История Harley-Davidson: интересные факты о бренде и его мотоциклах
История компании началась с увлечения мототехникой двух братьев, Уолтера и Артура Дэвидсонов, и их друга Уильяма Харлея. Человечество знает немало примеров, когда для осуществления большой и яркой мечты нужно лишь страстное желание, упорство и единомышленник, так было и с Harley-Davidson. Молодые друзья собирали свои первые мотоциклы вручную, буквально из подручных средств. Так, карбюратор первого Harley был сделан из обычной консервной банки. А название легендарного бренда появилось благодаря тетушке одного из братьев, которая на двери маленького сарая, где юные конструкторы собирали своё детище, в шутку написала красной краской – Harley-Davidson Motor Company.
И в 1903 году мир получает первый мотоцикл Harley-Davidson. У него был одноцилиндровый двигатель мощностью 2 л.с и велосипедные педали для разгона до скорости, после которой запускался мотор. Так, максимально можно было разогнаться до 7-8 км/ч. Но, конечно, продавать такой мотоцикл никто не собирался, а вот вторую доработанную модель уже начали продавать на рынке по несколько экземпляров в год. Но даже имея стабильные заказы и успешные выступления на гонках, в течение первых нескольких лет все мотоциклы Harley-Davidson всё также собирались в стареньком сарае. Много позже, когда появились первые производственные площади, сарай перенесли в производственный цех как символ истории компании.
основатели Harley-Davidson
И уже в 1907-м году «Харлеи» начинают поставлять в отделения местной полиции. Конечно, внешний вид был еще далек от привычного нам мотоцикла, и было всего два цвета – черный и серый. Но спросом мотоциклы пользовались, и в 1917-м заказ на H-D с коляской (для установки пулеметов) поступает от американской армии, для того, чтобы противостоять на них мексиканским революционерам. Благодаря этим заказам от полиции и американской армии компании Harley-Davidson позднее удастся пережить время Великой депрессии, когда многие производители вынуждены были закрывать свои заводы.
А в 1920-х годах происходят сразу два значимых события для компании: во-первых, объём двигателя достигает 1200 кубических сантиметров, а во-вторых, гоночная команда Harley-Davidson выбирает себе талисманом поросенка. Команда побеждает, и гонщик проезжает круг почета с поросенком в руках – так появилось прозвище Harley Hogs (hog — от анг. кабан). Такое имя надолго закрепилось за обладателями мотоциклов, но позднее его заменили на Harley Owners Group.
Вторая мировая война дала компании Harley-Davidson новый виток развития. Мотоциклы поставлялись не только американской армии, но и союзникам. У наших солдат H-D был на хорошем счету и наша страна получила около 30 000 мотоциклов, а после войны на этих самых военных «Харлеях» стали ездить милиционеры.
В это время в Америке солдаты, возвращавшиеся с боевыми «Харлеями», образуют новое, для тех времен неожиданное движение. Военные чувствуют свою ненужность и неприспособленность к простой жизни и, разодетые в кожаные куртки с надписями, начинают гонять по дорогам США – громят, грабят и даже подвешивают на дерево мотоциклы других брендов. По сути, это была одна из ранних разновидностей байкерского движения - дело не в разбойных действиях, а в едином духе, новом стиле одежды и даже особенностях их мотоциклов. Именно тогда новые оригинальные «фишки» стали придумывать сами мотоциклисты, а не конструкторы, так, например, появился легендарный цвет «металлик» на мотоциклах Harley-Davidson – солдаты просто добавили специальную пудру с металлом в краску и красили детали байка сами.
В 1950-х компания испытывает сложности и ее выкупает AMF. На время Harley теряет свою индивидуальность и популярность. Выкупить акции родственникам семей Дэвидсонов и Харлеев удается лишь в 1981 году. Начинается возрождение компании и, одновременно, светлая успешная эпоха H-D – появляются новые модели, победы гонщиков на мотоциклах бренда, открываются производственные заводы марки. И в 80-е появляется самый большой мотоклуб Harley-Davidson с количеством участников 90 тысяч человек, а через 30 лет он стал насчитывать уже миллион участников. Конечно, культовый бренд не обошел вниманием Голливуд – в 90-е выходят фильмы «Терминатор» и «Терминатор-2», где главный герой гоняет на новой модели Softtail Fat Boy. Причем по легенде, название этого мотоцикла – объединение названий двух атомных бомб «Толстяк» (Fat) и «Малыш» (Little Boy), что были сброшены на Нагасаки и Хиросиму.
Что касается сегодняшних дней, то в модельном ряду несколько линеек мотоциклов. Часть моделей задумана для молодых водителей, часть представляет классический американский мотоцикл. Считается, что вторая половина XX века – это время Harley-Davidson. Мотоциклы бренда активно снимали в многочисленных фильмах, и байки пользовались огромным спросом среди потребителей.
Причем, если в 80-е большинству владельцев «Харлеев» было меньше 35 лет, то в 2008 этот возраст увеличился до 48. Но особенность этого мотоцикла в том, что каждому своему обладателю он давал именно то, чего тому не хватало. Солидным и взрослым людям, «Харлей» возвращал чувство жизни, ощущение юности, те времена, когда они слушали рок, имели смелые мечты и выбирали дороги, уходящие в неизвестную даль. А для молодого поколения Harley-Davidson был пропуском в мир легендарного и культового.
Этот удивительный мотоцикл всегда притягивает к себе. Неважно, кто ты - простой офисный работник или небожитель Голливуда - кто только не попадал под чары этого байка! Тут вам и великие спортсмены, и популярные музыканты, и даже папа римский Франциск. Правда, папа владел именным байком Harley-Davidson Dyna Super Glide с надписью Francesco всего год, а затем его продали на аукционе за 241 500 евро. Байкерская куртка папы тоже обошлась новому владельцу недешево – в 57 500 евро.
В наши дни, наверное, Harley-Davidson даже не нуждается в рекламе, потому что любой, даже далекий от мотоциклов человек, знает или слышал о «Харлее». Представители компании используют данный факт в маркетинговых целях, и в рекламе бренда смело заявляют, что среди самых частых слов для татуировки используется «мама», а затем - Harley-Davidson.
Компания Harley-Davidson постоянно развивается и в прошлом году она представила миру электромотоцикл LiveWire. Разгон до 60 миль в час занимает у него 3 секунды при емкости аккумуляторной батареи 15,5 квт.ч, что считается рекордом для данного сегмента, мощность электрического двигателя - 105 л.с, а максимальная скорость - 177 км/ч. И дополнительный бонус: этот мотоцикл имеет порт USB-C для зарядки телефона. Вот это технологии!