bagio-winter
Никита Прохоров

Японская классика со вкусом Wasabi: история одной мастерской

Что такое ретро-автомобиль «страны восходящего солнца» и с чем его едят? Причем здесь васабии сакура? Обо всем подробно в статье.

В бесконечной суете будних дней, в городе, где люди встают раньше восхода солнца, чтобы успеть на работу, а «обед на бегу» превратился в один из вариантов подачи блюда, мы неуклонно погружаемся в себя, целиком и полностью позволяя волне бешеного ритма города захлестнуть нас с головой. Пытаясь «ощутить дыхание» жизни, нащупать пульс на своей истощенной руке «мегаполисного зомби», мы постоянно стремимся познать что-то новое, открыть для себя незнакомую доселе кухню, страну или направление искусства.

Примерно лет 10 назад таким открытием для «русской души» стала японская культура, нашедшая свое распространение в умах единиц, и японская кухня, покорившая желудки (и сердца) всего населения.

Так, в свой 15 минутный перерыв на обед поедая очередную порцию роллов, приправленных любимым васаби, я задумался о том, как мало мы знаем о японской культуре, раз и навсегда ворвавшейся в обиход нашей жизни. А, ничего сакура – это не просто вишня, а японский автомобиль - не просто синоним надежности...

История автомобилестроения в «стране восходящего солнца» начинает свое исчисление лишь с начала 20-го века. В стране, где самурайская выносливость почтальонов делала повозки уделом богачей и императоров, где не существовало ни полезных ископаемых, ни топлива, автомобиль «приживался» с великим трудом. Первым автомобилем, колесо которого коснулось земли японского острова, стал французский Panar Lavassor.

Стоит ли упомянуть о том, что именитые сейчас автопроизводители из Японии когда-то занимались строительными материалами! Именно с производства строительных материалов из пробкового дерева в 1920-м году началась история компании Джуджиро Мацуды – Mazda.

Свое название компания получила лишь в 1931 году с выходом первого «автомобиле-подобного» трехколесного транспортного средства. Mazda – это имя зороастрийского бога верховного света, которое, к тому же, было созвучно имени создателя компании.

— Вас приветствует Владивосток — самый русский город!

— Какой русский? У вас там все на японских машинах ездят.

— Ну всё правильно! Мы им сделали русское предложение, от которого они не смогли отказаться: либо мы, русские, ездим на их японских машинах, либо они, японцы, ездят на наших русских.

Действительно, российские города заполонили японские автомобили различных марок и моделей. Но часто ли вы видите японский ретро автомобиль на территории нашей родины? Уверен, многие из вас удивлены, что такой термин вообще существует.

Уникальная по своему своеобразию мастерская «Wasabi Classics» не просто занимается реставрацией таких автомобилей, а в буквальном смысле этого слова воскрешает и сохраняет самые уникальные из них. Целью компании является безукоризненное придание автомобилю первозданного вида «как с конвейера». Некоторые уникальные экземпляры выставляются на продажу, но большая часть из них попадает в коллекцию. Об истории создания компании, ее развитии и самых уникальных «автомобильных сокровищах» рассказал управляющий «Wasabi Classics», Роман.

Расскажите об истории создания компании? С чего все началось? Почему были выбраны именно японские ретро-автомобили?

Выбор в пользу японского автомобилестроения был сделан из-за большого интереса к японской культуре основателя компании. Все началось с реставрации нескольких классических японских автомобилей. Многолетний опыт, приобретенный в процессе работы, знание истории и невероятно сильная увлеченность своим делом не только основателя, но и мастеров позволили собрать уникальную и единственную в России коллекцию автомобилей Mazda с роторным двигателем. Автомобили, представленные в коллекции, являются «леворульными», за исключением Mazda Cosmo 110S, которая никогда не выпускалась серийно с левым рулем.

Как автомобили попадают к вам в мастерскую? Что преобладает: импорт автомобилей или покупка на территории РФ?

Каждый из автомобилей имеет свою неповторимую историю, непохожую на другие. Но объединяет их одно: все экземпляры действительно были ввезены нами на территорию РФ, за исключением Toyota Celica RA40 1981 года выпуска. Найденный в России автомобиль находился в плачевном состоянии, битый кузов обладал огромным количеством гнили и ржавчины. Это прекрасное купе было полностью отреставрировано с должным вниманием даже к самой мелкой детали.

Какими особенностями обладают роторные ретро-автомобили из Японии? С какими трудностями сталкивались при реставрации?

Несмотря на бытующее мнение о ненадежности и скромном ресурсе автомобилей с роторным двигателем, автомобили с данным типом двигателей являются очень простыми и надежными по своей структуре. При оказании должного ухода и технического обслуживания такие двигатели могут прослужить вам верой и правдой многие годы.

Наверное, основными сложностями при реставрации являются многочисленные скрытые очаги коррозии. Дабы сохранить полностью аутентичный вид автомобиля, наши мастера вручную с помощью применения специального оборудования, как «английское колесо», изготавливают детали взамен прогнившим, полностью повторяя все заводские выштамповки без исключения. Часто у автомобилей не хватает «шильдиков» или эмблем. Мы воссоздаем их на 3D принтере с точным повторением шрифта и рисунка. С интересной проблемой мы столкнулись при восстановлении Celica RA40. На центральной консоли с завода присутствовала монетница, которая в последствие канула в лету. Перепробовав множество подобных монетниц, было принято решение воссоздать эту деталь на 3D принтере, опираясь лишь на ее изображение. После реализации данной идеи, макет был выложен в свободный доступ в интернет, где его нашел уже другой обладатель идентичного купе с противоположного уголка России.

Какой автомобиль является самым интересным для вас? А самым сложным при реставрации?

Невозможно выделить какой-то один конкретный автомобиль. Например, Mazda Cosmo - является невероятно красивым японским спорткаром. Уникальность автомобиля заключается и в его ограниченном тираже, - всего было выпущено 1519 автомобилей. В нашей коллекции представлены сразу два таких автомобиля, что даже по международным меркам является большой редкостью.

Toyota Sports 800 – прекрасный представитель классических спортивных автомобилей из Японии. На данный момент «эта малютка» ожидает своей очереди на реставрацию. Ее история интересна тем, что, в первую очередь, это один из 300 серийно выпущенных автомобилей с левосторонним расположением руля, более того, один из 15 «леворульных» экземпляров, произведенных специально для острова Окинава с правосторонним движением. Автомобиль принадлежал американскому офицеру, судьба которого закинула в небезызвестный Вьетнам. Туда автомобиль перекочевал вслед за своим владельцем. К нам он попал уже из солнечного Голливуда. Второй автомобиль S800 принадлежал директору представительства Land Rover в Конго. Каким магическим путем этот «малыш» в 1969 году попал в Африку – история умалчивает.

Какие этапы реставрации проходят автомобили?

  • Осмотр и дефектовка автомобиля
  • Тщательная разборка автомобиля до винтика
  • Ремонт двигателя и навесного оборудования
  • Пескоструйная обработка и порошковая покраска элементов шасси и подвески
  • Реставрационные работы по салону автомобиля
  • Обработка кузова содой
  • Устранение коррозии кузова, реставрация его и покраска (Каждым автомобилем занимается единственный мастер вручную)
  • Анодирование алюминиевых деталей

  • Восстановление хромовых покрытий

  • Изготовление или восстановление всех уплотнителей 

  • Полировка и консервация ЛКП


Реставрационные работы по автомобилю занимают примерно пол года. На каждый автомобиль Wasabi Classics предоставляет гарантию. Мастерская оборудована специальной системой регулированная влажности воздуха и температуры для создания максимально пригодных для долговечного сохранения автомобилей условий. Ни один автомобиль не видел московской зимы, однако некоторые из них участвовали в многочисленных мероприятиях, в том числе и знаменитом ралли Bosch Klassik.

Надеюсь, эта статья поможет приоткрыть завесу тайны над таким неизвестным понятием, как Японский классический автомобиль.

Выражаем огромную благодарность Роману и всей команде «Wasabi Classics» за помощь при подготовке данной статьи.
bagio-winter