Как европейцы путешествовали в Средние века
Действительно, были люди, которые за всю жизнь не выезжали дальше местного рынка, а у некоторых вообще не было возможности путешествовать. Не забываем о том, что мы говорим об историческом периоде, который традиционно принято датировать V – XV вв. В это время огромное количество людей было зависимым и привязанным к земле (считай, землевладельцу). В такой ситуации особенно не попутешествуешь. Но даже если человек был лично свободным и мог поехать, куда ему заблагорассудится, то сделать это было не всегда просто, хотя и возможно.
Куда обычно ездили в Средние века?
Для обычных людей самыми распространенными причинами путешествия было посещение святых мест или военные действия. Некоторые вполне удовлетворяли свой духовный голод, наведываясь в соседнюю церковь, но кто-то отваживался отправиться дальше. Те, кто мог себе позволить, ехали за границу: в Компостелу, Рим или даже Иерусалим. Паломничество было популярным занятием, и существует мнение, что многие паломники были эдакими скрытыми туристами, желающими увидеть мир под благовидным предлогом.
С военными дело обстояло немного иначе, так как им не приходилось выбирать место назначения. Новобранцы, например, в Англии, встречались в традиционном месте сбора, а затем, подняв знамена своих вассалов, отправлялись вместе с остальной армией на север сражаться с шотландцами или на юг, бить французов. В некоторой степени это тоже можно назвать путешествием, особенно, если учесть, что военные кампании длились годами.
Нельзя не упомянуть крестоносцев — главных средневековых странников. Правда, все их многочисленные походы оставляли за собой реки крови и разоренные города, но сами рыцари, несомненно, получали новые впечатления.
Путешественники привозили в родные края рассказы о тех местах, где они успели побывать. Так как в те времена развлечений у населения было не много, новые истории становились настоящим событием, а сами рассказчики пользовались народной любовью и популярностью.
Кто чаще путешествовал?
Важно отметить, что путешествия были гораздо более распространены среди людей, находящихся наверху социальной лестницы. Король и его придворные почти постоянно находились в движении: они объезжали владения, собирая подати и налоги. Помимо личных коронных земель государь также мог посещать своих вельмож. Правда, такие визиты не всегда были желанными, поскольку обходились хозяину дорого, ведь приходилось на недели размещать, развлекать и кормить высокопоставленных придворных.
Много путешествовали и духовные лица. Архиепископы и епископы ездили в резиденцию Папы и обратно, посещали разные приходы внутри своих епархий. Священнослужители много разъезжали по делам своего «начальства». Было также много странствующих проповедников и монахов.
На чем передвигались средневековые путешественники?
Бедные европейцы, как не трудно догадаться, передвигались на своих двоих. А вот те, кто был побогаче, могли обзавестись каким-никаким транспортом. Вельможи ездили в крытых каретах — четырехколесных экипажах с кучером, которые венчал навес полукруглой формы. Еще одним вариантом транспорта для знати был похожий на карету «ящик», балансирующий на двух шестах, передние и задние концы которых были прикреплены к сбруям лошадей, обученным ходить с одинаковой скоростью.
Однако наиболее распространенным способом передвижения была верховая езда, которая была доступна не только высшим классам. Кстати, лошадей можно было взять в аренду, но в Средние века они отличались по размерам от современных – были значительно меньше.
Средневековые дороги
После падения Рима транспорт стал более примитивным. В то время как римляне демонстрировали впечатляющее мастерство в строительстве сети дорог по всей империи, в Средние века транспорт стал менее доступным. Некогда широко распространенная система взаимосвязанных дорог и мостов рухнула вместе с империей. Даже те дороги, которые остались от Рима, долгое время находились в плохом состоянии, так как за ними не следили и их не ремонтировали.
Дороги вновь представляли собой неровные, изрытые бороздами грунтовые насыпи, которые во время дождя превращались в грязное месиво. При этом росла популярность колесных повозок, для которых были нужны ровные дороги. Кстати, католическая церковь активно агитировала население жертвовать денежки на починку дорог, называя это дело исключительно богоугодным и обещая верующим небесные блага и сокращенный срок пребывания в Чистилище.
С какой скоростью передвигались?
Так как люди небогатые путешествовали пешком даже на приличные расстояния, скорость передвижения оставляла желать лучшего. В день странник проходил пешком около 25 км, и это при хороших условиях. Если же стояла плохая погода или дороги были размытыми, то преодоление за день 12 км уже было успехом. Груженая телега за день проезжала около 20 км, а зимой и того меньше. Всадник, вынужденный все время ехать на одной лошади, мог проехать до 40 км в день. Богатые люди и придворные могли себе позволить менять лошадей, преодолевая немыслимое расстояние — 60 км в день.
Расстояние, пройденное за день, зависело от продолжительности светового дня, времени года, погоды и того, где располагался следующий постоялый двор. Если ближайшая гостиница находилась в пяти милях, а вы могли выехать лишь в полдень, то пытаться добраться до нее было бессмысленно, так как не было шансов успеть до наступления темноты.
Иногда на дорогах попадались путевые знаки, указывающие, например, более короткий путь через лес, но проблема заключалась в том, что их можно было легко повернуть или передвинуть, направив путников в руки поджидающих разбойников.
С какими трудностями сталкивались путешественники?
В Средние века дальние поездки были рискованным и опасным предприятием, которое требовало основательной подготовки, и, что очень важно, выбора спутников. Путешествие не было чем-то таким, к чему можно было бы относиться легкомысленно. Путешествовать в одиночку было крайне небезопасно. Дороги кишели бандитами. Часто это были солдаты, которым нечем было заняться во время затишья в сражениях.
Еще одной проблемой было отсутствие карт в современном понимании. Были сведения о маршрутах, которые содержали список мест между вашей отправной точкой и пунктом назначения. Удачливым путешественникам удавалось найти спутника, который имел преставление хотя бы о начале маршрута. В противном случае приходилось опрашивать местных жителей, как добраться до следующего пункта.