bagio-winter
Никита Прохоров

Изюминка Ватикана: папамобили

Рассказываем, каким был первый автомобиль, изготовленный специально для главы Католической церкви, и почему он получил название папамобиль. А также вы узнаете, почему понтифик отдает свое предпочтение Mercedes-Benz.

Ватикан таит в себе невероятное количество тайн и загадок, малая часть из которых попадает на страницы Дэна Брауна. Главой Католической церкви, а также верховным правителем Святого Престола, хранителем тайн является Папа Римский. Испокон веков каждому из правителей было положено транспортное средство для перемещения внутри и вне границ государства. Начиная палантинами с носильщиками и заканчивая бронированными лимузинами. Каждый автомобиль изготавливался индивидуально под нужды правителя, и Папа Римский – не исключение. Машины для главы Католической церкви получили неглавное название «Папамобили».

Первым папамобилем стал автомобиль Itala 20/30, произведенный в начале 20-ого века, который был подарен понтифику кардиналом Фарленом. Однако большую часть своей жизни лимузин провел в стенах гаража по причине затворничества Папы. Решение «римскому вопросу» положило правление Бенито Муссолини, когда понтифику впервые разрешилось покидать стены Ватикана. В связи с этим главе церкви был преподнесен Citroen CE6 Lictoria (лимузин отделанный позолотой и бархатом построенный совместными усилиями французских и итальянских мастеров).

Почему Mercedes-Benz?

Впервые о безопасности понтифика при выездах на транспортном средстве задумались после покушения на Иоана Павла II. Больше всех в этом преуспел немецкий бренд Mercedes-Benz, автомобили которого преобладают в гараже Папы Римского. Более 80 лет сотрудничества Ватикана и немецкого автогиганта, десятки и даже сотни различных модификаций, среди которых бронированные внедорожники Gelandewagen и ML со специальным прозрачными бронекапсулами, позволяющими понтифику стоять в полный рост, а также специальная серия лимузинов Pullman с дополнительным пуленепробиваемым защитным стеклом на крыше.

Первым немецким автомобилем в «святом гараже» стал Mercedes-Benz 460 Nurburg 1930 г.в. Примечательно, что «немец» стоял на голову выше «француза» по уровню отделки салона. Золотая и серебряная вышивка, дорогие ткани, искусно обработанное дерево, а также трон вместо заднего дивана – признаки настоящего папамобиля. Также автомобиль был оснащен специально системой навигации для водителя. У Папы располагался набор кнопок со стандартными пунктами назначения движения, у водителя же выбранная точка отображалась на световом экране. Таким образом, понтифик, не говоря ни слова, мог выбрать конечную точку маршрута движения.

Спустя 20 лет после Первой Мировой войны Папе Римскому был подарен Mercedes-Benz S600 Pullman. После этого, каждая новая генерация Mercedes-Benz S-Class выходила со специальной открытой версией для понтифика.

В 1975 году с приходом моды на внедорожники, Папе был преподнесен Toyota Land Cruiser 70 серии кабриолет в исключительно белом цвете. Джип поразил главу Католической церкви пониженной передачей, позволяющей двигаться со скоростью пешехода, а также очень высокой посадкой. Кроме того, внедорожник был удобен для миссионерских поездок Папы в отдаленные уголки планеты, где дорожная инфраструктура оставляла желать лучшего. Как и говорилось ранее, после покушения на Иоанна Павла II, ехавшего на Fiat Compagnola (джипе с открытым верхом) было принято решение создать максимально безопасный папамобиль.

Так, Mercedes-Benz представил свой уникальный G-class с интегрированной в кузов пуленепробиваемой прозрачной бронекапсулой, позволяющей вставать понтифику в полный рост и приветствовать публику. Несколько генераций легендарного внедорожника побывало в гараже Папы Римского. Лишь в последние годы жизни первоиерарх выбирал ML 430 с механизмом закатывания инвалидной коляски, так как из-за проблем со здоровьем Папа уже не мог перемещаться самостоятельно.

Отметим, что все последующие понтифики также отдавали свое предпочтение квадратному немецкому внедорожнику, однако жесткую прозрачную крышу было решено сменить на легкую быстросъемную обтекаемую капсулу, прозрачность стекол которой создавала эффект их полного отсутствия.

В кино

Все киноманы и любители сериалов, наверняка, знают сериал про Папу Римского – «Новый Папа». В новом сезоне киносаги о главе католической церкви продюссеры выбрали UAZ Pickup в качестве папамобиля. Доработанный итальянским тюнинг-ателье внедорожник получил бронекапсулу и ряд доработок, типичных для папамобиля. Номерной знак, как и полагается, - «SCV 1». Премьера нового сезона сериала состоится осенью этого года. Теперь роль главы Ватикана будет исполнять Джон Малкович, сменивший по сюжету истории самого молодого Папу в истории, которого сыграл известный актер Джуд Лоу.

bagio-winter