bagio-winter
Анна Криворучко

Катать или не катать, вот в чём вопрос: размер штрафа за неправильную тонировку

Разбираемся, как затонировать машину так, чтобы это было легально, какая именно тонировка разрешена по закону и как наказывают нарушителей

Подавляющее большинство людей ждёт первых тёплых летних деньков с каким-то невероятным трепетом. Это и неудивительно, ведь за зиму успеваешь как следует соскучиться по обжигающим солнечным лучам и, кажется, нескончаемому световому дню. Однако буквально одной жаркой недели хватает, чтобы вспомнить и о минусах этого прекрасного времени года. Самый очевидный из них — зашкаливающая температура как внутри помещений, так и в салоне автомобиля. Причём кондиционер не то чтобы бессилен, но добиться с его помощью абсолютно комфортной температуры бывает довольно непросто. Второй, уже не такой очевидный нюанс — высокий риск ослепления и, как следствие, потери контроля над дорожной ситуацией. Особенно явно это можно прочувствовать на рассвете и закате, когда высота солнечного диска оказывается чётко на уровне зеркал заднего вида или линии лобового остекления. В такие моменты разглядеть что-то становится практически невозможно.

Казалось бы, защититься от лишних солнечных лучей проще простого — достаточно лишь затемнить все прозрачные поверхности, да и решение с плёнкой для тонировки уж точно не ново и отлично себя зарекомендовало. Нужно просто доехать до ближайшей студии оклейки, и можно будет забыть о проблеме? Как бы не так. Помимо естественного желания сделать ежедневные поездки комфортнее, есть ещё и законодательство, которое, кроме прочего, регулирует вопросы, связанные со степенью прозрачности остекления автомобиля.

Можно ли тонировать лобовое стекло

Наиболее полный свод правил, касающийся пригодности машины к эксплуатации, собран в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011, за стёкла в нём отвечает статья 4. В документе нет ни слова про то, что тонировка как вид под запретом. Но в зависимости от местоположения стекла на его светопропускаемость накладываются ограничения. Основную информацию об окружающей действительности и дорожной обстановке мы получаем благодаря глазам, и вряд ли хоть кто-то из водителей созерцает дорогу как-то иначе, нежели чем через переднюю полусферу. Соответственно, и требования к ней строже.

Тонировка лобового стекла возможна, но лишь при условии, что оно будет пропускать не менее 80% падающего на него света. Но не спешите подбирать плёнку только по этому параметру. Дело в том, что ещё в процессе производства остекление немного подкрашивается и, следовательно, устанавливается на автомобили слегка затемнённым. Из-за этого показатель светопропускаемости частенько оказывается близко к минимально разрешённому. Это значит, что дополнительную тёмную плёнку уже не наклеить, максимум — атермальную.

Как же быть со слепящим летним солнцем? Специально для того чтобы избежать ослепления, в законе есть небольшая поблажка: водители легкового транспорта могут затемнить верх лобового стекла, а именно — полоску шириной не более 14 сантиметров (отсчёт начинается от верхней кромки). Этот участок на предмет пропускания света никто не проверяет, и вопросов не будет, даже если выбрать для тонировки самый тёмный материал. 

Как разрешено тонировать боковые стёкла

С боковым передним остеклением ситуация та же, что и с ветровым стеклом — максимум, которой можно себе позволить — 20% затемнения. Конечно, если хотите остаться в рамках закона. Единственное отличие от предыдущего пункта — отсутствие послабления в виде тёмной полоски сверху.

Ввиду таких ограничений самые предприимчивые автолюбители пытаются найти пути обхода запрета на излишне тёмные стёкла. Наиболее популярные «аксессуары» — шторы на липучках и каркасные сетки. Увы, такие апгрейды тоже вне закона. Подобные предметы относятся к «ограничивающим обзорность». За их установку штрафуют так же, как и за неправильную тонировку — по статье 12.5 КоАП.

Как правильно тонировать задние стёкла

Вся задняя полусфера уже не так значима для восприятия водителя. Яркий пример тому — «каблуки» и фургоны с цельным кузовом, который сходит с конвейера абсолютно непрозрачным. Логично, что раз остекление кормы практически не задействовано водителем при езде, то и ограничивать его прозрачность тоже не имеет смысла. В целом так оно и есть: для пассажиров заднего ряда можно не только наклеить плёнку, но и установить «шторки» абсолютно любой конфигурации — от мягких до каркасных. Правда, и здесь существует ряд ограничений.

Какая тонировка запрещена

Есть категории покрытий, которые нельзя использовать для тонировки ни при каких обстоятельствах. К счастью, их список совсем небольшой. Первыми под запрет попадают зеркальные покрытия. Табу на их использование объясняется просто: свет фар практически полностью отражается и возвращается в сторону источника, а это грозит ослеплением водителей, особенно в тёмное время суток.

Компанию «зеркалам» в списке запрещённых составляют материалы и составы, которые при нанесении на стекло меняют его цветопередачу. По закону нельзя использовать те покрытия, которые искажают хотя бы один из трёх цветов светофора, а также голубой.

Какой штраф предусмотрен за тонировку

Для начала хорошая новость: камеры пока не научились самостоятельно определять прозрачность остекления, так что от автоматических комплексов фиксации «писем счастья» ждать пока не стоит.

Убедиться, что всё в норме, может только сотрудник ГИБДД. Если при проверке тауметром (именно так называется прибор для измерения светопропускания) он обнаружил несоответствия действующим регламентам, водителя ждёт как минимум штраф в размере 500 рублей. Сумма сравнительно небольшая, особенно с учётом 50% скидки, которая предусмотрена при оплате подобного постановления в течение первых 20 дней. Но штраф — ещё полбеды. Помимо денежного взыскания сотрудник правоохранительных органов имеет полное право выставить письменное требование о прекращении противоправных действий, в котором пропишет срок удаления тонировки с машины. Если постановление проигнорировать, то при следующей проверке санкции будут куда серьёзнее: помимо всё того же штрафа выпишут дополнительный на 2 000-4 000 рублей или вовсе арестуют на 15 суток. Всё это предусмотрено статьёй 19.3 КоАП РФ.

К слову, стоимость тонировки только одной полусферы составляет 7-15 тысяч рублей, поэтому кажется, что нет никакого смысла рисковать этой суммой, затягивая переднее остекление в обход закона. Но, конечно, каждый принимает решение самостоятельно. Мы лишь в очередной раз напомним о важности соблюдения ПДД и предложим выбирать только качественные материалы для оклейки стёкол.


Фото: somanyhorses.ru

bagio-winter