- 15.02.2018
- /
- Полезное, Читалка
- /
- Никита Прохоров
В 2080 году люди полностью переселились на главный спутник земли – Луну. Космические путешествия стали обыденным явлением. Именно таким представлялось будущее создателям фантастического фильма «Приключения Плуто Нэша», главный герой которого передвигался на уникальном беспилотном автомобиле с виртуальным «дворецким».
В 2002 году транспортное средство без водителя выглядело невообразимо и вульгарно. Однако лишь 4 года спустя компания Lexus представляет миру новое поколение премиального седана Lexus LS460 с системой автоматической парковки. Автомобиль, самостоятельно вращающий руль при парковке, произвел фурор. Так началась новая эра автомобильных помощников.
Система автоматической парковки
Дебютировавшая в 2006 году система автоматической парковки претерпевала многочисленные изменения, совершенствуя процесс беспилотного управления автомобиля до идеала. На сегодняшний день существует как полуавтоматическая, так и полностью автоматизированная система, однако, принцип определения парковочного места и передвижения автомобиля остается неизменным.
Для внедрения данной системы необходимо наличие:
- системы курсовой устойчивости,
- ЭУР (электрического усилителя руля),
- АКПП,
- системы парковочных радаров.
Подключаемая принудительно самим водителем система автоматической парковки с помощью парковочных радаров определяет достаточное для параллельной, либо перпендикулярной парковки место. Примечательно, что у разных производителей «достаточным» считается пространство, равное длине автомобиля, к которой прибавлены от 0,5 до 0,8 метров.
Определив место, система вывод проекцию будущей «парковки» на экран мультимедийной системы, при наличии системы кругового обзора. Следующим этапом является перевод селектора АКПП в необходимый для «внедрения в парковочное место» режим. Полуавтоматическая система потребует от вас контролирования окружающей обстановки, «подсказывая вам», в какой момент следует нажать педаль тормоза. Автоматизированная же система сделает все за вас, увеличивая подачу газа с помощью ЭБУ.
Система контроля усталости водителя
Почти четверть всех аварий связана именно с человеческим фактором водителя, а именно - физической усталостью.
Представьте картину: вы едете по ночной дороге, по качеству близкой к идеальной. Из колонок аудиосистемы играет приятная, создающая атмосферу уюта музыка, а климат-контроль настроен на согревающую температуру. Вы расслаблены. Согласитесь, пока вы это прочитали вас уже немного начало тянуть в сон. А что происходит с водителем в длительной поездке в реалии? В результате исследований установлено, что спустя 4 часа монотонной дороги скорость реакции водителя падает в 2 раза. А через 8 часов уже в 6 раз.
Именно для того, чтобы минимизировать риск заснуть за рулем и попасть в ДТП, и была придумана система контроля усталости водителя. Хотя технология мониторинга физического состояния была запатентована компанией Nissan аж в 1977 году, первые системы стали устанавливаться многим позже.
Первыми автопроизводителями, которые стали использовать такую функцию на своих моделях стали компании Volvo и Mercedes-Benz.
Сама система на данный момент представлена в двух вариациях и у разных марок может немного отличаться по алгоритму работы.
Электронная часть системы состоит из:
- блока управления и анализа информации,
- датчика определения действий водителя,
- камеры мониторинга эмоционального фона автомобилиста (присуще для второго, японского сегмента автопроизводителей),
- датчика определения положения автомобиля.
Для европейских автомарок присущ первый алгоритм работы системы, а именно: несколько датчиков анализируют действия водителя (сила и частота нажатия на педали, диапазон поворота рулевого колеса и прочие), затем передают информацию в системный блок, который в свою очередь выносит вердикт об усталости водителя.
Для японских же производителей характерна установка камеры видеонаблюдения, спрятанной напротив лица водителя. Она будет сканировать частоту моргания и эмоции на засыпающем лице.
Как только система поймет, что дело плохо и водителя надо будить, она подаст сигнал о необходимости выпить кофе и остановиться для передышки.
Адаптивный круиз-контроль
Данная система позволяет не просто поддерживать на протяжении всей поездки заданную скорость, но и положение автомобиля в полосе и потоке.
Система адаптивного круиз-контроля состоит из:
- датчика расстояния до впереди идущего автомобиля,
- блока управления,
- исполнительного устройства,
- системы определения положения автомобиля в полосе (опционально).
Подобно парктроникам, радары посылают электромагнитные волны на объект и, получая «эхо», определяют расстояние. Частота отражения волны также определяет и скорость следующего впереди автомобиля. Данная информация преобразуется в электрические сигналы и передается на блок управления системой, которая и контролирует положение машины в потоке.
Далее программное обеспечение производит анализ входной информации с данными о движении вашего автомобиля и с помощью вспомогательных и главных систем автомобиля, таких как: электронная дроссельная заслонка, АКПП, ЭУР, система курсовой устойчивости, - корректирует скорость и направление. Опционально система адаптивного круиз-контроля оснащается еще одной, не менее важной и интересной технологией – системой контроля полосы, подразделяющейся на два вида:
- система предупреждения о съезде с полосы (Lane Departure System «LDS»), создающая звуковые или визуальные информационные уведомления о попытках смены полосы;
- система удержания в полосе (Lane Keeping System «LKS»), которая в автоматизированном режиме способна скорректировать курс автомобиля с целью сохранения его в полосе при отсутствии реакции водителя на предупреждающие уведомления.
Предположим, что современные машины действительно могут помогать водителю практически во всем и даже передвигаться и парковаться самостоятельно, почти как «супер-авто Плуто Нэша». Но как быть с человеческой составляющей, дворецким, который мог бы не только направить автомобиль по необходимому маршруту, но и поддержать беседу в долгой дороге?
Робот-компаньон
Компания Toyota подготовила ответ на этот вопрос. Korobo Mini – это уникальный миниатюрный робот-компаньон. Его высота составляет 10 сантиметров. Милая неуклюжесть и детские черты в его внешности не оставят равнодушным ни одного из водителей. Функционал «малыша» не ограничивается простой беседой. Робот способен производить поиск в интернете по запросу, делать закупки в интернет-магазинах и воспроизводить подсказки навигационной системы.
Адаптивный робот способен подстраиваться под своего владельца и копировать его жестикуляцию. Если вы хотите приобрести такого собеседника, совершенно не обязательно обладать супертехнологичным автомобилем последнего поколения. Достаточно иметь при себе смартфон, к которому посредством Bluetooth и «коннектится» мини робот.
Таким образом, мы можем прийти к заключению, что будущее, некогда представлявшееся таким далеким и недостижимым, обрело свое воплощение в настоящем. Несмотря на то, что межпланетные перелеты на автомобиле все еще кажутся нам фантастикой, беспилотная парковка и вождение уже становятся обыденностью, а дальние поездки в одиночестве больше не будут сводить вас с ума благодаря умному роботу-компаньону.