bagio-winter
Юлия Кожевникова

Как сесть за руль после тяжелой аварии: личный опыт

По статистике, из 100 аварий 80 считаются нетяжелыми. Обычно это столкновения по невнимательности или неосторожности. Но что делать, когда произошла серьезная авария и пострадали люди. Рассказывает психолог Юлия Кожевникова.

После таких ситуаций водителю психологически очень сложно сесть за руль, даже если физическая травма уже позволяет это делать. В психиатрии известен термин «афганский синдром» (оно появилось после обследования ветеранов войны в Афганистане). Это посттравматическое стрессовое расстройство, когда человек чувствует постоянный страх, угрозу жизни, подозрительность, мучается от навязчивых идей. И многие исследователи сегодня утверждают, что автолюбители, попавшие в аварии, испытывают свойственные военным синдромы. Добавьте сюда чувство вины, боязнь повторения ситуации, просто страх перед машиной – все это непростое испытание. У нас есть службы скорой помощи при физических повреждениях, а службы психологической помощи после таких происшествий до сих пор остаются доступными не для всех.

Сегодня я расскажу одну историю, которая произошла с моими друзьями. Как оказалось сложнее всего писать не про себя, а про своих близких. Я несколько раз бралась за этот текст. И каждый раз буквы становились чужими и не складывались в слова.

Мы хотели увидеть «Байкал»

Помните, какой в России ноябрь? Осень уже почти сдалась, зима всё активнее накатывает первым снегом, первыми заморозками. Но люди пока не хотят верить, что это зима, что она пришла, и нужно меняться вместе с ней. Так совпало, что у четверых ребят из нашей компании именно в ноябре совпал отпуск, и они решили съездить на Байкал. Почему бы и нет? Невероятно красивые места, в пределах нашей страны, молодые, веселые ребята решили совершить авто путешествие. Тем более, Сергей буквально полгода назад купил себе новый кроссовер. Машина всем радовала, вместимостью, проходимостью и надежностью.

Парни расположились впереди, девчонки на задних сиденьях. Сразу развею все вопросы и домыслы, никого алкоголя не было. В пути никто не позволял себе ничего лишнего. Всё было обычно. Дорога петляла своим узором, за окном сменялись поля и леса, в салоне тихо играло радио, обычное дорожное общение и планирование дальнейшего отдыха.

«Отвечаю на твои вопросы и сразу остро вспоминаю всё. Я отлично помню тот день, тот момент до сих пор. Помню это ощущение, как будто время остановилось и ты, как в фильме видишь всё со стороны», — комментирует Даша, девушка Сергея, который в день аварии был за рулем.

Что в итоге произошло? Машина двигалась по дороге, впереди грузовичок, обогнали, вернулись в свой ряд. Продолжили движение, и тут автомобиль стало заносить и нести прямо. Там впереди, казалось, будет просто обочина, но был овраг, и машина начала проваливаться, перевернувшись несколько раз, в конце остановилась на боку.

Когда ребята потом смотрели видео с регистратора, поняли - всё произошло очень быстро. Как это обычно и бывает. В момент аварии никто уже ничего не мог изменить. Избитые фразы, да? Кажется, именно так всегда и описывают такие происшествия. Может быть, они все этим похожи? У них один почерк. У них один вкус железа от крови на губах? У них одно ощущение страха в воздухе и в груди? У них одно холодное небо на всех…

Сразу после аварии Сергей, который был за рулем, очнулся одним из первых. Увидел, что сработали все подушки безопасности.

«Смотреть назад было страшно, уже было понятно, что авария буквально уничтожила весь автомобиль, и он лежит на том самом боку, где сидела моя Даша», - рассказывает Сергей.

Затем стал приходить в себя Максим, он сидел на пассажирском,рядом с водителем. Ребята выбили остатки бокового стекла со стороны Максима и выбрались из машины. Потом стали доставать девчонок. У всех ребят были повреждения, ушибы, синяки, где-то кровь. Но все были живы. Только Таня, девушка Максима, всё время плакала и повторяла «мне больно, мне очень больно».

«Вдруг Сергей сел на землю и стал кричать: что я наделал, что я наделал, как же так!», - вспоминает Даша.

Прочитайте еще раз эти абзацы. Прошло 2 года, но мои пальцы даже сейчас перестают меня слушать, когда я это пишу. У меня подкатывает ком к горлу, тело становится ватным, хочется просто молчать и замереть.

У Сергея, как у водителя, был самый большой шок. Это нормальная реакция человека на такую ситуацию. Но ребятам нужно было решать вопросы с дальнейшей транспортировкой пассажиров, вопрос с эвакуацией разбитого авто. Надо было как-то теперь со всем этим справляться. Тогда там, в поле, этими вопросами занялась Даша, она говорит, так как была пассажиром, ей было проще реагировать на ситуацию.

Все случилось на 3 километре трассы «Байкал». Вокруг леса и поля. Скорая помощь с ближайшего населенного пункта приехала, как смогла. Я не буду это комментировать. В ближайшей больнице смогли оказать только первую медицинскую помощь. Татьяна, которая почти всё время плакала от боли, пострадала больше всех. Оборудования для операции, которая ей нужна была, не было.

Татьяну только на следующее утро решили перевезти в краевой центр. При этом ребят просто посадили на поезд, обезболили и отправили в путь. Про то, что это была одна из самых долгих и мучительных ночей для ребят, я даже не буду вам рассказывать. Просто представьте, обезболивающее перестало действовать через пару часов.

А уже в краевой больнице выяснялось, что срочно нужна операция, что внутренние повреждения сильные. Пострадал позвоночник и внутренние органы. В итоге, Татьяне удалили почку.

Что касается административно-правовых дел, то сотрудники ГИБДД там же на месте аварии выдали справку, что в момент происшествия, дорога была непригодна для езды. А также подготовили решение: в возбуждение дела об административном правонарушении отказать в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Но позднее дело на Сергея все же открыли. В связи с тяжёлыми травмами Татьяны (причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч.1,ст.264 УК РФ)). Водитель управляет источником повышенной опасности. И несёт ответственность за пассажиров. Такие дела прокуратура открывает автоматически. Даже если пострадавшие не имеют претензии.

Поэтому, когда садитесь за руль машины с пассажирами, помните, что Вы тут же стали ответственны за их жизни. Вы должны помнить в любой поездке с друзьями, родителями или просто знакомыми, как только они захлопнули двери вашего авто – ответственность за них падает на Ваши плечи. Мы так устроены, что не думаем о таких вещах, пока не столкнемся с ними лично. Призываю, помнить об этом всегда. Если с Вами сидят пассажиры, будьте еще более внимательнее, чем обычно, еще более осторожны, еще более серьезны.

В завершении истории добавлю, что почти после 2-х летнего разбирательства, по решению суда у Сергея ограничение свободы сроком на 2 года (ему нельзя выезжать за территорию страны и родного города), также его лишили прав на такой же срок и обязали выплатить денежную компенсацию пострадавшей. Хотя ребята с самого начала помогали всем Татьяне, лекарствами, врачами, оказывали любую помощь и поддержку. Так бывает, ребята ехали отдохнуть, а попали в больницу и суд. Но сами ребята, больше сожалеют о том, что сохранить дружбу не вышло.

«Я фаталист, я понимаю, что мы оказались именно в тот момент, где должны были. Так сложились обстоятельства. Видимо, нам был дан такой урок, чтобы мы его прошли. И еще я понимаю, что самое главное все живы, и могло быть и хуже», - делится со мной Дарья.

Как быть?

  1. Для тех, кто, как и мои друзья, пережил серьезную аварию, мы подготовили несколько советов, как преодолеть страх и снова сесть за руль: Перестаньте бесконечно винить себя за аварию. Вы реагировали в стрессовой ситуации, так как могли на тот момент.У вас были определенные знания и навыки, и вы действительно сделали всё, что могли.
  2. Затем нужно понять, что страх — это нормальная реакция организма. И перед водителем стоит задача погасить его. И сказать себе, что если ситуация повторится, то вы точно сможете выйти из нее. Если хотите, можете пообщаться с опытным инструктором и определить, каких навыков управления Вам не хватило. Изучить их на закрытой площадке, отработать до автоматизма.
  3. Какое-то время, чтобы прийти в себя Вам всё же нужно. Поэтому в этот же день садиться за руль не стоит. Дайте себе это самое время. Если страх не проходит, и Вы не можете помочь себе самостоятельно, то обратитесь к психологу. Не стесняйтесь. Психологическое здоровье не менее важно, чем физическое после аварии.
  4. Приготовьтесь, что в первой поездке за рулем после сильной аварии Вам, скорее всего, будет некомфортно и плохо. Поэтому первую лучше совершить с кем-то. На случай, если Вам станет тяжело, вы сможете пересесть на пассажирское сиденье.
  5. Первое время за рулем старайтесь быть максимально сконцентрированы во время езды, не думайте ни о чем, кроме дороги, ПДД и участников дорожного движения, старайся не отвлекаться (музыка, разговоры, курение). 
  6. И еще один совет, но уже для родных и друзей участников ДТП. Пожалуйста, если кто-то из ваших близких побывал в аварии, поддержите его словами и действиями. Не корите его, не говорите, что он мог исправить ситуацию. Просто окажите ему максимальную психологическую помощь. Она ему действительно нужна.
Выражаем отдельную благодарность Юлии Кожевниковой за подготовку текста.



bagio-winter