Как отразится коронавирус на дилерских центрах

Карантин повлиял на работу автодилеров самым разрушительным образом – он вынудил их закрыться на неопределенный срок и остановить продажи автомобилей. Рассказываем, как обстоят дела сейчас и как могут выглядеть продажи автомобилей после пандемии.


В свете происходящих событий в мире и последовавших за ними мер изоляции и карантина были затронуты практически все стороны человеческой жизни. Падение продаж и сокращения производства вынуждают компании пересматривать свои бизнес-процессы, а также учиться работать эффективно в новой экономической реальности.

Те изменения, о которых говорилось на бизнес-форумах, на что выделялись средства и чему предрекали будущее, наступили очень быстро. Кризис ускорил переход на новую экономическую модель рыночных отношений.

Как отразится коронавирус на дилерских центрах

Речь пойдет об удаленной работе и бесконтактных средствах взаимодействия между людьми.

Мы настолько привыкли к сложившейся реальности, что неожиданные изменения выбили всех из привычной колеи. Особенно от этого пострадали сфера услуг, ресторанный бизнес и автомобильная сфера.

Автомобиль для многих — это не предмет первой необходимости. Бросаться покупать его, как, например, гречку и антисептики, никто не будет. Конечно, найдутся люди, которые в условиях дешевеющей нефти, падающего рубля и туманных перспектив на будущее вложат свои накопления в машину, но таких немного. Большая же часть населения рассматривать такую дорогостоящую покупку в сложившихся условиях не планирует. Согласно последним опросам 42,2% людей полагают, что сейчас не время покупать автомобиль, так как есть более важные дела.

Вспомним 2014 год, когда продажи автомобилей падали на протяжении всего года и даже меры господдержки не помогли. Но под конец года резкое обесценивание рубля вызвало ажиотажный спрос, на волне которого продажи в декабре выросли на 2,4%. Этому росту также способствовали граждане соседних стран, где растущий доллар не обесценил местные валюты.

Во второй половине года люди понесли стремительно обесценивающиеся накопления в автосалоны, что и вызвало рост продаж в четвертом квартале. Однако все это не помогло улучшить ситуацию на падающем рынке - по итогам года он сократился на 10%.

На фоне падения продаж автодилеры были вынуждены сокращать персонал. По разным оценкам, за вторую половину 2014 и первую половину 2015 годов, численность сотрудников автодилеров сократилась на 5–15%.

В тот период самое большое влияние на авторынок оказала неопределенность геополитической ситуации, ослабление курса рубля, и, как следствие, повышение цен на автомобили и ставок по автокредитам.

В этом же году ситуация иная. Обвал рубля на фоне дешевеющей нефти кратковременно увеличил спрос на новые автомобили. В марте объединенными усилиями удалось реализовать 162,3 тыс. машин, а показатель роста продаж составил 4%.

Люди понесли обесценивающиеся сбережения в дилерские центры, но ситуации 2014 года не наблюдалось. Это можно объяснить тем, что реальные доходы населения падают, людей, имеющих сбережения становится все меньше, а сроки владения автомобилем увеличиваются.

Не поддержали продажи и граждане соседних стран, которые также получили свою «порцию» кризиса. Введенный режим самоизоляции для граждан и карантина для автодилеров, сильно отразился на прибыли дилерских центров, которые и так еле сводили концы с концами. Еще один тревожный «звоночек» был озвучен управляющим «Объединенной Автомобильной Корпорации - РРТ», Сергеем Новосельским. В марте резко выросло количество наличных сделок без использования автокредитов, при покупке автомобиля. Это произошло потому, что правительство ввело налог на вклады в банках, и те люди, у кого находились деньги на счетах, снимали их и тратили на покупку автомобилей. Не секрет, что кредитные сделки составляют весомую часть прибыли автодилеров.

Как отразится коронавирус на дилерских центрах

В объявленный нерабочий период с 30 марта дилерские центры Москвы и многие автоцентры в регионах вынуждены были закрыть шоу-румы, отпустить персонал на удаленную работу, а тех, кого не получается — в вынужденный отпуск. Сервисное обслуживание и ремонт автотранспорта можно провести только в разрешенных властями мастерских.

По прогнозам специалистов мировой автомобильный рынок в 2020 году «рухнет» на 14%, а что это может означать в пределах нашей страны? А то же самое, что и во всем мире. Падение продаж новых автомобилей вынудит дилерские центры сократить персонал, а некоторые более мелкие автопредприятия вполне могут закрыться.

Своим видением ближайшего будущего дилерских центров поделился Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»:

Андрей Каменский Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»

Андрей Каменский

Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»

Чтобы прогнозировать то, насколько рынок может просесть, и как временная приостановка работы повлияет на показатели – важно сначала понимать, когда именно будет завершен карантин и автодилеры вновь смогут запустить работу. Пока продажи автомобилей как таковые не производятся: дилеры могут принимать онлайн-авансы, но выдать забронированные автомобили получится только после окончания карантина. Поэтому логично, что пока продажи российского авторынка в апреле 2020 года стремятся к нулю. И в любом случае авторынку понадобится время на восстановление, моментального взлета не произойдет.


Все это будет происходить на волне поднятия цен на автомобили, хотя покупательский спрос итак невелик. С апреля многие автопроизводители повысили цены на свои машины на 3-5%. Это первый шаг для компенсации убытков от простоя на карантине. Возникает вопрос, а для чего повышать цены на автомобили на фоне падения спроса?

Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно посмотреть на Китай, где и стартовала ситуация с вирусом. Мировая автомобильная промышленность зависит от Китая очень сильно. Наша страна тоже не отстает в этом плане. Мы закупаем огромную номенклатуру материалов и комплектующих из Поднебесной. Европейские заводы также находятся в зависимости от производственных мощностей Китая и любое изменение отражается на их собственных заводах. Остановка производства в Китае заставляет производителей искать альтернативных поставщиков. А это простои, просрочка подписанных контрактов, выплаты заработных плат и других платежей. Все эти расходы будут включены в стоимость автомобилей.

Но и это не самое главное. На фоне нефтяных войн происходит обесценивание рубля, а так как закупки компонентов для автомобилей происходят за валюту, то колебания курса вызывают повышение стоимости на сырье и комплектующие. Как только рубль начинает падение, это вызывает повышение себестоимости производства. И, соответственно, растут и цены на автомобили.

Как отразится коронавирус на дилерских центрах

В сложившийся обстановке практически все дилеры декларировали продажи автомобилей онлайн. Желающим купить машину предлагается забронировать понравившуюся модель, оформить кредит или оставить предоплату и ждать снятия карантина для того, чтобы забрать машину. Да, таким способом и раньше можно было купить автомобиль, но этой услугой мало кто пользовался. Вспомните печальный опыт начала продаж Renault Arkana, когда из 300 запланированных, онлайн продали лишь две машины.

На деле, о полноценных продажах речи не идет. Единичные случаи реальных продаж зафиксированы у китайских марок, при которых купленный и уже стоящий на учете автомобиль доставляли владельцу на эвакуаторе.

Как рассказал редакции Андрей Каменский, компания активно ведет работы в этом направлении и расширяет спектр предлагаемых услуг.

Андрей Каменский Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»

Андрей Каменский

Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»

«АВИЛОН» ведет онлайн-продажи, и они пользуются спросом у клиентов, так как покупатели сейчас стремятся забронировать автомобиль по старым ценам, ожидая их роста. Складской ресурс у дилеров закуплен по старым ценам, однако любая новая поставка будет, однозначно, дороже. Мы отмечаем хорошую статистику по контрактованию: в среднем сейчас принимаем 20-25 онлайн-авансов в день и количество авансов увеличивается с каждым днем. Также мы консультируем клиентов и по самым разным бытовым вопросам, для этого организована горячая линия, которая сейчас работает в усиленном режиме. Страховку мы сейчас также пролонгируем онлайн. Доставка будет осуществляться только после карантина. Продемонстрировать автомобиль нам помогают ранее отснятые фотографии и видео.


Возникает вопрос: зачем в такой ситуации нужны шоу-румы дилеров и менеджеры по продажам автомобилей? Посмотреть автомобиль вживую? Потрогать материалы отделки? Прокатиться на тест-драйве? В будущем, и это может не понадобиться. Можем предположить один из вариантов взаимодействия с потенциальным клиентом: вы звоните или оставляете заявку на тест-драйв у дилера. В оговоренное время и в оговоренном месте подается интересующий вас автомобиль — вы совершаете тест-драйв и по его итогу принимаете решение о покупке. После оплаты вам доставят автомобиль по выбранному адресу. Ключ заменит приложение на телефон, документы уже итак выдают в электронном виде. Не нужно будет ездить в ГИБДД для оформления документов, все будет сделано онлайн.

Как отразится коронавирус на дилерских центрах

Но на этом пути возникает много проблем как чисто технических, так и не готовности законодательной базы для реализации автомобилей через интернет.

Андрей Каменский Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»

Андрей Каменский

Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»

Среди возможных препятствий на пути дальнейшего развития онлайн-продаж можно назвать то, что покупатели пока психологически не готовы к приобретению автомобиля полностью онлайн с доставкой на дом. Есть такие клиенты, которым важно сначала увидеть автомобиль в салоне, внимательно ознакомиться с ним, и только затем оплачивать. Чтобы постепенно преодолевать этот барьер, дилерам важно создавать удобную инфраструктуру в онлайне: представлять на сайте полную и подробную информацию обо всех моделях и комплектациях, создавать простую и понятную инфраструктуру для процесса оплаты и т.д.


Попробуем представить ближайшее будущее. В скором времени покупка автомобиля не выходя из дома станет вполне обыденной процедурой — эпидемия вируса лишь ускорила процесс переноса продаж в онлайн пространство.

На месте красивых зданий дилерских центров могут остаться склады с автомобилями и сервисные мастерские. Отпадет надобность в посредниках между покупателем и автомобилем. Целые профессии останутся невостребованными. Для выбора автомобиля не будет необходимости посещать автосалон. В сети можно будет найти описание и детальный обзор какой угодно машины: блогеры и журналисты расскажут про доступные опции, о том, как автомобиль «едет», какой у него расход топлива, какие материалы применены для отделки интерьера и даже о том, какой запах можно уловить, находясь в салоне. Также купленную машину доставят прямо до адреса проживания или до места работы. Никакого живого контакта между людьми, огромная экономия времени и меньше риск нарваться на мошенников.

Некоторые вещи можно сделать уже сейчас. Онлайн можно подать документы на рассмотрение кредита и оформить страховой полис. Можно забронировать понравившуюся модель, выбрать и оплатить установку аксессуаров. Следует ожидать того, что список предоставляемых услуг будет расширятся.

Если сейчас дилерские центры не пересмотрят или не изменят действующие бизнес-процессы, то в будущем перспектив у таких предприятий немного. В наступивший век цифровизации и электронной коммерции продажи онлайн становятся не галочкой на сайте, а одним из важнейших инструментов продаж.


Вам будет интересно

Случайные материалы