rdsbanner
Евгения Жилина

Ко дню памяти жертв политических репрессий: на чем ездили советские палачи

Мы не знаем точно, сколько людей стали жертвами Большого террора, но нам известно, на каких автомобилях перемещались сотрудники НКВД, и как они перевозили заключенных.

Мало какая страна в своей истории полностью избежала позорной страницы политических репрессий, но порой размах террора достигал ужасающих масштабов. До сих пор нельзя точно сказать, сколько человек пострадали от советской карательной машины, но число жертв исчисляется сотнями и сотнями тысяч.

Политические репрессии невозможны без ряда силовых структур, готовых рьяно исполнять указания свыше и безжалостно карать «врагов народа», выполняя расстрельные планы. Сегодня мы вспомним, какими машинами пользовались сотрудники НКВД.

ГАЗ-А

Близнец американского автомобиля Ford A некоторое время использовался как государственными органами, так и частными лицами в СССР. В Советском Союзе он стал первым автомобилем конвейерной сборки, и первые три года выпускался на Горьковском автомобильном заводе.

Главным минусом авто был его кузов по типу фаэтона, который категорически не подходил для российских погодных условий. Очень быстро все работники партийных и государственных служб пришли к тому, что пора налаживать выпуск более адаптированных под советские реалии авто.

ГАЗ-АА

Самый популярный у НКВД грузовик, ГАЗ-АА, получил в народе название «полуторка», так как его грузоподъемность составляла 1,5 тонны. Он отлично подходил для перевозки заключённых, правда ни о каком комфорте «врагов народа» никто и не думал заботиться. В 30-е не существовало серийного производства автозаков, поэтому ГАЗ-АА просто обшивали металлом. Никакого внутреннего «благоустройства» не было, более того, не всегда был даже доступ света и вентиляционные отверстия.

Справедливости ради заметим, что конвой ехал в тех же условиях, просто в другом отсеке. Изредка лавочки все же были, но с ними становилось лишь теснее, учитывая, что заключенных порой сажали в кузов, заполняя совершенно все внутреннее пространство.

ГАЗ М-1

Про «Воронки» мы уже рассказывали достаточно подробно, поэтому сегодня вспомним лишь основные моменты. Внешне авто похож на своего американского собрата Ford Model B, который на Горьковском автомобильном заводе взяли за основу для ГАЗ М-1, но вместе с тем отличается от него техническими характеристиками.

Кстати, не все «Маруси», как иногда называли свой транспорт чекисты, отличались черным цветом: иногда встречались и бежевые. Также часть автомобилей была отдана не спецслужбам, а куда более гуманным таксистам.

Душегубка

Куда страшнее «Марусь» были так называемые «душегубки» — небольшие фургоны со специальным клапаном, который мог пропускать выхлопные газы внутрь кузова. Предполагаемым создателем этого транспорта, который в будущем так полюбился нацистам, является Исай Берг, сотрудник московского НКВД, принимавший активное участие в массовых расстрелах на Бутовском полигоне. Из-за его изобретения некоторые осужденные доезжали до места казни уже мертвыми.

ГАЗ-1173

Время не стояло на месте, и перемены постепенно проникали в советский автопром. Служебный автомобиль ГАЗ М-1 постепенно сменялся более технологически совершенным ГАЗ-11-73. Он активно использовался не только в мирное, но и в военное время, отлично зарекомендовав себя на фронтах Великой Отечественной войны.

Двигатель V6 объемом 3,5 литра позволял автомобилю разгоняться до 120 км/час. Есть мнение, что за его чертежи НКВД пришлось выложить американской компании Dodge D около 25 тысяч долларов. К сожалению, до наших дней не дошло ни одного автомобиля этой модели в полной заводской комплектации, так как было выпущено совсем немного экземпляров.

ГАЗ-М-20 «Победа»

Еще один духовный преемник «Маруси» и уроженец Горьковского автомобильном заводе — ГАЗ-М-20 «Победа». Его выпуск начался уже после преобразования НКВД в МВД и времена террора остались позади.

За 12 лет выпуска с конвейера сошло более 240 тысяч таких автомобилей. Но лишь в 1956 году было принято решении о выпуске модифицированной и более быстрой «Победы», специально для КГБ. В первую очередь, автомобиль должен был использоваться для сопровождения кортежей крупных советских чиновников.

Всего за три месяца был изготовлен опытный образец, значительно превосходивший по техническим характеристикам базовую модель — быстрее, мощнее, со специальным оборудованием. За три года было выпущено около сотни таких автомобилей.

rdsbanner