bagio-winter
Евгения Жилина

К юбилею АвтоВАЗа: 50 лет со дня выпуска легендарной «Копейки»

За свою более чем 50-летнюю историю завод АвтоВАЗ пережил многое — в 90-х за контроль над предприятием и вовсе бились бандитские группировки. Приоткрываем страницы истории!

Немного истории

Ровно полвека назад, 19 апреля, с конвейера тольяттинского завода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, получивший в народе название «Копейка». Строительство самого предприятия началось за 4 года до этого примечательного события: правительство СССР выпустило соответствующее постановление в 1966 году. На Западе же бум автомобилестроения начался еще в начале 60-х, но в СССР, хотя продажи личного автотранспорта и были разрешены, не было возможности удовлетворить растущий спрос.

Планы автомобилизации Союза были по-настоящему грандиозными: новый Волжский автомобильный завод должен был выпускать около 600 тысяч легковых автомобилей в год. Это значительно увеличило бы число машин на душу населения. Так, если в середине 1960-х г. на тысячу жителей СССР приходилось 4 легковых автомобиля, то через десять лет это число достигало 16, а к 1980 – 30 штук. Хотя от Западной Европы с их показателем в 250 машин на 1000 человек и США, где машину имел едва ли не каждый второй, СССР отставал, результаты все равно были впечатляющими.

ВАЗ-2101, с которого начиналась история завода, выпускался на протяжении 18 лет, и последний автомобиль этой модели сошел с конвейера в 1988 году. Всего же за этот период было сделано почти пять миллионов «копеек» различной модификации.

АвтоВАЗ достаточно быстро получил народное признание и широчайшую известность, а в прошлом году издательский дом «Комсомольская правда» даже вручил компании награду: LADA заняла место в рейтинге «50 легендарных брендов нашей страны».

АвтоВАЗ и лихие 90-е

После подписания Беловежских соглашений и распада Советского Союза, для АвтоВАЗа настали непростые времена, а главной проблемой на долгое время стал вопрос о том, кто станет управлять предприятием. Различные ОПГ (Волговская, Слоновская, Рузляевская, чеченские группировки) превратили Тольятти в гангстерский Чикаго времен действия Сухого закона. В ходе непрекращающихся бандитских разборок гибли десятки человек, среди которых были криминальные авторитеты и их жены. Масштабы преступности росли в геометрической прогрессии: бандиты свободно разгуливали по заводу и контролировали весь процесс производства и погрузки автомобилей, который, кстати, не прекращался. В те годы завод стал выпускать модели ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111.

Ситуацией в Тольятти заинтересовался сам Анатолий Куликов, министр МВД России в тот период. Было принято решение о проведении спецоперации по освобождению АвтоВАЗа, но по факту, против преступников развернулась настоящая война: СОБР буквально зачищали территорию предприятия от цеха к цеху. К началу 2000-х большинство главарей банд уже были осуждены, но до этого момента их киллеры убили множество неугодных, в том числе телевизионщиков, журналистов и редакторов, освещавших события на АвтоВАЗе.

Новое тысячелетие и новые модели

Начало XIX века ознаменовалось сотрудничеством АвтоВАЗа и General Motors, самой масштабной автомобильной корпорации Соединенных Штатов. В 2001 заработало их первое совместное предприятие GM-Avtovaz, где стали производиться внедорожники Chevrolet Niva. Примерно в это же время инженеры АвтоВАЗа взялись за разработку новой модели – Lada Kalina, которая уже через 4 года сошла в конвейера тольяттинского завода.

Нагрянувший в 2008 году мировой экономический кризис оказался очень болезненным для предприятия: всего за год выручка компании упала почти на половину. Значительно сократилось качество производимой продукции. Сокращение штата составило более 25%, но большинство бывших работников АвтоВАЗа вышли на пенсии, а почти 2,3 тыс. смогли оформить пенсию досрочно, что стало в России беспрецедентной мерой.

Постепенно ситуацию удалось нормализовать, и во многом это произошло благодаря подписанию соглашения с Renault, который обещал помочь в технологическом отношении. В 2011 должность главного дизайнера АвтоВАЗа получил Стив Маттин, который занимался разработкой дизайна для таких автомобильных гигантов как Mercedes-Benz и Volvo. Помимо разработки нового фирменного стиля компании, Маттин занимался дизайном моделей Lada Vesta и Lada XRAY.

Судьба Жигулей

Сегодня, согласно статистике продаж новых машин, автомобили АвтоВАЗа являются наиболее востребованными среди россиян, что во многом обусловлено доступной ценой и простым обслуживанием. Но не потеряла популярность и бессмертная классика – Жигули, которые можно назвать визитной карточкой советской автомобильной промышленности. Среди российских музыкантов и певцов, начинавших карьеру при СССР, немало тех, кто на первые гонорары приобрел себе именно Жигули, например, Алла Пугачева и Олег Газманов. Сегодня трудно представить, что отечественные машины были показателем достатка, но в 80-е, а уж тем более в 70-е годы, Жигули были предметом гордости для одних и заветной мечтой для других советских граждан.

Увы, все автомобили линейки уже давно сняты с производства из-за падения спроса и слабой конкурентоспособности. Последняя «Семерка» сошла с конвейера еще в 2014 году, причем произошло это не в России, и даже не на территории СНГ, а в Египте. В России ВАЗ-2107 окончательно сняли с производства двумя годами ранее, хотя долгое время эта модель, представлявшая собой улучшенную версию «Пятерки», была флагманом всей линейки.

За свою историю АвтоВАЗ выпустил десятки миллионов автомобилей, и многие из них до сих пор колесят по российским дорогам. Конечно, в техническом отношении их невозможно сравнить в современными автомобилями, но тем не менее они остаются наглядным символом ушедшей эпохи и важнейшей вехой отечественного автомобилестроения.

bagio-winter