Каршеринг: как много в этом звуке для сердца современного слилось!
Само слово происходит от английского carsharing (поделись автомобилем). По сути, данный сервис позволяет использовать автомобиль, когда одна из сторон не является его владельцем. Это современный вид аренды автомобиля у специализированных компаний. В наше время дорогих парковок и бензина такая модель одалживания авто очень удобна. Также возможно вам может потребоваться автомобиль отличный от марки, типа кузова и грузоподъемности своего. Поэтому сегодня каршеринг – это целый тренд развития экономики совместного пользования (Sharing Economy). Современные тенденции всё чаще подталкивают людей отказываться от покупки благ в собственность, чтобы избежать ответственности и затраты, но при этом иметь возможность использовать доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление.
Каршеринг доступен в более чем 1000 городах в десятках стран мира. А Европейским лидером считается Германия, где зарегистрировано более 130 каршеринговых компаний. Средний «чек» 30 евро за день, что намного дешевле такси, поэтому сервис так популярен у немцев. За ними среди европейцев идут Великобритания и Франция.
История
Версий про рождение первых систем, похожих на каршеринг много. Но самой правдоподобной кажется швейцарская. В конце 1940-х годов в Цюрихе появился некий клуб. Его организовали жители одного района, они просто скидывались на машину и пользовались ею по очереди. Чем не каршеринг? Конечно, цели на тот момент были просто обеспечить транспортом себя и своих соседей. Стремление заработать на этом деле у людей появилось намного позже.
Спустя двадцать лет французы из Монпелье решают создать первый коммерческий каршеринг. Тридцать малолитражных авто, жетоны для оплаты – и вот он успех. Автомобили действительно пользовались популярностью, но большой прибыли не было. И уже тогда появились первые нарушители правил каршеринга. Так, например, некоторые водители не оставляли машину в положенных местах, чтобы иметь возможность пользоваться ей единолично.
Виды каршеринга
Free-floating — наиболее распространенная сегодня версия каршеринга. Это короткосрочная аренда автомобиля с возможностью окончания поездки в удобных для водителей точках и местах, обозначенных знаком парковки. Вид оплаты при этом зачастую поминутный или почасовой.
Peer-to-peer — практически традиционный вид каршеринга с одним отличием: автомобили находятся в частной собственности или в собственности компаний, основным видом деятельности которых не является арендная или прокатная. Специальная онлайн-платформа собирает все предложения по аренде от частных лиц. Данный вид каршенинга распространён в США и недавно начал свое развитие и в нашей стране.
Fractional — вид так называемой дробной собственности. Пользователи такого вида каршеринга могут совместно содержать и использовать автомобиль. Довольно часто люди, объединённые в группы из одного территориального района, имеют доступ к авто для совместного пользования. Подобный вид каршеринга пока только анонсирован в России.
В чем выгода?
Начнем с того, что пользователи каршеринга используют авто только, когда он им действительно нужен. Таким образом, экономя до 70% совокупной стоимости транспорта. При этом у них отмечается рост пользования общественным транспортом, велосипедом, а также пользователи начинают чаще ходить пешком. Люди как будто перестают быть привязаны к машине и начинают действительно чувствовать себя «свободнее».
Логичной тенденцией развития сервиса и получения популярности у людей стал серьёзный прирост количества каршеринговых автомобилей по всему миру. За последние 10 лет он составил 700%. Специалисты предрекают большое будущее каршеринговым системам, утверждая, что туда придут сначала электромобили, а затем беспилотники.
Разгрузим пробки
Есть мнение, что каршеринг также способен разгрузить пробки в самых горячих местах. Ведь одним автомобилем могут воспользоваться сразу несколько человек. При этом зачастую системы каршеринга имеют и льготы на парковку в центре. По данным статистики один автомобиль каршеринга может заменить 10-15 автомобилей личного пользования. При этом авто в среднем совершает 8-10 поездок, а среднее время поездок — 30-40 минут.
Как взять машину в аренду?
Услугой каршеринга в России может воспользоваться любой гражданин старше 19 лет, при наличии постоянной прописки и прав, а также имеющий стаж вождения не меньше года. Нужно пройти простую процедуру регистрации в системе и дождаться одобрения оператором. После этого в мобильном приложении вы находите ближайший автомобиль, бронируете и можете начинать поездку.
И обязательно внимательно прочтите условия. Каршеринговых компаний становится все больше, в Москве их, например, уже более полутора десятков. И каждая компания имеет, как свою систему бонусов, так и штрафов. Кто-то включает в базовую стоимость страховку каско, кто-то разрешает вернуть авто с пустым баком, кто-то предлагает опцию поставить автомобиль в режим ожидания, если у вас несколько остановок на маршруте (так дешевле). Но обо всех нюансах мы рекомендуем узнать заранее и выбрать удобного для вас представителя сервиса.
Минута «владения» каршеринговым авто стоит от 3 до 10 рублей. Есть дневные и вечерние тарифы, так чаще всего аренда с 6:00 и до 12:00 дешевле, чем после полудня. И напомним, что водитель оплачивает только время пользования авто. За бензин, парковку, страховку и мойку платит компания.
Особенности каршеринговых авто
Прежде чем сесть в машину, внимательно осмотрите ее. Если на ней есть вмятины, царапины или другие повреждения, сфотографируйте их и укажите в приложении, чтобы ущерб взыскали не с вас, а с виновника.
Также у вас постоянно должно работать приложение на смартфоне, чтобы передавать данные и быть на связи с оператором, то есть стабильно работать интернет.
Бывает, что машину всё же нельзя получить «здесь и сейчас». Автомобиль может быть далеко или его нужно подождать.
Готовьтесь, что система штрафов и санкций может быть достаточно жесткой и серьезной. И если вы нарушили ПДД, то ответственность только на вас, причем многие компании могут взять дополнительную комиссию за обработку платежа.
Также помните, что до вас ездил кто-то другой. Возможно не такой чистоплотный и аккуратный. За технической частью каршеринговых авто следят, а вот замусоренность салона пока избежать сложно. Некоторые водители оставляют после себя пустые упаковки из-под еды и крошки чипсов на сиденьях.
Во многих западных странах каршеринговые компании уже имеют множество фишек, которых пока нет у нас. Например, при подъезде к аэропорту шлагбаумы открываются автоматически, без пропускных карт, потому что в базе есть номера «общих» автомобилей.
Подрифтим?
Многие используют каршеринг из практичных целей и по соображениям экономии. Но всегда есть те, кто решил просто развлечься. И очень часто вы можете видеть лихачей именно на каршеринговых авто. А последнее время участились случаи, когда такие автомобили становятся причинами серьезных ДТП.
В наши дни сервисы каршеринга начали активно бороться с агрессивной ездой самостоятельно. Так популярные каршеринговые компании сейчас тестируют системы, которые будут автоматически отключать водителей в случае повторяющихся нарушений. Благодаря специальному алгоритму, который обрабатывает информацию с датчиков на тормозах, руле и данные системы телематики, таких пользователей быстро определяют. А затем их блокируют в системе.
Особенно строго обходятся с любителями подрифтить. В каршеринговых системах появилась специальная программа, которая фиксирует, что водитель катается кругами и дергает ручник. И на место сразу же выезжает наряд полиции.
Зачем тебе свой автомобиль?
Конечно, бизнесмены, которые задумывали каршеринговые сети, имели большие мечты. Планировалось сломать привычный взгляд на владение автомобилем. Но оказалось, что экономика совместного пользования всё же имеет серьезные преграды на своем пути. Потребительские стереотипы в некоторых странах оказались крепкими. Люди не захотели после пользования каршерингом продать личный автомобиль. И более того, те, у кого своей машины не было, после опыта краткосрочной аренды даже решили все-таки обзавестись личным транспортом, невзирая на хлопоты, связанные с ремонтом и страховкой. Однако, стоит признать, что в США и Европе в целом все же неплохой показатель развития сети, где 30% «арендаторов» все-таки решились на продажу своих машин.