bagio-winter
Игорь Титов

История одного гонщика: Грэм Хилл и его «тройная корона»

Сегодня мы познакомим вас с единственным в истории автоспорта гонщиком, сумевшим не только заполучить самую престижную награду среди пилотов, но и воспитать будущего чемпиона мира по «Формуле-1». Позвольте представить, Грэм Хилл!
«Главными качествами гонщика являются концентрация, решительность и способность видеть дорожную ситуацию наперед. Мой Austin 1929 с неработающими тормозами развивал сразу все три этих качества» — Грэм Хилл.

Дорога в автоспорт

Норман Грэм Хилл родился в Лондоне 15 февраля 1929. Его отец работал маклером на бирже и мечтал о том, чтобы его сын отучился на экономиста и стал таким же маклером, как и он. Но в голове молодого Грэма были совсем другие интересы — гонки, автоспорт и машины.

Хилл младший окончил технический колледж и устроился механиком в компанию Smith & Son. На скопленные за время работы деньги Грэм купил свой первый мотоцикл, но практически сразу же попал на нем в аварию, врезавшись в припаркованный автомобиль и сломав бедро. После аварии левая нога Хилла стала немного короче правой.

После того, как будущий «король» автоспорта вернулся со службы на флоте, он вступил в Лондонский клуб по гребле и сильно увлекся этим видом спорта.

В возрасте 24 лет Грэм купил свой первый автомобиль — Austin 1929. И, как и с мотоциклом, Хилл сразу нажил проблемы с машиной. Во время поездки у него отказала тормозная система и Виллу пришлось тормозить шинами об тротуар. Несколькими годами позже он отметил, что водить Austin должен каждый начиняющий водитель, поскольку эта машина одновременно развивает в человеке все три качества, так важных для пилота: концентрацию, решительность и способность видеть дорожную ситуацию наперед.

Сразу хочется отметить, что просматривая биографию Грэма Хилла становится очевидно, что гонщиком он стал не столько по своему желанию, сколько по огромному количеству стечения определенных обстоятельств.

Например, в 1953 году в газете Хилл увидел объявление о том, что любой желающий может за небольшую плату прокатиться на настоящем гоночном Cooper, подходящий под регламент молодежного чемпионата «Формулы-3». Это был его первых входной билет в автоспорт, который он получил абсолютно случайно всего за несколько шиллингов, уплаченных за поездку на гоночном авто.

Персонал автошколы Brands Hatch, который проводил это мероприятие, разглядел в Грэме выдающиеся способности, и ему предложилм место механика. Спустя некоторое время юный гонщик начал карабкаться по карьерной лестнице и стал главным инструктором, но вскоре ушел оттуда из-за разногласий с начальством.

Несколько месяцев спустя произошло еще одно судьбоносное событие в жизни Грэма. Его друг Майк Костин предложил ему поехать вместе на автошоу в Лондоне. По дороге в столицу Англии Хилл познакомился со знакомым Майкла — Колином Чепменом, тем самым, что в 1952 году основал компанию Lotus Cars.

Знакомство с Чепменом полностью повернуло вектор жизни Хилла. Он стал механиком в команде Lotus, которая только готовилась принять участие в чемпионате «Формулы-1», но при этом и сумел договориться с Колином о шансе проявить себя за рулем болида.

«Формула-1»

В 1958 году Грэм Хилл дебютировал в «Формуле-1» на Гран-При Монако с автомобилем Lotus 12, к постройке которого лично приложил много усилий, опираясь на техническую базу, полученную за время работы механиком.

За 2 сезона Грэм принял участие в 16 Гран-При, финишировав лишь в четырех из них. Во всех остальных гонщик не смог добраться до финиша из-за технических проблем.

В 1960 году Хилл перешел в команду BRM и уже к третьей гонке заработал свой первый подиум, на Гран-При Нидерландов. Но, несмотря на частичный успех, оба сезона в 1960 и 1961 годах пилот закончил на 15-ом месте. Стоит отметить, что 17 сентября 1960 года в семье Хилла родился сын Деймон, который позже пойдет по стопам отца и станет чемпионом «Формулы-1».

Переворотным для самого гонщика и команды стал следующий, 1962 год, когда BRM была на грани закрытия из-за недовольства ее владельца — Альфреда Оуэна. Если бы команде не удалось завоевать чемпионский титул, Альфред бы просто распустил всех ее членов по домам. Неожиданно для всех, в BRM смогли сделать невозможное и Грэм Хилл впервые стал чемпионом мира родом из Великобритании, сумевшим выиграть на машине английском сборки. Из девяти Гран-При сезона 1962 года Хилл выиграл в четырех из них.

Следующие три года пилот провел закрепившись на второй строчке чемпионата, трижды одерживая победу на Гран-При Монако, чем обеспечив себе первый пазл в «тройной короне» гонщика.

Вторая часть «тройной короны»

В 1966 году «Формула-1» перешла на новый регламент с 3-литровым мотором и BRM, как и многие другие команды, оказалась не готова к грядущим переменам. Как итог, 5 место в личном зачете. Неудачный сезон в F1 не стал трагедией для Хилла, поскольку в том же году на гонке «500 миль Индианаполиса» ему удалось завоевать победу с первого раза и добавить еще один фрагмент к «тройной короне».

В следующем, 1967 году Грэм Хилл вернулся в команду Lotus к уже знакомому нам Колину Чепмену. Дуэт Хилла и его напарника Кларка громил всех. В 1968 году Грэм получил свой второй и последний чемпионский титул.

1969 год чуть не стал трагическим для команды и самого Хилла. Во время Гран-При Испании на автомобиле Lotus выявился опасный дефект: во время гонки у болида Хилла и его напарника Йохана Риндта в одном и том же повороте произошло столкновение с отбойником из-за лопнувшей стойки заднего антикрыла. Спустя несколько Гран-При инцидент повторится. В США Грэм вылетел с трассы, но смог вытолкать свой болид обратно на асфальт, забыв при этом пристегнуть ремень безопасности. На 91 круге Хилл не справился с управлением и вылетел из кокпита. Как итог инцидента: многочисленные переломы ребер, ног. 5 месяцев спустя гонщик вернулся на трассу, но предыдущих успехов не снискал.

«Коронация»

Последним недостающим звеном для «коронации» Грэма Хилла была победа в гонке «24 часа Ле-Мана». В 1972 году в возрасте 43 лет Хилл совместно с Анри Пескароло принял участие в самом престижном суточном марафоне. Французская гонка с первой же попытки покорилась английскому гонщику и его визави. С тех пор никто так и не смог повторить успех Хилла. Некоторым удалось собрать две из трех необходимых побед. На сегодняшний день единственным пилотом, который способен стать вторым в истории гонщиком с «тройной короной» является Фернандо Алонсо. На полке в доме Алонсо уже давно пылятся кубки за победу на Гран-При Монако и совсем недавно появился еще один — за победу в марафоне «24 часа Ле-Мана». В следующем году Фернандо примет участие в Indy 500 и, возможно, спустя 47 лет, станет первым преемником легендарного Грэма Хилла.

История с Берни Экклстоуном и собственная гоночная команда

В конце 1972 года Берни Экклстоун лично уволил Хилла из команды Brabham. На тот момент Грэму было уже 43 года, но юношеского упорства он не растерял и к следующему сезону создал свою команду при поддержке табачного спонсора Embassy. Однако болид, созданный на шасси компании Shadow оказался неудачным и устаревшим. Сезон был провален.

На следующий год Хилл заказал машину у команды Lola, но и на ней выступать было крайне тяжело. За 15 этапов на болида Т370 Грэм смог набрать лишь одно очко. Напарник Грэма, Гай Эдвардс и вовсе не смог набрать ни одного балла.

1975 год

К сезону 1975 года глава Embassy Hill принял решение не менять шасси и доработать уже использовавшееся от компании Lola. Дебют новой машины T371, которую сам Грэм переименовал в Hill GH1, пришелся на третий этап сезона и прошел достаточно удачно — пилот команды Штоммелен Рольф смог финишировать на седьмом месте. Но после, на Гран-При Испании, на 26 круге заднее антикрыло на болиде Штоммелена оторвалось и болид вылетел с трассы, а его обломки перервали жизнь одного фотографа и троих судей.

История Грэма Хилла как пилота «Формулы-1» закончилась на Гран-При Монако того же года, когда он не смог квалифицироваться и принять участие в этапе. В чемпионате команда продержалась до конца 1975 года, но успехов не продемонстрировала и ввиду смерти Хилла была ликвидирована в начале 1976 года.

Как закончись жизнь величайшего гонщика

29 ноября 1957 года с тестов в Ле-Кастелле в Англию возвращались Грэм Хилл, Тони Брайз, конструктор Столлмэн и трое механиков — Терри Ричардс, Рэй Бримбл и Тони Элкок. За штурвалом находился сам Хилл. Самолет пересек Ла-Манш и взял курс на аэропорт «Элстри» на западной окраине Лондона. За несколько километров до столицы Великобритании самолёт попал в полосу густого тумана, видимость резко упала. Скорее всего, из-за сильного встречного ветра было израсходовано все топливо, и Грэм Хиллу пришлось совершить вынужденную посадку. При заходе на посадку самолёт зацепил верхушки деревьев, рухнул на землю и взорвался. Все пассажиры погибли.

После смерти самого Грэма и его команды, фамилия легендарного гонщика еще долго звучала в теле- и радиоэфирах по всему миру. Связано это было с его сыном Деймоном, который хоть и не снискал той же славы, что и отец, но все же в 1996 году стал чемпионом мира по «Формуле-1».

bagio-winter