bagio-winter
Яков Фрудгарт

Как появилось первое такси или «Шеф, трогай!»

Такси стало нашим спутником в повседневной жизни — оно спасает нас, когда мы опаздываем по делам, позволяя поработать в машине, заканчивая возвращением домой после развлечений или театра. Но никто и никогда не задумывается, а как появилась эта служба. Рассказываем!

Слово какое интересное

И ведь правда. «Такси» происходит от фразнцузского слова «таксо», обозначающее средство, которое используют для перевозки пассажиров и грузов, а также когда говорят об оплате проезда.

А откуда началось такси?

Пальму первенства в перевозке пассажиров за деньги поделили между собой Англия и Франция. Французы, кстати, точно не могут указать дату первой платной перевозки, и просто упоминают 17 век. Англичане же могут сказать точную дату, ведь в 1639 году там впервые выдали лицензию на извоз. Однако некоторые историки утверждают, что таксометры – это изобретение представителей Древнего Рима. В те доисторические времена для расчёта за проезд использовали «каменную» меру.

К оси древнеримского такси (колесницы) крепили небольшой сосуд. Через каждую стадию (мера длины, равная приблизительно 200 м) в сосуд попадал камешек. Прибыв на место, «извозчик» подсчитывал количество камешков, и «предъявлял счёт» пассажирам.

Впрочем, Англия и Франция развивали услугу практически одновременно. Сначала осуществляли конные перевозки людей и грузов — во Франции их называли «фиакрами», от названия церкви Святого Фиакра, рядом с которой находился первый парк конных экипажей, а в Англии сначала их называли «хекни», что переводится как «разъездная лошадь», затем такой транспорт стали называть кабриолетами из-за устройства самой кабины, и позднее, народ сократил название до «кэб».

В отличие от римлян, в то время европейцы не устанавливали фиксированных тарифов за перевозки. Такое положение привело к нерентабельности извозного бизнеса. Богатым не было необходимости нанимать экипаж, так как они обходились собственным транспортом. Люди среднего достатка пользовались услугами кучеров лишь по большой необходимости, а для бедняков такое удовольствие было непозволительной роскошью. Нужно было что-то решать, и в конце 19 века Вильгельм Брюн изобрёл таксометр, который позволят оценивать стоимость поездки исходя из длительности по времени и протяжённости маршрута.

Первенцы

Первые автомобили, предназначенные для услуг такси, стала производить компания Renault — кузова этих машин напоминали «фиакр», шофер сидел отдельно от пассажиров в открытой передней части машины и занимался только управлением такси, а пассажир находился в закрытой части машины и был защищен от непогоды. Такси выделялись среди остальных машин города своим ярким цветом. Какой-либо централизованной службы приема заказов и вызова такси не было, машины просто разъезжали по городу и громко сигналили.

Отечественное

Столица нашей родины, Москва, всегда была центром притяжения людей, особенно во времена купцов. Вокзалы, пассажиропоток, отсутствие сети городского транспорта — всё это увеличивало спрос на такси, поэтому извозчик стал самым нужным человеком в городе. Появились тарифы, управление заказами, организованные стоянки для колясок с лошадьми — практически готовые таксопарки. И вот, в 1907 году, один шофёр решил стать первым таксистом. Он повесил на автомобиль табличку, на которой было написано следующее: «Извозчик, такса за проезд по соглашению». Можно считать, что это год рождения такси как класса.

К сожалению, определённые события в истории нашей страны уничтожили такси как сферу деятельности, ведь в 1970 году началась борьба за классовое равенство и прочее-прочее. Восстанавливать таксомоторы начали только в 1924 году, закупив автомобили «Renault» и «Fiat». Такси было государственным, соответственно конкуренции на рынке не было. Обслуживание было откровенно плохим, заказать такси было сложно, а машин — мало. Однако поскольку для государства это было прибыльным делом, в Москве стали появляться первые легковые автомобили «ГАЗ», количество такси увеличилось в несколько раз и заказать такси стало проще. А затем и вовсе в нашей стране начали выпускать легковые такси «ЗИС», после появления которых, такси стало общедоступным видом транспорта. В послевоенные годы начался выпуск автомобилей «Победа», которые стали основным автомобилем такси.

Про шашечки

Нью-йоркские такси окрашивают в жёлтый цвет, иногда с чёрно-белыми шахматными участками, на крыше имеется подсвечивающаяся в ночи лампочка с номером «медальона» (лицензии). Отметим, что яркий цвет был выбран ещё в начале XX века компанией Yellow Cab, которая наладила выпуск автомобилей, предназначенных для работы только в качестве такси. Мотивация проста: жёлтые такси были заметны издалека.

В СССР относительно развитая служба такси появилась в 30–40-е годы ХХ века с появлением легковых «Газиков», «Побед» «Зимов» и «Волг». В середине века на дверцах таксомоторов появились шашечки, а в правом углу лобового стекла — зеленый огонек (сменивший красный), сигнализирующий о том, что машина свободна.

Лондонские такси традиционно окрашивают в чёрный цвет, польские такси обычно разноцветные. В Гонконге существуют 3 типа окраски такси: наиболее частый — красный, зелёные такси используются в районе Новых Территорий, а синие — на островах Лантау. В ОАЭ такси, как правило, окрашены в кремовый цвет, как и в Германии. В Сингапуре таксомоторы голубые, а в Таиланде они — розовые. Отечественные автомобили тоже могут быть любого цвета, и даже без обозначения принадлежности к такси, а заказать себе поездку можно и со смартфона.

Но на самом деле никому уже и не важно кто был первым. Важна только оперативная подача автомобиля и безопасность в поездке. Остальное — история, про которую вы только что смогли прочесть.

bagio-winter