rdsbanner
Игорь Титов

История одного гонщика: Жиль Вильнев

Сегодня новым героем нашей рубрики станет пилот, чьим именем назван автодром в Монреале, но так и не сумевший завоевать чемпионский титул просто потому что не хотел портить гонку своему напарнику. Сегодня мы познакомим вас с Жилем Вильневым.

Жозе́ф Жи́ль Анри́ Вильнёв родился 18 января 1950 года в Шабли, провинция Квебек, Канада. С юных лет Жиль начал выступать в гонках на снегоходах. В последствии опыт, полученный на соревнованиях по снегу позволил пилоту стать одним из лучших гонщиков в сериях «Формула-Форд» и «Формула-Атлантик» в Канаде. Дело в том, что в гонках на снегоходах пилоты, едущие позади лидера, попадают под снежную бурю в воздухе, из-за чего видимость становится ужасная. Навык вождения практически «в слепую» дал Жилю возможность чувствовать себя прекрасно даже в самые дождливые этапы.

В мир «Формулы-1» Жиль Вильнев во многом попал благодаря заклятому врагу Ники Лауды, Джеймсу Ханту. Английский гонщик был поражён мастерством Вильнева во время показательных выступлений в Канаде в 1977 году. После возращения Хант договорился с Тедди Майером, главой команды McLaren, взять Вильнева в пелетон. Тот согласился, предоставив Жилю болид прошлого года, McLaren с шасси M23. Вильнев стал третьим пилотом команды, это стало возможно только благодаря тому, что Хант и Йохен Масс на болидах с усовершенствованным шасси М26.

На своём первом Гран-При Великобритании в 1977 году Вильнев квалифицировался девятым и мог бы в гонке побороться за очки, но канадца подвёл термометр, который показывал немногую температуру. Из-за длительного пит-стопа в боксах Вильнев финишировал лишь одиннадцатым, но все равно получил звание «Пилот дня» за нехарактерно агрессивную и блестящую езду. В дальнейших планах McLaren по просту не было места для Жиля и ничего лучше ему предложить не могли, но спустя пару дней Вильневу позвонили из Маранелло. Канадцу предложили место Ники Лауда, который на тот момент уже был «на ножах» с руководством команды. На двух последних Гран-При сезона в 1977 году Вильнев выступил за Ferrari. В Мельбурне он занял 12 место, а во время заезда в Японии налетел на заднее колесо болида Ронни Петерсона, после чего взлетел в воздух и перемахнул через ограду, убив тем самым маршала и фотографа и ранив еще с десяток зрителей. После этого случая в прессе началась травля Вильнева.

В начале 1978 года негатив в сторону Жилья спал и он начал зарабатывать первые очки. На Гран-При Австрии Жиль финишировал третьим и завоевал свой первый подиум. На последнем этапе сезона в Монреале он смог завоевать свою первую из шести побед. После прошедшего года все наконец-то поняли: Вильнёв — это феномен, живая легенда.

После первого полного сезона в «Формуле-1» Энцо Феррари не рискнул ставить Вильнева первым пилотом, и поэтому он пригласил Джоди Шектера.

Жиль начал показывать результаты с самого начала сезона. На втором этапе в Бразилии он уже заработал первые очки, финишировав на 5 месте. На третьей гонке сезона в ЮАР он завоевал свою вторую победу в карьере. Кроме этого, в сезоне он еще дважды финишировал на первом месте и 4 раза становился серебряным призером. На всех этапах Вильнев показывал безупречный пилотаж, взять например заезд во Франции, где Жиль боролся с Рене Арну за второе место. Эта гонка вошла в историю «Формулы-1». В конце заезда Рене Арну ехал за Жилем, но не обгонял его, однако немногим позже он узнал о проблемах в болиде канадца, начал атаковать, установив походу гонки быстрый круг. Рене сумел обогнать Жиля, но сразу после этого мотор Рене начал терять свою мощность. Получившаяся на последних кругах плотная борьба Вильнёва и Арну считается одним из самых примечательных эпизодов в истории Формулы-1. На финише последнего круга Арну зашёл в последний поворот чуть шире, чем нужно, и Вильнёв смог проскользнуть вперед, финишировав на четверть секунды впереди соперника. Впоследствии оба гонщика очень высоко отзывались об этой борьбе.

По турнирной таблице в ходе сезона «Формулы-1» было понятно, Энцо Феррари допустил ошибку, не поставив Вильнева на место первого пилота и оставив его в отстающих. До этапа в Монце было непонятно, кто же из двух гонщиков Скудерии станет чемпионом, но заезд в Италии все должен был расставить на свои места. В случае победы Жиля — он становился чемпионом, но если он финиширует позже Шектера — титул достанется южноамериканцу.

В гонке Вильнев и Шектер стартовали с 5 и 3 позиции соотвественно. По словам самого Жиля, во время заезда он не старался атаковать своего напарника, потому что это был день Джоди, и карьера его напарника в «Формуле-1» уже подходила к концу.

Начало 80-х выдалось для Ferrari и Вильнева тяжелым: пилот смог лишь пять раз заехать в очковую зону, в то время как его напарник, Шектер, финишировал выше 7 места лишь однажды. Напарник Жиля досрочно завершил карьеру после 1980 года из-за отсутствия мотивации. Команде, по сути, больше приходилось бороться за право выхода на старт, а не за очки.

В 1981 году Ferrari построила свой новый турбомотор и готова была к новой борьбе. Место Шектера занял победитель Ле-Мана Дидье Пирони. В сезоне Вильнев одержал лишь две победы и не смог показать чемпионского результата в конце сезона, финишировав на 7 месте в личном зачете. Следующий сезон должен был оказаться для Жиля лучшим в карьере, если бы не катастрофа на Гран-При Бельгии 1982 года.

8 мая во время квалификации Вильнев показал время медленнее своего напарника. После того, как двумя неделями ранее в Имоле Пирони нарушил внутрикомандные договоренности и обогнал своего напарника, Жиль поклялся «бить» Дидье на каждой гонке. Так он и хотел поступить на квалификации в Бельгии.

За 8 минут до конца квалификации лучшее время Пирони было на 0,115 секунды быстрее, чем у Вильнева. Жиль выехал на трек для еще одной попытки «побить» своего напарника, но после прохождения поворота «Бутте» Ferrari на огромной скорости задевает передним левым колесом правое заднее колесо автомобиля March Йохана Масса — бывшего напарника Вильнёва по McLaren. Машина Жиля пролетает до поворота «Терламенбохт», совершив несколько ужасающих сальто, перед тем как рухнуть на асфальт.

Из-за перегрузок ремни безопасности сорвались с креплений, пилота выбросило из кокпита вместе с сиденьем. Жиль ударился затылком о столбик ограждения с такой силой, что с головы пилота слетел шлем. Подоспевший к месту аварии доктор Сид Уоткинс обнаружил, что гонщик не дышит. После сердечно-легочной реанимации дыхание удалось восстановить. Доктор также потом отмечал, что на гонщике не было не только шлема, но и ботинок, и даже носков. Что его поразило ещё больше, так это то, что при такой тяжести аварии на маленьком канадце не было ссадин, гематом и других видимых повреждений, но пульс был очень частым, лицо бледным, а зрачки были сильно расширены.

В госпитале Святого Рафаэля в Лёвене профессор Де Луз, сделав рентгеновские снимки, поставил диагноз: смертельный перелом позвоночника у основания черепа. Вскоре у него наступила клиническая смерть и все попытки его спасти оказались тщетны. 8 мая 1982 года в 21 час и 12 минут по Брюсселю, Жиля Вильнёва не стало.

В 1997 году мир еще раз услышал фамилии Вильнев, когда сын Жиля — Жак смог осуществить мечту отца и завоевал чемпионский титул в «Формуле-1».

rdsbanner