История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

Рассказываем о том, как массово истреблялось мирное население во время Второй Мировой войны без помощи оружия – в мобильных камерах.


В Третьем Рейхе история использования газовых фургонов для убийства евреев, поляков, цыган, душевнобольных и заключенных на оккупированных территориях началась с нацистской программы эвтаназии в 1939 году. Удушение газом показалось нацистам вполне подходящим вариантом, так что, недолго думая, решение начали приводить в исполнение.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

Первыми жертвами стали польские и еврейские заключенные психиатрических больниц. Свидетели сообщают, что с декабря 1939 года передвижные газовые камеры использовались для убийства заключенных лечебниц в Померании, Восточной Пруссии и Польше. Фургоны использовали зондеркоманды Герберта Ланге, и их участие должно было ускорить процесс убийства. Во время Войны зондеркоманды, укомплектованные из пленных, использовались для того, чтобы облегчить работу СС – последние психологически не справлялись с регулярными массовыми казнями. Благодаря такому маневру отпадала необходимость перевозить пленников в газовые камеры, а потом в похоронные рвы или крематории.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

Мобильные камеры смерти работали по тем же принципам, что и стационарные газовые камеры: из стальных баллонов через резиновый шланг водитель выпускал чистый СО в специальную герметичную конструкцию, которая имела форму коробки и размещалась на шасси. Газвагены напоминали передвижные фургоны или грузовики для доставки грузов и для маскировки их называли Kaiser's Kaffee Geschäft, что в переводе означает «кофейня Кайзера».

Люди Ланге уничтожили множество пациентов в госпиталях Вартеланда в 1940 году. Они подъезжали к больницам, забирали людей, грузили их в фургоны и травили газом. С 21 мая по 8 июня 1940 года зондеркоманда убила 1558 больных только из концлагеря Зольдау.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

В августе 1941 года шеф СС Генрих Гиммлер присутствовал на демонстрации массового расстрела евреев в Минске, после которого его стошнило. Вернув себе самообладание, Гиммлер решил, что следует найти альтернативные методы истребления людей, чтобы меньше травмировать чувствительные арийские сердца. Он приказал изучить более «удобные» способы убийства, которые были бы менее нервирующими для палачей. Потрясающий до ужаса цинизм…

Подчиненные Гиммлера стали искать выход и нашли его. Альберт Видманн из Криминально-технического института в РСХА (штаб имперской безопасности) и офицер СС Артур Небе, глава имперской криминальной полиции, вместе разработали метод использования выхлопных газов в мобильных фургонах.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

Кстати, оба эти находчивых господина активно участвовали в создании Программы умерщвления «Т-4» – человеконенавистнической программе нацистов, направленной на убийство людей, которые, с точки зрения официальной идеологии, были недостойны жизни в «великом арийском обществе». Проще говоря, это были люди с инвалидностью, психическими отклонениями, наследственными болезнями (или просто те, кто болел более 5ти лет). Изначально таких людей стерилизовали, а потом решили, что проще и дешевле будет их истреблять, причем не важно, в каком возрасте.

Небе и доктор Видманн сначала провели экспериментальное убийство с использованием взрывчатки. Двадцать пять душевнобольных были заперты в двух бункерах в лесу под Минском. Первый взрыв убил лишь некоторых и потребовалось много времени и усилий, чтобы вторым взрывом прикончить остальных. Поэтому применение взрывчатых веществ признали неудовлетворительным.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

Через несколько дней в Могилеве Небе и доктор Видманн провели эксперимент с ядовитым газом. В местном сумасшедшем доме в герметично закрытой комнате с двадцатью-тридцатью больными провели две трубы. Снаружи была припаркована машина, выхлопная труба которой шлангом была соединена с отверстием в стене. Двигатель машины был включен, и угарный газ начал просачиваться в помещение. Через восемь минут люди в комнате все еще были живы. Но когда в ход пошла вторая машина – все несчастные погибли уже через несколько минут.

Так появился полноценный «газваген», хотя нечто похожее использовал Ланге полутора годами ранее. Но теперь не нужно было тратиться на установку специальных баллонов и СО. Новые фургоны были специально сконструированы так, что смертоносные выхлопные газы по металлическим трубам отправлялись в герметичные грузовые отсеки, до отказа набитые обреченными. В большинстве случаев жертвы задыхались и отравлялись угарным газом и другими токсинами, содержащимися в выхлопах, когда фургоны перевозили их в свежие ямы или овраги для массового захоронения. Но некоторые просто теряли сознание и тогда оказывались заживо погребенными.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

К июню 1942 года основной производитель газовых фургонов, Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH, поставил 20 газовых фургонов в двух моделях, рассчитанных на 30-50 и 70-100 человек. К концу войны не осталось ни одного газового фургона. Об их существовании впервые стало известно в 1943 году во время судебного процесса над нацистскими коллаборационистами, участвовавшими в отравлении газом примерно 30-60 мирных жителей в Краснодаре. Часто казнями занимались айнзацгруппы – нацистские «эскадроны смерти», массово истреблявшие население на оккупированных территориях. Иногда им в этом помогали особо ретивые местные жители.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

Вам, наверное, кажется, что на такие чудовищные преступления были способна только кровожадные нацисты? Отнюдь. Еще до того, как в Германии были освоены эти фургоны смерти, их уже вовсю использовали наши НКВДшники. Правда, в России такое новаторство в народе называли «душегубками». Считается, что изобретателем таких фургонов был Исай Берг, работник НКВД, со всей ответственностью подходивший к исполнению решений «троек» – созданных приказом Ежова репрессивных органов. Борцы с «антисоветчиной» выносили такое количество смертных приговоров, что часть повинных приходилось уничтожать в «газвагенах». Как показала эксгумация останков жертв, на черепах некоторых трупов не было следов пулевых ранений, что укрепило версию использования мобильных газовых камер.

История «душегубки»: кто и как использовал газовую камеру на колесах

По показаниям офицера НКВД Николая Харитонова в 1956 г., Берг сыграл важную роль в производстве газовых фургонов. Берг стал начальником административно-хозяйственного отдела Московского НКВД летом 1937 года, ему было поручено наблюдение за Бутовским полигоном. Берг должен был подготовить место к массовым расстрелам жителей Москвы и сделать так, чтобы эти казни проходили «гладко». Согласно показаниям Федора Чеснокова, члена расстрельной команды Берга, использовались грузовики, которые были снабжены клапанами, через которые газ мог направляться внутрь транспортных средств.

Сам Берг не пережил «большую чистку»: обвинили палача, как и полагается, в «троцкизме» и очень скоро расстреляли. Кстати, среди предъявленных обвинений ему вменяли и использование «газвагенов». Так бесславно окончил свои дни главный палач Бутовского расстрельного полигона и предполагаемый изобретатель «душегубки».


Вам будет интересно

Случайные материалы