bagio-winter
Анна Криворучко

Как и на сколько штрафуют водителей за смартфон

Разбираемся, чем чревато использование мобильного телефона за рулём и как выявляют нарушителей

Сегодня «начинка» большинства современных автомобилей может легко конкурировать с любым мобильным устройством. Выход в интернет, доступ к медиафайлам и онлайн-платформам, полное дублирование телефона водителя, на худой конец. Казалось бы, находясь в одном пространстве со всем этим великолепием, можно даже не вспоминать о смартфоне как об отдельном гаджете. Но на деле выходит, что родная трубка так и манит: соцсети не смотрены, сообщения не читаны, а крошка-динамик и не менее компактный микрофон куда привычнее и приватнее аудиосистемы, разносящей все диалоги эхом по салону.

Феномен кажущейся незаменимости смартфона довольно трудно объяснить, так что его приходится принимать как немного печальный факт. Скорее всего, вы не раз видели по соседству водителя, который сфокусирован на дисплее куда больше, чем на дороге. Неважно, развлекательный это контент, новости или рабочий чат. Главное, что всё внимание сосредоточено на синем экране, а не на том, что происходит вокруг. Готовы поспорить, что у большинства сторонних наблюдателей это чаще вызывает раздражение. Но давайте признаемся: каждый, кто уже успел немного пообвыкнуться за рулём, хоть раз да отвлекался на телефон. В единичном случае это сложно назвать «криминалом», но, учитывая массовость данного фактора, использование мобильного во время движения действительно стало проблемой.

Действительно ли использование телефона за рулём опасно

Если совсем коротко, то ответ однозначный — да. А если разбираться чуть подробнее, то опасных составляющих две (на самом деле кратно больше, но сейчас поговорим о самых очевидных моментах):

  • фокус внимания;
  • время реакции.

Первый пункт немного очевиднее. В нём речь о том, что человек способен вдумчиво следить лишь за одним «объектом». Попробуйте одновременно смотреть фильм и читать книгу — очень скоро сюжет одного произведения от вас ускользнёт. С картинкой за ветровым стеклом и экраном мобильного та же история. И хорошо, если внимание к окружающей действительности покинет вас в условной очереди на светофоре, а если в движении? При желании последствия можете нарисовать сами.

С временем реакции всё уже не так прозрачно. Простому смертному на то, чтобы осознать потенциально опасную ситуацию и начать применять самый тривиальный приём — экстренное торможение — потребуется порядка одной секунды при условии, что он максимально внимательно следил за дорогой и был готов к возможному внештатному инциденту. Применив несложную арифметику, выясним, что на обычной городской скорости за это мгновение автомобиль проедет всего лишь лишний метр, дистанция же остановки будет зависеть от состояния дорожного полотна, ТТХ машины и особенностей покрышек. А теперь добавим в это уравнение экран телефона. Сфокусироваться на нём, затем сразу бросить взгляд на дорогу, распознать угрозу, перегруппироваться за рулём и, наконец, коснуться педали тормоза — на каждое из этих действий по отдельности понадобится не так много времени, но, если сложить все эти доли секунд, получится, что без замедления автомобиль проделал путь длиной минимум в собственный корпус. При большой дистанции и свободном потоке это ещё можно загнать в пределы разумного, хотя и с трудом, а на пешеходном переходе или в случае внезапной аварии впереди? К слову, мы смоделировали идеальный сценарий — в жизни же никто не будет в тот же миг «выныривать» из экрана, иначе зачем вообще на него переключаться.

Ещё более печальная история с контролем органов управления. Точно и быстро поворачивать руль можно, только используя обе руки. Если вам кажется, что вам удастся так же успешно справиться и одной, то «кажется» здесь — ключевое слово. На малых углах отклонения от «нуля» это не так заметно, но, чтобы быстро «нырнуть» в соседнюю полосу и предотвратить потенциальный занос, «баранку» придётся выкрутить на 180 градусов сначала в одну, потом в другую сторону и лишь затем поставить колёса прямо. Поупражняйтесь на месте и засеките время, результат вас удивит.

Понятно, что это касается любых действий, связанных с непосредственным использованием смартфона, будь то разговор (когда аппарат находится в руках), набор сообщения или пролистывание ленты новостей.

Что по этому поводу говорит закон

Напрочь запретить телефоны в современной жизни невозможно, и это всем понятно. Единственное требование, которое выдвигается к устройствам, используемым в процессе вождения, — наличие hands free. То есть стандартной гарнитуры или возможности подключить телефон к автомобилю. Самые примитивные «пары» помогут просто ответить на звонок, не отвлекаясь от дороги — для этого сгодится обычный наушник с микрофоном. А современные устройства смогут и входящее сообщение зачитать, и конвертировать голосовой ответ в текст, и выполнить ещё добрую сотню команд. Причём это возможно не только по протоколу взаимодействия с головным устройством машины, но и «сольно».

Если подходить к вопросу совсем формально, нормативно-правовые акты регламентируют только доступность опции держать руки свободными, якобы оставляя небольшую лазейку в законе.

«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».

На деле же всё немного иначе.

Какой штраф за телефон за рулём в 2024 году

Сегодня за непосредственное использование мобильного наказывают одинаково по всей России. Постановление выносят по статье 12.36.1 КоАП РФ. По ней штраф составляет 1500 рублей. В первые 20 дней с момента оформления его можно оплатить со скидкой 50%. Прогрессивной шкалы наказания за подобное «прегрешение» нет, зато «выписывать» могут хоть по несколько раз за день.

Выявляют незаконопослушных граждан сразу двумя способами. Первый всем давно известен: это бдительные сотрудники ГИБДД, отлавливающие нарушителей «на глаз». Однако тенденция на автоматизацию никуда не делась, так что роль «зоркого ока» и в этом аспекте потихоньку примеряют камеры. Совсем недавно распознавать телефоны в руках с разной долей успешности могли только столичные объективы, но уже пару лет этому обучаются комплексы автоматической фиксации по всей стране.

Безусловно, процент ложных срабатываний велик. Часть некорректных штрафов отсеивается ещё до отправки, а часть автолюбителям приходится оспаривать в частном порядке. Благо сейчас это можно сделать онлайн без долгого визита в подразделение. Обычно дополнительных доказательств невиновности не требуется, достаточно приложить фото нарушения и на всякий случай прокомментировать, что за предмет находится в руках.

Самый простой способ избежать штрафа — отложить телефон в дороге. Если же экран необходим для сверки с картой местности, используйте удобные держатели — сейчас их огромное количество. Что касается разговоров, понятно, что проводить время в пробке куда веселее за беседой, да и рабочие созвоны в неурочные часы тоже никто пока не отменял, но мы ведь живём в век невероятных технологий! Не подходит громкая связь — обзаведитесь обыкновенными наушниками. Поверьте, они стоят в сотни раз дешевле нового бампера, не говоря о чьей-то жизни.


Фото: Анна Криворучко

bagio-winter