- 08.07.2019
- /
- За рулем, Автоистория
- /
- Никита Прохоров
В 1999 году король Иордании Абдула II поручил создать специальную компанию, которая бы занялась созданием особой бронированной машины для отечественных силовых структур. Однако созданная королем компания King Abdullah II Design and Development Bureau не стала разрабатывать собственный внедорожник, а поручила создание Bin Jabr Group Ltd из ОАЭ, которые, в свою очередь, обратились к Горьковскому автозаводу.
Перед русскими умами стояла задача создать простой, как топор, и надежный, как Т-34, автомобиль, не уступающий по проходимости знаменитому «Хамви», но и обладающего меньшей конечной стоимостью. Помимо ГАЗа, над созданием новинки трудились еще несколько заводов и конструкторских бюро. Так, в 1999 году был представлен первый опытный образец, получивший индекс 2975, «Тигр». Новинка представляла собой симбиоз БТР-80 и броневика «Водник».
Официальная премьера состоялась на оружейной выставке в Абу-Даби в 2001 году. Несмотря на то, что заказчик был удовлетворен автомобилем, поставка партии «Тигров» в Иорданию так и не состоялась. Но горьковчане не отчаялись и, подвергнув автомобили глубокой модернизации, представили в 2002 году на Московском автосалоне ГАЗ-2330. Уже в конце года было запущено производство броневиков, а в СОБР была доставлена первая партия автомобилей.
Что внутри?
«Тигр» представляет собой классический рамный внедорожник, только его рама усилена дополнительными лонжеронами. Кузов выполнен из стали. Для увеличения безопасности конструкции задняя часть салона отделена от кабины водителя перегородкой. К слову, «Тигр» способен перевезти до 1,5 тонн груза.
Каждое колесо обладает независимой торсионной подвеской, для облегчения управления установлены гидроусилитель руля и система ABS. Также внедорожник оснащен самоблокирующимися дифференциалами, автоматической подкачкой шин и кондиционер.
Под капотом «кошачьего» располагается мотор Cummins B, а также отечественный аналог – ЯМЗ-534. Максимальная достигаемая мощность – 215 л.с. Для обеспечения дальности пробега в 1000 км разработчики установили два топливных бака объемом 70 литров каждый.
Модификации
- ГАЗ-233034 — СПМ-1 «Тигр», третий класс защиты;
- ГАЗ-233036 — СПМ-2 «Тигр», пятый класс защиты;
- ГАЗ-233014 «Тигр» — армейский бронеавтомобиль;
- КШМ Р-145БМА «Тигр» — автомобиль для командного состава;
- ГАЗ-233001 «Тигр» — небронированный автомобиль повышенной проходимости.