автомобиля, а управлять подобным агрегатом нужно было вручную. В дальнейшем такое оборудование из игрушки превратилось в полноценную опцию и прочно осело во флагманских автомобилях. Однако кондиционер по прежнему «съедал» достаточно большие объёмы полезного пространства багажника. Плюс ко всему, кондиционер отнимал мощность у двигателя, но все эти минусы с лихвой перекрывались возможностью задавать микроклимат в салоне автомобиля и это было хорошим конкурентным преимуществом.

Все подобные опции долгое время были «запретным плодом» для советских автомобилей, причём даже для правительственных. Ходит автомобильная байка, что катализатором для автомобильного кондиционера в советских автомобилях стал визит Никиты Сергеевича Хрущёва в США. Генеральный секретарь был известен своим лозунгом, в котором он грозился «догнать и перегнать Америку», что провоцировало к прямому копированию многих технических решений.

По традиции, после подобных распоряжений от КПСС инженеры начинали изучать оборудование вероятного противника, а также изучали устройство агрегатов. Так произошло и в истории кондиционера для отечественного автомобиля. На тот момент в арсенале советских инженеров были новейшие модели от Dodge, Ford и Cadillac, которые в будущем могли стать стандартом для оснащения представительских лимузинов. Самыми нужными узлами для копирования, безусловно, являлись коробка передач, узлы ходовой части и гидроусилитель. Соответственно, при разработке аналогичных агрегатов, отечественные инженеры ориентировались на американские наработки.

Распределение

На удивление, не все советские лимузины получили подобные опции. К примеру, Чайка-13 не получила кондиционера, ведь главы министерств и ведомств не считались не настолько важными, чтобы иметь возможность регулировать микроклимат в салоне автомобиля.

Первый представительский лимузин, как мы знаем, начали разрабатывать по приказу Хрущёва, и кондиционер был единственной опцией, о которой было известно абсолютно точно, в отличие от интерьера и дизайна автомобиля. Как таковой, кондиционер появился только в автомобиле ЗИЛ-111, причём мелкосерийный, первый, и созданный с очень большой оглядкой на заокеанских строителей автомобилей. Однако подобные автомобили требовали значительных доработок. Любимое правительственными автомобилями панорамное заднее стекло ушло в небытие по причине необходимости размещения воздуховодов кондиционера в районе задних стоек крыши.
В компенсацию за это каждому пассажиру достался «личный» дефлектор и регулятор обдува. Про то, что климатическая установка занимала весь багажник, мы умолчим. В дальнейшем, эта опция стала неотъемлемой частью представительских лимузинов «верхушки» руководства. Ну а ещё позже новые модификации автомобилей могли оснащаться двумя кондиционерами, которые работали абсолютно автономно.

Впоследствии автомобиль Чайка, ГАЗ-14, уже оснащался отопителями и кондиционерами стандартно. Довольно громоздкий блок системы охлаждения серого цвета располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья не случайно: компоновщики исходили из того, что привилегированная прохлада предназначается именно для VIP-персон, сидящих в задней части салона. Именно поэтому отдельных воздуховодов для водителя и переднего пассажира не предусматривалось.

Климатическая установка Чайки была весьма эффективной – при -25С две «печки» прогревали салон до +25С всего за 10 минут, а эффективный кондиционер обеспечивал комфортную температуру внутри седана черного цвета даже в самый знойный день.

Но первая Чайка все-таки получила кондиционер, правда не для СССР, а для Вьетнамской партии. В автомобиле предлагалось эвакуировать тело Хо Ши Мина из мавзолея, а без кондиционера эта затея была обречена на провал.

Попроще

Обыкновенные автомобили тоже получали такие опции, правда, для экспорта в жаркие страны – этими автомобилями были переднеприводные ВАЗ-2108. Также можно вспомнить про «вазовские» 2103/2106 с кондиционерами «Холодок», которые выпускались в Запорожье.

Данный агрегат монтировался под передней панелью автомобиля в районе ног пассажира. Тогда равномерно автомобиль охлаждать не получалось, однако и по сей день они пользуются популярностью – такие агрегаты активно ищут современные обладатели «вазовской» классики.

Гидравлика и пневматика

Следующим по порядку будет идти ещё один очень привычный в современном автомобиле агрегат. Все представительские ЗИЛы и Чайки оснащали усилителем рулевого управления, ведь без этого управлять массивным автомобилем было сложно даже специальным водителям из ГОНа. Такой ГУР начисто лишал водителя информативного рулевого управления, но кому нужен острый руль в подобном автомобиле? Едь себе прямо с крейсерской скоростью и не переживай.

А вот про пневматику можно и поподробнее. Типовой конструкцией подвески советского автомобиля были рессоры и пружины. Однако инженерам НАМИ стало в очередной раз скучно, и на сцене появился Компакт-0288, который получил пневматические элементы в подвеске, позволявшие автомобилю регулировать клиренс в диапазоне от 140 до 200 миллиметров. Следующими инженерами, которые освоили пневматику, стали заводчане из Луцка. Их ЛуАЗ-1301 поднимался уже в пределах 200-270 мм, но, увы, в серию не пошёл. Дальнейшим вариантом подвески могла стать система гидропневматики, которую разрабатывали конструкторы завода РАФ, на автомобиле М2, однако дальше макетов также дело не пошло.

Послесловие

Конечно, большинство этих опций были идеологическими, и применялись только для демонстрации величия государственной машины, убеждая весь мир, что советский автомобиль не отличается, а иногда и превосходит любой иностранный, но мы-то с вами знаем горькую правду. Нужно сказать, что это и есть великая история автомобильного мира самой большой страны, которая умудрилась пройти очень быстрый путь от телеги до автомобилей, по праву ставшими народными и легендарными.

bagio-winter