bagio-winter
Анна Рождественская

История создания первой АЗС

В недавнем прошлом автомобиль напрямую зависел от работы аптек. Связано это было с тем, что лекарства и бензин покупались в одном месте. О том, как создавалась первая в мире АЗС и причем здесь аптека – подробнее в статье.

В далеком 1923 году, а именно в феврале, в городе Дейтон «пустила свои корни» первая в мире заправка, на которой реализовывался этилированный бензин. Это была новая ступень развития АЗС, так как до этого момента водители были вынуждены приобретать топливо в аптеках вместе с медикаментами.

Именно в аптеках в 1888 году водителям приходилось заправлять горючем свои автомобили. Первым таким пунктом раздачи бензина стала аптека в Германии, в городе Вислох. Берта Бенц (подруга изобретателя первого автомобиля) заправилась там перед путешествием в Пфорцхайм.

В свою уже полноценную поездку мисс Бенц отправилась в августе этого же года, и уже тогда девушка столкнулась с актуальной, на сегодняшний день, проблемой автомобилистов – пустым баком.

Выходить из этой ситуации пришлось очень необычным способом. Госпожа Бенц залила в свой автомобиль лигроин, представляющий из себя жидкую смесь углеводородов, более тяжелую, чем бензин. Это и послужило топливом для автомобиля. Лигроин отпускался в очень маленьком количестве, в крайне маленьких бутылках. Чтобы заправить полный бак, объем которого был равен двум литрам, Берте пришлось купить большое количество этих бутылочек.

Памятник Берте Бенц был установлен в 2008 году на месте той самой заправочной аптеке.

Отметим, что первые самостоятельные заправки появились в начале 20-ого столетия. Принято считать, что одна из первых таких станций начала работать в городе Сиэтле в 1907 году. Подобные заправочные станции представляли собой установленные цистерны с канистрами бензина, из которых топливо поступало непроизвольным самотеком напрямую в бак автомобиля.

Однако даже это было чем-то необычным, исключительным, выходящим за рамки привычного, ведь до этого времени самопередвигающиеся автомобили были большой редкостью.

Время идет, автомобиль становится массовым явлением, что напрямую связано с внедрением конвейерного производства автомобилей Генри Фордом. Люди стали задумываться над тем, чтобы облегчить себе жизнь и сделать заправку автомобилей более комфортной.

В 1920 году начинается активное производство бензоколонок.

В Германии, тем временем, уже преобладают бензоколонки, которые были установлены рядом с трассой. Согласитесь, это новшество для того времени! Как бы смешно ни звучало, но заправочный механизм немцы прозвали «Железной леди», так как уж очень он был похож на самое страшное орудие для пыток с одноименным названием. Поверх него венчались круглые таблички с указанием производителя компании.

«Железные девы» вскоре стали появляться и в других странах мира.

Через несколько десятков лет, а именно с 1940-х по 1950-е годы, стали появляться уже полноценные заправочные станции, которые мы наблюдаем сейчас на дорогах. В них появились мини-магазины, в которых можно было купить все необходимое в дорогу, а также туалеты, пригородные кафе и станции, где можно было привести машину в порядок в случае поломки.

Первые АЗС в России начали появляться с 1911 года.

Но это были лишь попытки сделать нечто подобное. Полноценные заправки начали функционировать лишь в СССР, после окончания Второй мировой войны. В тот момент стартовало производство отечественного автопрома, а именно «Победы», «Москвичей» и «Волг». Производство автомобилей было небольшим, следовательно, заправочные станции можно было пересчитать по пальцам. Однако они в полной мере покрывали нужды автомобилистов в то время.

Главная отличительная черта советских АЗС – «безналичный» расчет за топливо. Бензин получали за талоны. Их можно было приобрести в специальных магазинах.

Замечательной иллюстрацией служит советский фильм «Королева бензоколонки», в котором отображена такая система приобретения талонов.

кадр из фильма «Королева бензоколонки» 1962 год

Советский союз позаботился и о комфорте иностранных граждан. Для них были построены отдельные заправочные станции, на которых был доступен АИ-95. Иностранные автомобили уже были на новой ступени развития, соответственно, бензин отличался от тогдашнего в СССР.

Талоны на бензин отменили только после «перестройки». Однако некоторые послабления были зафиксированы уже перед Олимпиадой, прошедшей в 1980-м году.

bagio-winter