Как снимали кино в СССР: машины для киносъемочного процесса
«Профессий много, но
Прекрасней всех - кино.
Кто в этот мир попал -
Навеки счастлив стал.»
мультфильм «Фильм! Фильм! Фильм»
Конечно, съёмочный процесс всегда был затратен с точки зрения финансов и человеческого труда, а некоторые сцены долгое время снимали и с помощью колесниц. Но, постепенно, коня обыкновенного вытеснил конь металлический, и про него мы вам сегодня расскажем.
Как это было раньше
Любой ценитель старого кино расскажет вам, что раньше кино было натуральным. Никакой графики и эффектов, трюки выполнялись только вживую. «Но как это снималось?» — спросите вы? Правильно, при помощи камеры на площадке. «А какой она была, эта самая площадка?» — а это мы сейчас выясним.
Если посмотреть на любую динамичную сцену советского кинопроката, мы поймём одно: съемка ведётся в павильоне — при помощи декораций, склеек и прочих инструментов, но в один момент с этим решили бороться. Первыми «ласточками» кинобизнеса стали правительственные автомобили. Сперва их списывали, а потом переделывали под нужды киностудий. Выбор автомобилей всегда был обусловлен их габаритами и характеристиками — в транспорт должно было помещаться несколько операторов, а плавность хода должна была позволять плавно перемещаться на большой скорости.
Первые ласточки
Открывает нашу киносъёмочную автоколонну, конечно же, он. ЗИС-101. Из автомобиля сделали практически пикап, срезав всю заднюю часть кузова. Операторы прекрасно помещались в импровизированном багажнике со своими камерами и штативами, и могли снимать. Спереди, на специальной площадке, мог работать ещё один оператор. Четвёртому же оператору нормального места не хватало, и его размещали сидя или лёжа в задней части кузова. Он снимал кадры «проездов» автомобилей и просто задние планы. Кстати, именно с этого самого автомобиля пошла мода на чёрный цвет у съемочных автомобилей. Чёрный цвет не отражает свет и не портит кадры.
Послевоенные годы привнесли в кинобизнес следующую версию представительских автомобилей в лице ЗИС-110, причём в самом дорогом его исполнении. Семиместный исполин получил люк в задней части автомобиля, в котором мог разместиться оператор и консоль для кинокамеры. Дополнительные площадки для операторов разместили спереди и сзади в районе бамперов автомобиля. Процесс пошёл.
Но кино не стоит на месте, и автомобили тоже. Позже, ближе к 60-м годам 20 века, автомобили стали переделывать более глобально. Из этого самого ЗИС-110 сделали операторский автомобиль ОАСД-2. Он был снабжён открытыми решетчатыми кузовами из металлических труб, а операторов решили защищать от дождя специальным навесом над тентованной кабиной. Такая конструкция позволяла снимать материал на хорошей скорости, главным было лишь держаться за детали кузова, а на медленных скоростях, по-прежнему, можно было сидеть на площадке перед радиатором и снимать. Помимо этого, ЗИС-110В служили транспортом режиссёров, мобильной базой для руководства съёмками на ходу, и иногда просто автомобилями-актёрами, ведь на их борту красовалась гордая надпись «Киносъёмочная». Но на этом миссия автомобилей от завода имени Сталина подходит к концу, ведь именно тогда изменились сами автомобили для первых лиц.
Прилетели «Чайки»
«Переделки» — это, конечно, хорошо, однако индустрия развивается, и для нужд кино необходимы автомобили, созданные специально для этого. Первые профессиональные автомобили для съёмок назвали ОАСД-3 и собрали на базе легендарного ГАЗ-13 «Чайка». Тут снова решили срезать верхнюю заднюю часть кузова и боковые двери, а получившийся пикап оснастили трубчатым штативом для камеры. Помимо этого, оператор мог пользоваться подсветкой, управлять массовкой с помощью громкоговорителя, а «останки» задних дверей приютили в себе разные вспомогательные аксессуары. Однако вскоре автомобиль обновили и до версии ОАСД-4 со скрученным тентом в задней части крыши. Вместо заднего дивана, по-прежнему, была камера на треноге, а на передний бампер снова вернулся оператор с площадкой.
Присоски
Конечно, штативы на присосках не прошли мимо кинобизнеса в СССР, а телескопические стрелы с гидростабилизаторами появились в стране Советов в то же время, когда и у иностранных коллег. Такое оборудование пытались крепить на все автомобили и даже автобусы, но только для опыта.
ЗИЛ — это эффектно
Считается, что самыми эффектными машинами были автомобили на базе «уставших» от работы в правительстве ЗИЛов. Их серьёзно переделывали и дорабатывали, а на выходе получались пикапы с пониженным полом, навесом над кабиной и различными разборными перилами. Операторов могло быть несколько. Самым известным подобным автомобилем был ЗИЛ-114 из Чернигова, и еще безымянная машина, которую сделали на «Мосфильме». Детище конструкторов «Мосфильма» обладало двумя рабочими площадками, фонарём и толкающим брусом. Но вместе со страной Советов закончились и подобные автомобили. Последним из могикан стал ЗИЛ-4104Р, который сделали специально для «Мосфильма» на заводе имени Лихачёва. Автомобиль имел двигатель в 315 «лошадей» и мягкую подвеску, идеальную для работы камер.
Но, как мы знаем, кино создается не только лишь силами операторов. Есть и другие автомобили, без которых процесс бы не двигался с места — создавали их на заводе «Укркинотехпром», который потом стал известен как «Черниговский завод специального автотранспорта». Грузопассажирские фургоны для обеспечения натурных съёмок не выглядели как нечто футуристическое, а были обычными трудягами на службе у великого кино.
«Камерваген»
Самый первый фургон для кино был сделан из автобусов на шасси ГАЗ-53А, и назывался АСЧ-03. Двигал вперёд такой автобус с деревянным кузовом двигатель V8 на 115 «лошадей», и получалось у него это, мягко говоря, не очень продуктивно, что не удивительно. Автомобиль весил около 8 тонн. В таком «Камервагене» путешествовали осветительные приборы, средства для записи звука и пиротехника. К цельнометаллической части этой же серии относились усиленные прототипы фургонов с операторскими или багажными площадками на крыше, доставлявшие более тяжелое киносъёмочное оснащение, светотехнику, установочную арматуру и сейфы с «киношным» вооружением, пиротехникой и дымовыми шашками.
Конечно, мимо кинобизнеса не смогли пройти и товарищи с завода ПАЗ. Их автомобиль 3201 в полноприводном исполнении должен был объединить в себе множество функций, но, увы, двигатель в 115 лошадиных сил и тесные, короткие кузова обрекли машины на провал.
Одной из страстей советского стиля в управлении государством были различного рода рекорды, и, желательно, мировые. В этот раз пальму первенства захватил ЗИЛ. Автобус с колёсной формулой 6х4, вмещающий в себя оборудование для полного цикла создания фильмов в долгих и далёких выездах, носил индекс АКТ-01 и базировался на шасси ЗИЛ-133Г1. Это детище «Укркинотехпрома» могло содержать в себе киноаппаратуру, средства связи и звукозаписи, отсек для обработки плёнки, монтажа и просмотра отснятого материала. За ним, кстати, последовал первый киноналадочный комплекс «Изофон» с тремя помещениями и шестиместным просмотровым залом с экраном на перегородке и с кабиной водителя. Его использовали на местах съёмок для оперативного проведения актерских проб и репетиций с записями звука и изображения. Одновременно на шасси автобусного типа была построена мощная светотехническая машина АСТ-01 с двухрядной кабиной для водителя и персонала, в задней части которой находились отсеки для хранения, перевозки и выдачи прожекторов, софитов и наборов силовых кабелей.В начале 1980-х ее заменили две аналогичные машины АСТ-03 на капотном шасси ЗИЛ-133Г2 с упрощенными кузовами, передним обитаемым помещением и задним грузовым отсеком. На обеих версиях плоские крыши с высокими складными перилами служили для монтажа прожекторов и киносъёмок на ходу.
Эти автомобили были последними в своём роде, созданными специально для производства кинофильмов. Позднее случился технологический скачок, и в некоторых случаях снимать кино стало возможным и из обычных автомобилей, при наличии под руками базового набора оборудования. Впрочем, это уже совсем другая эпоха и другие автомобили. Стоп! Снято!